В 2012 году, как и прогнозировало ИА REGNUM, события в Бессарабии и Румынии развивались по сценарию "перманентизации" политического кризиса и проявления новых центробежных тенденций, в то время как Приднестровская Молдавская Республика, несмотря на ряд внутриполитических конфликтов, явила собой фактор стабильности в регионе.

Бессарабия: Кризис закончился, да здравствует кризис!

Главным событием года для внутриполитической ситуации в Бессарабии стало избрание в марте президентом страны бывшего главы Высшего совета магистратуры Николая Тимофти. Это произошло после двух с половиной лет неспособности парламентариев избрать главу государства, неоднократных роспусков парламента и досрочных парламентских выборов, а также многократных и неудачных попыток изменить конституцию страны. В итоге правящему Альянсу за евроинтеграцию (АЕИ) при помощи отколовшейся от коммунистов "группы Додона" удалось собрать необходимые 62 голоса для избрания "непартийного" и "неполитического" президента, который, однако, очень быстро проявил свои политические пристрастия и убеждения, не уступающие по степени русофобии и градусу антироссийской и прорумынской риторики позициям лидера либералов Михая Гимпу.

Появление президента, впрочем, отнюдь не положило конец затяжному политическому кризису в стране. Крупнейшая оппозиционная Партия коммунистов (ПКРМ) до сих пор не признает Тимофти президентом, называет Альянс за евроинтеграцию "узурпаторами" и продолжает требовать роспуска "нелегитимного" парламента, несмотря на то, что сама же отказалась от бойкота его работы и принимает участие в пленарных заседаниях. Что касается АЕИ, то избрание президента несколько сгладило отношения между партиями правящей коалиции, позволив им переключить внимание на борьбу с оппозиционной компартией. В апреле подконтрольный правящему альянсу Координационный совет по телевидению и радиовещанию отозвал лицензию у прокоммунистического телеканала NIT, а в июле по инициативе либералов парламент принял решение об осуждении тоталитарного коммунистического режима и запрете коммунистической символики ("серп и молот"), которую до сих пор использовала в качестве партийной символики ПКРМ.

В рядах самой Компартии между тем продолжился и углубился раскол. За год ряды ее парламентской фракции покинули еще 5 депутатов: Вадим Мишин, Олег Бабенко, Татьяна Ботнарюк, Ион Чебан и Сергей Сырбу. В итоге из 42 депутатов избранных в нынешний парламент от ПКРМ, во фракции коммунистов осталось лишь 34 парламентария, что лишает ее возможности блокировать даже конституционные изменения. Несмотря на очевидный рост недовольства и протестных настроений в обществе, популярность ПКРМ, согласно всем соцопросам, продолжает снижаться. Компартия, как и ранее, не в состоянии "оседлать" протестную общественную волну. Не удается это, впрочем, и появляющимся на левом фланге мелким новым партиям, создаваемым бывшими коммунистами. Запрос на новую протестную силу на политической сцене Бессарабии в минувшем году так и остался без ответа.

Главным же провалом левых и левоцентристов в минувшем году стал крах инициативы социал-демократов о проведении референдума о присоединении Молдавии к Таможенному союзу. 3 августа ЦИК отказал инициативной группе в организации референдуме, установив, что почти 198 тыс. подписей в поддержку этой идеи из 232 тыс. собранных являются сфальсифицированными. В итоге лишь около 34 тыс. подписей были признаны действительными, в то время как для организации референдума необходимы 200 тыс. действительных подписей. После этого Партия коммунистов, до тех пор не только не участвовавшая в сборе подписей, но и резко критиковавшая инициативу о проведении плебисцита, согласилась попытаться инициировать соответствующий референдум посредством своей фракции в парламенте страны. На заседании парламента 27 сентября депутаты от Альянса за евроинтеграцию отклонили данную инициативу, аргументировав это ее "юридической безграмотностью" и несовместимостью с процессом "присоединения Молдавии к Европейскому союзу".

В то же время продолжается консолидация румыноунионистских организаций с обоих берегов Прута. Специально созданная для координации этого процесса гражданская платформа Actiunea-2012 провела целую серию громких акций и шествий в различных городах Бессарабии. При этом "Марши объединения" в бессарабских городах Кишинев, Кагул и Бельцы в большинстве своем заканчивались столкновениями со сторонниками молдавской государственности, и во избежание открытых столкновений и насилия полиции неоднократно приходилось эвакуировать унионистов с места событий.

В этом же году бессарабская судебная система окончательно легализовала идеологию румыноунионизма в Бессарабии. 24 октября Высшая судебная палата РМ приняла не подлежащее обжалованию решение обязать министерство юстиции зарегистрировать новый устав румыноунионистской Национал-либеральной партии (НЛП), в котором целью партии объявлено объединение Молдавии с Румынией. Стоит отметить, что ранее, в начале июля, такое же решение приняла кишиневская Апелляционная палата.

Другим успехом румыноунионистов стала кампания по выборам в парламент Румынии. В рамках кампании гражданская платформа Actiunea-2012 инициировала румыноунионистский "Пакт для Бессарабии", предусматривающий скорейшее присоединение Бессарабии к Румынии. В итоге данный документ подписали более 400 кандидатов в депутаты, среди которых представители почти всех основных румынских партий, участвующих в выборах, в том числе все четверо претендентов на депутатское кресло по второму зарубежному округу, включающему в себя Бессарабию. Выборы на данном участке превратились в соревнование, кто из кандидатов больше других "хочет присоединить Бессарабию". А один из кандидатов Виктор Алексеев и вовсе нанял в качестве своего агитатора в Бессарабии бывшего учителя географии из Бельц Виктора Кравченко, который стал известен после появления в интернете видеоролика, где он оскорбляет русскоязычных учеников по национальному признаку, используя нецензурную лексику и угрозы физической расправы.

Несмотря на фиксируемое соцопросами продолжающееся снижение общественной поддержки курса "евроинтеграции", власти страны продолжают говорить о его "необратимости" и даже пытаться придать ему характер национальной идеи. 25 мая парламент под давлением ЕС и вопреки позиции большинства населения и церкви принял в двух чтениях "Закон об обеспечении равенства", защищающий права сексуальных меньшинств. Поддержать пошатнувшиеся позиции сторонников "евроинтеграции" в Кишинев в августе прибыла канцлер Германии Ангела Меркель, а в ноябре - председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. При этом оба высокопоставленных гостя, похвалив бессарабские власти за "европейские реформы", и назвав РМ "лидером" программы "Восточное партнерство", призвали Кишинев набраться терпения как в процессе "евроинтеграции", так и в вопросе разрешения молдавско-приднестровского конфликта.

Деавтономизация Гагаузии и автономизация Бельц

На фоне нарастания "евроинтеграционного" психоза бессарабской власти с новой силой заявили о себе регионалистские центробежные тенденции, причем на этот раз не только на юге, но и на севере страны. Политический класс Гагаузии, впрочем, вплоть до октября был занят подготовкой, а затем и "разбором полетов" по итогам главного внутриполитического события автономии - выборов в Народное собрание (парламент) Гагаузии. По итогам выборов большинство в НСГ удалось сформировать движению "Новая Гагаузия" комратского мэра Николая Дудогло. Впоследствии, однако, оказалось, что истинным "хозяином положения" в новом созыве НСГ стало вовсе не гагаузское движение, а Демпартия Молдавии, решение о слиянии с которой "Новая Гагаузия" приняла на своем съезде 24 ноября.

Это, впрочем, не помешало представителям "Новой Гагаузии" в Народном собрании уже 30 ноября вместе с другими депутатами НСГ единогласно проголосовать в поддержку инициативы о проведении в автономии местного консультативного референдума по вопросу о присоединении Молдавии к Таможенному союзу России-Белоруссии-Казахстана. Впоследствии, однако, депутаты НСГ от "Новой Гагаузии" стали открещиваться от данной инициативы. В свою очередь депутаты НСГ от Партии коммунистов заявили, что руководство Народного собрания пытается отменить уже принятое решение о проведении плебисцита под давлением из Кишинева. При этом депутаты-коммунисты предполагают, что именно ДПМ заставляет руководителей НСГ отказаться от неудобной для кишиневских властей инициативы о референдуме.

В целом же, Гагаузия в 2012 году, в отличие от предыдущих нескольких лет, оказалась на задворках общереспубликанской политики, практически отказавшись от собственной альтернативной Кишиневу политической повестки дня. Даже политические силы Гагаузии, ранее продвигавшие автономный политический дискурс, пошли на тесное сближение (вплоть до слияния) с кишиневскими партиями, в результате чего гагаузская политика все более превращается лишь в слабую и вторичную тень кишиневского политического "междусобойчика".

На этом фоне роль центра протестных политических настроений переместилась в "северную столицу" - второй по величине, преимущественно русскоязычный город Бессарабии Бельцы. Помимо уже упомянутых столкновений между румыноунионистами и сторонниками молдавской государственности Бельцы в минувшем году отметились целым рядом громких инициатив, неизменно приводивших к конфликтам с Кишиневом. Сначала Муниципальный совет Бельц, где большинство мест принадлежит Компартии, потребовал от Кишинева переводить всю корреспонденцию на русский язык, затем присвоил официальный статус, наряду с официальным румынским триколором, красно-синему знамени с гербом средневекового Молдавского княжества и, наконец, инициировал проведение референдума об автономии Бельц. Последние два решения, впрочем, были тут же отменены судом по требованию кишиневской Госканцелярии. А инициатива о Бельцкой автономии была перехвачена правительством и в примитивизированной и безопасной для Кишинева форме (формального наделения Бельц статусом административно-территориальной единицы второго уровня, как и в случае со столицей Кишиневом, однако без наделения значимыми дополнительными полномочиями) реализована центральными властями.

В целом, несмотря на активизацию протестных настроений в Бельцах, Кишиневу пока удается административно обыгрывать недостаточно опытных в политическом плане представителей бельцких властей. С учетом сохранения высокого градуса протестных настроений среди населения Бельц, в наступившем году стоит ожидать продолжения противостояния местных властей с центром с потенциальной перспективой превращения Бельц в еще одну стабильно "горячую" в политическом плане точку на карте страны. Перспективной для "северной столицы" РМ, как и для Гагаузии (в случае сохранения ею остаточных автономистских настроений), является ориентация на Приднестровскую Молдавскую Республику. Актуальность такого выбора подтверждается и прозвучавшим под занавес года от президента ПМР Евгения Шевчука, пока в качестве неофициального и полушутливого намека, предложение Бельцам и Гагаузии "присоединиться к Приднестровью". Других шансов отстоять свою политическую, геополитическую и языковую идентичность перед доминирующим диктатом из Кишинева ни у Комрата, ни у Бельц нет.

Молдавско-приднестровское урегулирование: "малыми шагами" в противоположных направлениях

Начало 2012 года характеризовалось подогреваемым из Кишинева обострением ситуации в Зоне безопасности после того, как 1 января на посту Совместных миротворческих сил №9 российский миротворец смертельно ранил пьяного жителя близлежащего молдавского села Пырыта, неоднократно атаковавшего миротворческий пост за рулем не принадлежавшего ему автомобиля и при отсутствии водительских прав. В ходе организованных Кишиневом протестов жителей близлежащих сел, граждане РМ на протяжении двух недель ежедневно продолжали атаковать миротворческий пост и разрушать его инфраструктуру. 13 января Объединенная контрольная комиссия, координирующая миротворческую операцию на Днестре, обратилась к сторонам с рекомендацией не допускать действий, дестабилизирующих обстановку на центральном участке Зоны безопасности, после чего ситуация в районе поста №9 стабилизировалась.

В течение года бессарабские и российские следственные органы проводили параллельное расследование инцидента, периодически обвиняя друг друга в отказе от сотрудничества, сокрытии улик и препятствовании следственным действиям. В итоге в декабре МИД РФ проинформировал о том, что применение оружия российским миротворцем было признано судом правомерным, и уголовное дело в отношении него было прекращено за отсутствием состава преступления. В свою очередь Генпрокуратура РМ заявила, что не согласна с судебным вердиктом и продолжит преследование оправданного судом российского миротворца.

Так или иначе, сам инцидент на посту №9 послужил поводом для активизации противоречащих ранее достигнутым договоренностям требований Кишинева о ликвидации миротворческих постов и преобразовании формата миротворческой операции. Данное требование в течение года окончательно закрепилось в официальной позиции Кишинева, наряду с продолжающимися (и также противоречащими Соглашению о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта) требованиями о выводе с территории ПМР Оперативной группы российских войск (ОГРВ), охраняющей складированные там российские вооружения. При этом, несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из ПМР, звучащие на протяжении трех с лишним лет нахождения у власти в РМ Альянса за евроинтеграцию, о своем выходе из Соглашения 1992 года Кишинев до сих пор не объявил.

Главным нововведением вступившего в конце 2011 года в должность президента ПМР Евгения Шевчука в молдавско-приднестровском урегулировании стала предложенная им тактика "малых шагов", заключающаяся в поэтапном решении сторонами социально-экономических вопросов без перехода к политическим аспектам урегулирования. Несмотря на закрепление данного принципа в официальной повестке дня переговорного процесса, сначала Кишинев, а следом и такие посредники, как ОБСЕ и Украина, а также наблюдатели ЕС и США - стали все активнее требовать перехода к "третьей переговорной корзине", касающейся политических вопросов, в первую очередь - статуса Приднестровья. При этом указание Тирасполя на неизменность своей позиции относительно курса на независимость и международное признание в Кишиневе называют "противоречащим общему контексту переговоров". В свою очередь сам Кишинев ни на миллиметр не отходит ни от своей стартовой переговорной позиции об урегулировании конфликта на основе "территориальной целостности" и "унитарного статуса", ни от принятого в одностороннем порядке закона 2005 года, виртуально "наделяющего" Приднестровье статусом автономии в составе РМ.

Главным и единственным существенным достижением тактики малых шагов в плане решения конкретных проблем между сторонами стало принятое в марте решение о возобновлении грузового железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья. Ни по поводу обещанного расширения пассажирского железнодорожного сообщения, ни по вопросу восстановления телефонной связи между РМ и ПМР сторонам договориться так и не удалось ввиду выдвигаемых Кишиневом заведомо неприемлемых политических условий. К концу года переговоры по большинству социально-экономических вопросов зашли в тупик. В целом же, взятая на вооружение Приднестровьем тактика "малых шагов" достигла, по крайней мере, одной из своих косвенных целей - лишний раз продемонстрировала недоговороспособность молдавской стороны. К настоящему моменту тактика "малых шагов" практически исчерпала себя, и вероятно уже в наступившем году ей на смену придет более жесткая и конфликтная модель переговорного процесса, при которой сторонам будет все сложнее делать шаги навстречу даже в социально-экономической сфере.

Приднестровская Молдавская Республика: "Знак Рогозина" и новая национальная идея

Внутриполитическая ситуация в Приднестровье в 2012 году характеризовалась относительной стабильностью с отдельными элементами противостояния команды нового президента Евгения Шевчука с партией "Обновление", по-прежнему контролирующей большинство в Верховном совете ПМР, и с бывшими чиновниками периода пребывания у власти Игоря Смирнова, в первую очередь - экс-главой МГБ Владимиром Антюфеевым. Последний покинул ПМР после того, как в январе у двери его квартиры при неустановленных обстоятельствах была взорвана граната, однако продолжил критиковать новую приднестровскую власть. В Тирасполе в отношении Антюфеева было начато уголовное преследование по обвинению в превышении полномочий.

Периодические "бодания" президента с парламентом в большинстве случаев завершались в пользу главы государства. Несмотря на прогнозы ряда политиков и экспертов, Шевчук не пошел по сценарию роспуска Верховного совета. Вместо этого он попытался консолидировать свои позиции в нынешнем депутатском составе, сформировав лояльную себе неформальную депутатскую группу из порядка 12 парламентариев. В то же время большинство в ВС по-прежнему остается за оппозиционной президенту партией "Обновление". Это значит, что в будущем году противостояние президента с парламентом может пойти по пути еще большего обострения и привести либо к переформатированию баланса сил в ВС, либо к попытке провоцирования его досрочного роспуска.

Осенью в Приднестровье была утверждена новая редакция Концепции внешней политики. В документе закреплен курс на построение независимого государства, а национальной идеей Приднестровья названа евразийская интеграция. Переговорный процесс с Кишиневом назван вторым приоритетом внешней политики республики, при этом принципы и цели переговорного процесса остались неизменными - это поиск двумя равноправными сторонами конфликта - Приднестровьем и Молдавией - взаимоприемлемых решений по всему спектру двусторонних отношений. В новой концепции внешней политики Приднестровье заявляет о незыблемости действующего миротворческого формата, выступает за его сохранение и развитие "вплоть до достижения справедливого, всеобъемлющего и окончательного политического урегулирования конфликта между Молдавией и Приднестровьем".

Заметным и знаковым событием для Приднестровья в минувшем году стало назначение на пост спецпредставителя президента РФ по Приднестровью вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина. Данное назначение в Тирасполе было встречено с воодушевлением и большими надеждами на новую российскую политику на Днестре. Рогозин дважды - в апреле и ноябре - посетил республику, и сделал ряд громких заявлений, вызвавших волну возмущения в Кишиневе. В то же время, существенных практических результатов в регионе Рогозину пока достичь не удалось. В частности зашли в тупик даже казавшиеся на определенном этапе успешными переговоры с Кишиневом по объявленному Рогозиным приоритетным вопросу об открытии российского консульства в Тирасполе. Не говоря уже о других инициативах, в частности, относительно установления гражданского авиасообщения с Приднестровьем и усиления российского военного присутствия в ПМР. Решение данных задач, жизненно важных как для России, так и для Приднестровья, останется актуальным и в наступившем году.

Экономическая ситуация в ПМР продолжает оставаться тяжелой. За минувший год властям удалось снизить дефицит бюджета с почти 70% (в бюджете-2012) до 48% (в пока не утвержденном президентом бюджете-2013). Благодаря финансовой поддержке России, а также действиям Центробанка ПМР золотовалютные резервы республики удалось поднять от отрицательного значения в начале года до почти $80 млн. в декабре. Тем не менее, вопросы дальнейшей экономической стабилизации в ПМР и оказания республике как финансовой, так и экспертной и технической поддержки со стороны России останутся актуальными и в 2013 году.

Румыния: Социал-либеральный хрен либерально-демократической редьки не слаще

Острейший политический кризис заставил Румынию в минувшем году несколько отставить в сторону геополитические игры и традиционные экспансионистские устремления и сконцентрироваться на внутренних проблемах. В феврале на волне протестных выступлений, захлестнувших многие города Румынии, ушло в отставку правительство Эмиля Бока. На смену ему пришел новый Кабмин во главе с бывшим главой внешней разведки Михаем Рэзваном Унгуряну. Новое правительство, однако, не продержалось у власти и 2-х месяцев. Уже в апреле парламент вынес Кабмину Унгуряну вотум недоверия, а пропрезидентская правящая коалиция Либерально-демократической партии и Демсоюза венгров распалась. Новое парламентское большинство было сформировано оппозиционным президенту Бэсеску Социал-либеральным союзом, состоящим из социал-демократов и национал-либералов. Новым премьером стал лидер социал-демократов Виктор Понта, а председатель Национал-либеральной партии Крин Антонеску возглавил Сенат, планируя впоследствии побороться за пост президента.

При этом дожидаться окончания второго президентского срока Траяна Бэсеску новая румынская власть не собиралась. 6 июля депутаты от Социал-либерального союза объявили Бэсеску импичмент, обвинив его в неоднократных нарушениях конституции. Президент в ответ обвинил лидеров СЛС в подрыве принципов правового государства и попытке узурпации власти. Озабоченность возможностью "отклонения" Румынии от пути демократии и построения правового государства выразили официальные представители Вашингтона и Брюсселя, а также канцлер Германии Ангела Меркель, открыто вставшие на сторону Траяна Бэсеску. По итогам состоявшегося 29 июля всенародного референдума об импичменте президенту Траяну Бэсеску, явка избирателей на плебисцит составила 8.459.053 человек или 46,24% от действующей избирательной базы при необходимом пороге в 50% + 1 голос. При этом за отставку Бэсеску проголосовали 87,52% избирателей, пришедших 29 июля на участки, против - 11,15%. СЛС обратился в Конституционный суд с просьбой признать референдум состоявшимся в связи с тем, что численность населения снизилась, и реальная избирательная база составляет около 16 млн граждан, а не 18,3 млн. Тем не менее, КС признал референдум несостоявшимся, и 28 августа Бэсеску вернулся к исполнению своего второго президентского мандата, который истекает в 2014 году.

9 декабря в Румынии состоялись парламентские выборы, на которых Социал-либеральный союз одержал убедительную победу, набрав 58,63% голосов на выборах в Палату депутатов и 60,1% - на выборах в Сенат. Пропрезидентский Альянс "Правая Румыния", созданный вокруг Либерально-демократической партии, набрал 16,5% голосов на выборах в нижнюю палату и 16,6% - в верхнюю палату. В парламент также прошли Партия народа Дана Дьяконеску (13,99% и 14,65% соответственно) и Демократический союз венгров Румынии (5,13% и 5,23% голосов). После выборов между входящими в СЛС социал-демократами и национал-либералами возникли противоречия относительно включения Демсоюза венгров (ДСВР) в правящую коалицию. Лидер социал-демократов Виктор Понта заявил о готовности к переговорам с венграми, в то время как глава национал-либералов Крин Антонеску выступил категорически против. В итоге СЛС принял решение отказать ДСВР во вхождении в правительственную коалицию. Лидер ДСВР Келемен Хунор со своей стороны представил общественности подписанное накануне выборов соглашение между Демсоюзом венгров и лидерами СЛС, согласно которому стороны обязались после выборов, независимо от их результатов, создать правящую коалицию, в рамках которой ДСВР должен был получить, в том числе, ряд мест в правительстве. Однако, по словам Хунора, после выборов венграм были неожиданно выдвинуты два условия - поддержка кандидата от СЛС на президентских выборах и отказ от внесения изменения в первую статью конституции, согласно которой Румыния является национальным, унитарным и неделимым государством. При этом, по словам Хунора, ДСВР был согласен на первое условие. А что касается второго пункта, то, как заявил политик, Демсоюз венгров ни при каких условиях не признает национальный и унитарный характер румынского государства, каковым оно является "разве что в мечтах некоторых румынских политиков". Хунор завил, что именно принципиальность по данному вопросу стала причиной невключения Демсоюза венгров в правящую коалицию.

Несмотря на то, что оппоненты Виктора Понты и Крина Антонеску во внутриполитической полемике относят их чуть ли не к русофильскому политическому спектру, смена власти в Румынии отнюдь не способствовала улучшению румыно-российских отношений. Напротив, после смены правящей коалиции отношения двух стран потряс целый ряд политических и шпионских скандалов, а новая власть в своих действиях и заявлениях оказалась ничуть не менее антироссийской, чем предыдущая.

В октябре в Бухаресте произошло ДТП с участием автомобиля посольства России в Румынии. По данным румынских СМИ, автомобиль, за рулем которого находился российский дипломат в статусе секретаря посольства, сбил 19-летнюю девушку, которая была госпитализирована в местную больницу. При этом дипломат отказался проходить тест на содержание алкоголя в крови и другие биологические исследования, воспользовавшись правом на дипломатический иммунитет. Румынская сторона передала России запрос о снятии иммунитета с российского дипломата, однако получила отказ со ссылкой на Венскую конвенцию о дипломатических отношениях. 24 октября в соответствии с положениями данной конвенции российский дипломат выехал с территории Румынии. Румынская сторона, однако, осталась недовольна "жестом" российской дипломатии, заявив, что отказ в снятии иммунитета с дипломата "может оказать негативное влияние на общественное восприятие подхода российской стороны", а "ответственность за последствия, спровоцированные таким шагом, ложится полностью и исключительно на российскую сторону".

Спустя несколько дней Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом Румынии задержал в аэропорту гражданина России, подозреваемого в промышленном шпионаже. По утверждению румынских правоохранителей, 42-летний гражданин РФ был задержан, когда пытался покинуть Румынию, имея при себе документы и геологические карты румынских государственных структур с информацией о залежах редкоземельных металлов и меди в румынском регионе Новая Молдавия (Moldova Noua). В свою очередь в посольстве России заявили, что не были проинформированы о задержании российского гражданина, несмотря на то, что Бухарест обязан был это сделать согласно международному законодательству. Вместо этого румынская сторона, вопреки дипломатической практике, решила придать инциденту медийный резонанс, и посольство РФ узнало о задержании своего гражданина из СМИ.

Менее двух недель спустя в эпицентр дипломатического скандала угодил уже румынский дипломат. В начале ноября военный атташе Румынии в Молдавии полковник Дан Тэнасе был задержан в центре Кишинева за управление автомобилем в нетрезвом виде. Будучи задержанным, румынский дипломат признался в употреблении алкоголя, а также прошел тест на содержание алкоголя, который показал более чем трехкратное превышение допустимой нормы. В тот же день Румыния отозвала дипломата из РМ, а румынские СМИ назвали инцидент "разработкой русских" и "ответом Москвы на инцидент в Бухаресте с российским агентом, который попал в аварию и был вынужден срочно бежать в Россию".

Обострились российско-румынские отношения и на международной арене. На осенней сессии ПАСЕ 1-5 октября представители Румынии попытались вынести на международный уровень вопрос "румынского золотого запаса", переданного в ходе Первой мировой войны на хранение в Россию и впоследствии частично возвращенного Бухаресту, а частично учтенного в счет компенсации за оккупацию Румынией Бессарабии и других территорий СССР в ходе Второй мировой войны, а также в счет долгов Румынии в рамках Организации Варшавского договора. На сессии ПАСЕ румынские депутаты Виорел Бадя и Тудор Панцыру, а также их бессарабские коллеги Лилиана Палихович, Валерий Гилецкий и Анна Гуцу выступили с проектом поправки о начале возврата Россией "румынского золотого запаса". Парламентская ассамблея Совета Европы, однако, отклонила данную поправку, выразив мнение, что вопрос о "румынском золоте" должен обсуждаться между Румынией и Россией на двустороннем уровне. В свою очередь официальный представитель Министерства иностранных дел РФ Александр Лукашевич заявил, что Российская Федерация считает вопрос возврата румынского золотого запаса утратившим актуальность, и посоветовал Бухаресту "не ворошить прошлое". Дипломат добавил, что темы "румынского золота" в политической повестке дня двусторонних румыно-российских отношений нет. В то же время министр иностранных дел Румынии Титус Корлэцян заявил, что тема румынского золотого запаса "постоянно находится в поле зрения румынских властей и в повестке диалога с российской стороной".

Краткие выводы

Бессарабия. Продолжающиеся попытки России найти ответственного и договороспособного партнера среди действующих бессарабских партий - как правящих, так и оппозиционных - проваливаются одна за другой, с каждым разом все более напоминая "бег по граблям". Аналогично обстоят дела со ставкой российской дипломатии в регионе на погрязших в коррупции "профессиональных друзей России" и "профессиональных соотечественников". Единственным надежным партнером и ориентиром для России в регионе является пророссийски настроенное в подавляющем своем большинстве бессарабское общество, что демонстрируется всеми социологическими исследованиями. Перспективной также является работа с наиболее пророссийски настроенными регионами РМ (в первую очередь - Гагаузией и Бельцами) в направлении их ориентации и "ассоциации" с главным проводником российских интересов в регионе - Приднестровской Молдавской Республикой.

ПМР. Интересам России соответствует дальнейшее закрепление за Приднестровьем главного регионального фактора стабильности, гражданской ответственности и экономического развития с перспективой превращения ПМР в привлекательную пророссийскую "витрину" в регионе. Именно этот стратегический сценарий, а не сдача пророссийского Приднестровья русофобским кишиневским властям, представляется наиболее надежным (и не столь уж затратным с учетом геополитических ставок) механизмом удержания в своей сфере влияния не только ПМР, но и соседней Бессарабии. В этой связи интересам России соответствует дальнейшая стабилизация политической и экономической ситуации в ПМР, недопущение обострения внутриполитических конфликтов и расшатывания социально-политической ситуации, а также нахождение эффективной модели включения Приднестровья в евразийские интеграционные процессы.

Румыния. Пророссийской (или хотя бы не антироссийской) власти в Румынии нет и в обозримой перспективе не предвидится. Практика показывает, что только обострения политических кризисов заставляют Бухарест умерять свои экспансионистские устремления и однозначно враждебные России геополитические региональные амбиции. Таким образом, интересы России на данном этапе следуют в русле объективного процесса "перманентизации" политического кризиса и центробежных тенденций в Румынии, заставляющих Бухарест концентрироваться на внутриполитических проблемах. В то же время активная самостоятельная игра России на внутрирумынских противоречиях представляется маловероятной, учитывая ее неспособность к адекватным и результативным действиям даже в Бессарабии. Поэтому иллюзорная "рука Москвы" еще долго будет оставаться всего лишь пугалом, используемым политиками по обе стороны Прута для устрашения ворон в своем огороде. На этом фоне румыно-российский диалог на уровне экспертов, историков и представителей гражданского общества с перспективой выхода на компромиссные решения спорных вопросов, призывы к которому были озвучены в последнее время, представляется столь же бесперспективной и бессмысленной затеей, как и, например, российско-латвийская комиссия историков.