"Союз губернаторов в центре России".

(Независимая газета 26.09.03. Ю.Чувашев)

Для подписания соглашения о сотрудничестве главы трех регионов выбрали берег таежного озера

Соглашение о создании совета губернаторов Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов было подписано на днях на берегу эвенкийского озера Виви. Место для церемонии три губернатора выбрали не случайно. Возвышенность, с которой открывается вид на красивейшее озеро, доступное лишь вертолетчикам, увенчана памятной стелой с гербом России, установленной в 1992 году. Надпись на стеле гласит: "Географический центр (центр территории) Российской Федерации. 94 15 восточной долготы, 66 25 северной широты".

Красноярский край - один из сложносоставных субъектов Федерации, потому что в собственно "материковый" край по матрешечному принципу входят еще два субъекта РФ: Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа. И раньше время от времени речь заходила об объединении этих исторических тесно связанных регионов. Однако вначале губернаторы края и округов не смогли совладать со своими амбициями, и до союза дело не дошло. А позднее, в декабре 2001 года, красноярский губернатор Александр Лебедь, таймырский Александр Хлопонин и эвенкийский Борис Золотарев поставили свои подписи под историческим, как тогда казалось, документом о начале процесса сближения трех регионов. Но тогда дело далеко не пошло. А потом не стало Александра Лебедя.

И вот теперь на песчаном берегу озера, где люди не живут из-за крайней суровости и дикости здешних мест приземлились два вертолета. На вершине холма, единственного в своем роде в России, установили стол с красной скатертью, три офисных стула и у подножья стелы оборудовали на скорую руку походный "зал для торжественных церемоний". Недолгое губернаторское совещание: все ли статьи договора согласованы окончательно, нет ли в тексте какой незапланированной правки. Несколько росчерков пера, и соглашение о создании совета трех губернаторов подписано. Эвенкийский губернатор Борис Золотарев, красноярский Александр Хлопонин и таймырский Олег Бударгин ставят точку в многолетних разговорах и дискуссиях о необходимости социально-экономической интеграции регионов и от слов переходят к делу.

Сразу после церемонии Александр Хлопонин, отвечая на вопрос корреспондента "НГ", что именно дадут Красноярью, Таймыру и Эвенкии три губернаторские подписи под соглашением, сказал, что силами трех бюджетов общие проблемы решать проще. И прежде всего в социальной сфере - в здравоохранении, образовании и культуре. Кроме того, усилится координация совместной финансовой, налоговой и экономической политики в регионах. Особая статья - северный завоз. Текст соглашения, подчеркнул Хлопонин, выверен до последней буквы и не ущемляет ничьих интересов. Причем решения совета губернаторов будут обязательны для органов исполнительной власти всех трех регионов. А в тех случаях, когда дело дойдет до корректировки бюджетов, потребуются согласие органов законодательной власти края, Таймыра и Эвенкии. Стоит отметить, что деловой настрой Хлопонина безоговорочно поддержали и Золотарев с Бударгиным.

Конечно, в будущем предстоит еще не раз возвращаться к обстоятельствам и итогам встречи на озере Виви. А чтобы возвращение это удалось непременно, губернаторы-"подписанты" в шесть рук зарыли в ягеле в нескольких шагах от "центрового столба" России три бутылки хорошего армянского коньяка. Каждый - бутылку со своим собственным портретом. Чтобы потом вернуться на Виви и раскупорить коньяк в прежней компании - за дружбу Красноярска, таймырской Дудинки и эвенкийской Туры.

"Есть проблемы, которые мы должны решать только втроем".

(Газета 26.09.03. И.Саськов)

Губернаторы Эвенкии, Таймыра и Красноярска готовы к объединению

Главы исполнительной власти Красноярского края, Таймыра и Эвенкии подписали соглашение о создании Союза трех губернаторов. Вчера документы поступили на ратификацию в Законодательные собрания всех трех территориальных единиц. Следующим шагом должно быть проведение референдумов и создание Сибирской республики.

Все три губернатора - Александр Хлопонин (Красноярский край), Олег Бударгин (Таймыр) и Борис Золотарев (Эвенкия) - прилетели в Туру на самолетах из разных мест России. В аэропорту их встретили хлебом-солью женщины в эвенкийских национальных костюмах. Губернаторы обнимались друг с другом и много шутили. С журналистами успел пообщаться только Александр Хлопонин: "Много проблем есть, которые мы сегодня должны решать только втроем. И вообще, у нас есть брат старший, брат умный и брат работоспособный. А в принципе - мы семья".

Подписывать документ главы регионов решили в тундре. Для этого им пришлось еще два часа лететь на вертолете Ми-8 в местечко, официально названное географическим центром России. Расположен "центр России" в безлюдном месте вблизи озера Виви - любимого места рыбалки и охоты местного населения. К приезду губернаторов на берегу озера был установлен застланный кумачом стол с тремя мягкими креслами вокруг.

Начать церемонию подписания предложил глава Эвенкии Борис Золотарев. Губернатор Красноярского края и глава Таймыра с готовностью согласились. Все мероприятие заняло не более пяти минут. Затем Борис Золотарев, как хозяин встречи, объявил своим гостям о существующей в этих местах традиции: каждый побывавший в географическом центре России должен закопать здесь бутылку коньяка, которая будет выпита в следующий приезд. "Когда-то был обычай закапывать топор войны, но у нас нет топора войны, потому что мы дружим и решаем все вопросы", - с этими словами глава Эвенкии вручил Хлопонину и Бударгину по бутылке коньяка с их портретами на этикетках. Три объединившихся губернатора закопали бутылки в ягель под ближайшей елкой.

"А пить мы будем коньяк, который я здесь раньше закопал". - объявил глава Эвенкии. Во время распития коньяка Борис Золотарев рассказал, что Союз губернаторов уже начал свою работу: спорткомитет Эвенкии предложил спорткомитетам Таймыра и Красноярского края подписать соглашение о проведении совместных спартакиад сразу на 5 лет вперед.

* * *

К созданию Сибирской республики

Процесс объединения в единый субъект федерации Красноярского края, Таймыра и Эвенкии стартовал в марте прошлого года, когда во время краткосрочного визита в Норильск и Красноярск эту идею озвучил Владимир Путин. Он поручил красноярскому губернатору Александру Лебедю детально проработать этот вопрос на уровне глав края, Таймыра и Эвенкии. Любопытно, что категорически "за" объединение был лишь Александр Лебедь, а Александр Хлопонин, возглавлявший тогда Таймыр, призывал не торопиться, начав с объединения экономического. Губернатор Эвенкии Борис Золотарев был категорически против объединения, заявляя, что это окончательно погубит живущие здесь малые народности. После победы Хлопонина на выборах в Красноярском крае в теме вновь была взята очередная пауза, которая прервалась только в связи с победой на выборах на Таймыре Олега Бударгина. Тем временем и губернатор Эвенкии Борис Золотарев, ранее работавший в нефтяной компании "ЮКОС" (Бударгина и Хлопонина поддерживает ГМК "Норильский никель"), также перестал активно упорствовать в вопросе объединения, заявляя, что готов начинать переговоры В новом субъекте федерации, который часто называют Сибирской республикой, только Таймырский АО превышает плановые показатели бюджета (на 320 млн. рублей) и является регионом-донором. Красноярский край сидит на денежной дотации из центра. Дефицит бюджета края составляет более 474, 37 млн. рублей. Тот же статус имеет и Эвенкийский АО. Нехватка в его бюджете - более 653, 23 млн. рублей.

Процесс объединения будет завершен после того, как его поддержат местные жители на референдуме. Потом будут созданы новые структуры власти с участием представителей всех субъектов, назначены выборы нового губернатора, сформирован новый единый бюджет и т.п. По информации Газеты, в администрации президента готовится федеральный конституционный закон о статусе нового субъекта федерации, который формализует укрупнение регионов.

"Подписная кампания".

("Известия-Красноярск", 26.09.03, Александр Брент)

Дерипаска заключил с регионом целых четыре соглашения.

Вчера ночью в Красноярске окончательно завершилось поствыборное противоборство "Норильского никеля" и "Русского алюминия": глава металлургической финансово-промышленной группы Олег Дерипаска и губернатор края Александр Хлопонин подписали комплект долгосрочных договоров. Одно соглашение называется рамочным, три других - отраслевыми. По информации Независимого информационного агентства, с учетом развития нового бизнеса на территории края общие налоговые платежи алюминиевой группы будут увеличены. И это - самое важное.

Впервые в основу взаимодействия администрации и бизнеса лег принцип разделения директивных полномочий, если судить по объему подписанных бумаг, Олег Дерипаска отказался от загрузки программы сотрудничества в один договорный пакет и распределил перспективы по стратегическим предприятиям. Внешне событие выглядит так.

Совет администрации Красноярского края подписал документы с четырьмя сторонами: ОАО "РУСАЛ", 000 "Евросибэнерго", 000 "Компания "Базовый Элемент", 000 "Лесопромышленная компания "Континенталь Менеджмент". В переводе на понятный язык - Хлопонин и Дерипаска договорились о единых правилах игры на Красноярском алюминиевом заводе. Красноярской ГЭС, Ачинском глиноземном и Красноярском целлюлозно-бумажном комбинатах. Этими предприятиями Роман Абрамович и Олег Дерипаска владеют с весны 2000 года (с учетом позавчерашней продажи своего бизнеса первого компаньона второму можно полагать, что Дерипаска стал полновластным хозяином империи). И с тех пор до 25 сентября 2003 года никто, по сути, не мешал олигархам вершить дела так, как им вздумается, на несущих заводах гигантского региона. Сейчас Хлопонину удалось, как минимум, объявить о том, что "Русский алюминий" станет работать под контролем политической власти.

Сегодня уже известно, что стороны договорились об увеличении налоговых платежей в консолидированный бюджет Красноярского края с предприятий "РУСАЛа" в текущем году и на 2004 год: конкретные цифры пока не оглашены, да в "РУСАЛе" и терпеть не могут разговаривать о налогах. Хлопонин и Дерипаска реализуют мероприятия, направленные на рост производства и увеличение загрузки мощностей предприятий "РУСАЛа"; начнется размещение целевых заказов и услуг на предприятиях Красноярского края. В соглашениях немало говорится об экологии, а также о создании новых рабочих мест и росте средней заработной платы путем формирования инженерно-технического центра и сервисного центра компании "РУСАЛ" в Красноярске. Стороны договорились о полной уплате всех налогов с зависимых предприятий "РУСАЛа", занимающихся лесозаготовкой и лесопе-реработкой, с реализованной продукции на внутреннем и внешнем рынке и о крупном привлечении инвестиций в эту область.

Также стороны договорились продолжать совместное финансирование достройки жилого многоквартирного дома для жителей поселка Коркино.

С 000 "Евросибэнерго" достигнута договоренность о разработке программы установления экономически обоснованных тарифов для потребителей Красноярского края с учетом поддержки социально незащищенных слоев населения, а также о координации мероприятий по оптимальному использованию гидроресурсов Ангаро-Енисейского каскада.

В ТЕМУ

Как заявил вице-губернатор Сергей Сокол, "значительное представление в соглашении нашел и блок социальных программ. В том числе зафиксированы параметры по численности занятых на предприятиях "РУСАЛа" работников и по росту заработной платы. Программа развития сервисных центров "РУСАЛа", о которой говорилось на предыдущей встрече Хлопонина и Дерипаски, нашла свое продолжение в концепции развития межкооперационных связей.

Столь длительный по времени процесс согласования и выхода на подписание соглашений связан не с какими-либо разногласиями сторон, а с оттачиванием формулировок и широчайшим спектром вопросов, затрагиваемых при обсуждении. У Александра Хлопонина и Олега Дерипаски всегда были деловые и конструктивные отношения".

"Русал" взял обязательства".

("Красноярский рабочий", 26.09.03)

Совет администрации края подписал соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с ОАО "Русал", ООО "Евросибэнерго", ООО "Компания "Базовый элемент" и ООО "Лесопромышленная компания "Континенталь менеджмент".

Стороны договорились об увеличении налоговых платежей в консолидированный бюджет края от предприятий "Русала" в нынешнем и будущем году. Также достигнута договоренность о полной уплате всех налогов зависимыми предприятиями "Русала", занимающимися лесозаготовкой и лесопереработкой.

Кроме того, будет продолжено взаимодействие в части совместного финансирования достройки жилого многоквартирного дома для жителей поселка Коркино. В числе обязательств ФПГ - реализация мероприятий, направленных на рост производства и увеличение загрузки мощностей предприятий "Русала"; создание новых рабочих мест и рост средней зарплаты; размещение заказов и услуг при прочих равных условиях на предприятиях края.

"Угольная пыль еще не осела".

("Городские новости", 25.09.03, Лариса Шевчук)

Губернатор заключил соглашение с СУЭК. Удастся ли достичь согласия с депутатами?

Последние несколько лет наш край жил под знаком угольных войн. Все мы были свидетелями тому, как медленно, но верно угольные разрезы уходили из краевой собственности в "чужие руки", а если точнее, в руки московской финансово-промышленной группы. Время было такое: уж если на наш уголь положили глаз столичные бизнесмены, то шансов его отстоять практически не было.

Может, кто-то уже забыл, но приложил к этому делу руку и Владимир Путин, в свою бытность премьер-министром, когда в 1999 году на заседании "Сибирского Соглашения" заявил, что госпакет акций "Красноярскугля" в скором будущем будет продан, поскольку эта сделка выступала одним из условий предоставления очередного транша России Мировым банком. Выбирали в Кремле: либо транш, либо "Красноярск-уголь". Каков был выбор, мы знаем - коммерческий конкурс с инвестиционными и социальными условиями по продаже трех четвертей процентов акций ОАО "Красноярскугля". Тогда еще сомневались, нужны ли будут новому хозяину вместе с углем социальные проблемы края, будут ли они решаться. Сегодня, в принципе, более-менее все понятно. Объекты социальной сферы на угольных разрезах, как принято говорить, сбрасываются, численность рабочих-угольщиков неуклонно сокращается или, как, опять же, принято говорить, оптимизируется.

Все угольные сделки происходили при губернаторе Лебеде, который был против продажи КУКа, но за инвестиционный конкурс. Инвестор нашелся, правда, теперь не очень понятно, чем этот конкурс отличался от продажи. Дело было лишь во времени. По условиям конкурса новые хозяева "Красноярскугля" не должны были иметь возможности перерегистрировать компанию за пределами края, чтобы не было "утечки" налогов из краевого бюджета. Кроме того, они обязывались продавать уголь краевым бюджетным организациям на льготных условиях. На деле произошло то, что произошло. Бывший инвестор, держатель акций красноярских угольных разрезов, - фирма "КАТЭК-инвест" - перепродала их фирме "СУЭК-Байкалуголь". Причем 60 процентов акций были проданы по цене гораздо ниже рыночной, и Красноярский край посчитал, что ему нанесен ущерб.

Нельзя сказать, что законодательная власть и красноярская общественность пассивно наблюдали за происходящими событиями. Трудно посчитать, сколько было судов, связанных с "угольными делами". Собственность пытались вернуть, сделки признать недействительными. До последнего времени в судах находилось два "угольных дела", как раз связанных с продажей акций СУЭКу, и о неисполнении этой компанией своих обязательств по отношению к краю (речь идет о выплате в бюджет края 2 миллиардов рублей ежегодно). Кстати, невыплата налогов в полном объеме - это прямое нарушение лицензионных соглашений, что грозит лишением этой самой лицензии.

Стоит заметить, что у края были шансы вернуть блокирующий (25,6 процента) пакет акций в собственность. В мае этого года Арбитражный суд Красноярского края, рассмотрев иск краевого комитета по управлению имуществом, признал незаконным решение о ликвидации ОАО "Красноярская угольная компания". Лишение лицензии тоже могло стать реальностью.

Однако сегодня исполнительная власть, что называется, пошла своим путем. Губернатор Александр Хлопонин и его команда делают ставку на политику соглашений, то есть подписания договоров о мире и дружбе со всеми финансово-промышленными группами, которые работают в крае. И первое, что было сделано, - отозваны иски администрации края к СУЭКу. Тем самым СУЭК остается полноправным хозяином "Красноярского угля".

Логику, шторой спадет исполнительная власть, изложил на заседании комиссии ЗС по экономической политике и собственности, а затем и на брифинге с журналистами замгубернатора Сергей Сокол: "Нужно так выстраивать взаимоотношения с бизнесом, чтобы он приносил пользу краю. С точки зрения той роли, которую играет угольная отрасль для региона, нам нужно сделать так, чтобы она работала в интересах края, обеспечивала его углем, устанавливала нормальные цены, в том числе для энергетиков и для бюджетных нужд, чтобы не было проблем с поставками угля, и не было проблем с недоплатой налогов. Глупо вставлять палки в колеса уходящему поезду в ситуации, когда мы имеем все, для того чтобы договориться и подписать соглашение, обеспечивающее благосостояние для края. Если бы мы поступили иначе и лишили СУЭК лицензии, то это бы до какого-то момента служило определенным административным рычагом, до того, как СУЭК ее бы не вернул через суд. Но это бы лишило нас возможности договориться об увеличении налоговых платежей уже в четвертом квартале этого года и более чем в два раза в следующем году. Нужно понимать, что иски никогда не были рычагом воздействия на бизнес. Если бы были, то, наверное, мы, и не только мы, уже давно смогли бы этим воспользоваться. Что касается полицейских методов, то они не настолько действенны, чтобы решать вопросы со всеми ФПГ. Часть из этих групп хотят инвестировать в край, и если мы начнем разбираться "по полицейским понятиям" с СУЭК, то другие ФПГ еще подумают, стоит ли строить какие-либо производства у нас, не лучше ли сделать это в других регионах". При этом Сокол признал, что соглашения и договоренности во многом строятся на "личностном факторе", то есть благодаря обаянию и деловым качествам губернатора. Многие договоренности существуют не на бумаге, а на словах, но, однако же, все уверены, что устные обещания не будут нарушены.

Краевые парламентарии, однако, в этом совсем не уверены. Уж кто-кто, а они доподлинно знают, чего стоят слова того же Мисевры, который на сессии ЗС клялся и божился выполнять все условия лицензионного соглашения, но почему-то позабыл это сделать, выйдя из зала заседаний. К тому же их совсем не утешили слова Сергея Сокола о том, что согласно подписанному с губернатором документу СУЭК будет платить 300 миллионов рублей налогов вместо обещанных 2 миллиардов.

Именно поэтому законодатели решили обратиться с письмом в Правительство РФ с просьбой усилить контроль за деятельностью ФПГ в регионах и вынести вопрос о мерах эффективного управления государственной собственностью в крае на очередную сессию Законодательного собрания. Так что "угольная пыль" еще далеко не осела, и если исполнительная власть решила закончить дело миром, то законодательная готова побороться за краевую собственность. Причем и та, и другая ветвь власти мотивируют свои поступки интересами жителей края.

"С социальным уклоном".

("Красноярский рабочий", 26.09.03)

Консолидированный бюджет края в 2004 году будет значительно весомее нынешнего. Если в 2003 году он составил по доходам 38 миллиардов рублей, а по расходам 40 миллиардов, то в 2004 году предполагаемые доходы достигнут 46 миллиардов, а расходы - 48 миллиардов рублей.

Эти цифры прозвучали из уст замгубернатора, начальника главного финуправления Александра Новака на заседании секции по социальным вопросам координационного совета ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления края. Новак отметил, что наш край по-прежнему остается регионом-донором, и надеяться на помощь из федерального фонда финансовой поддержки нам нечего. Тем не менее на развитие социальных программ в бюджете на 2004 год закладываются немалые суммы. В нынешнем году расходы на социальную сферу в крае должны составить 19 миллиардов рублей, а в следующем году на эти цели консолидированный бюджет края может направить 24 миллиарда.

Как подчеркнула замгубернатора Надежда Крепышева, не каждый субъект РФ может похвастаться такой долей бюджетных средств, направляемых на социальные нужды. Она предложила изменить подход к финансированию социальных объектов с точки зрения целесообразности и адресности затрат. Необходимо провести инвентаризацию принятых целевых социальных программ, и уже сегодня надо думать о разработке новых законопроектов, поскольку многие программы действуют до 31 декабря 2003 года. Рывка в сфере развития социальных программ пока не планируется, но многое можно улучшить за счет внутренней модернизации механизма финансирования.

"Законы примеряю на край".

( "Городские новости", 25.09.03, Ксения Уралова)

Логическим завершением любого дела - маленького или большого - становится (как минимум, должно становиться) подведение итогов. Особенно важно такое резюмирование, если вопрос касается сразу многих людей. И, видимо, именно поэтому по завершении срока полномочий депутаты и партийные лидеры стараются отчитаться пере избирателями о своей деятельности в качестве народных избранников.

В минувший вторник такой письменный отчет представил депутат Госдумы Валерий Зубов. Это было первое подобное представление в Красноярске результатов работы в нижней палате парламента, и, скорее всего, такой возможностью воспользуются и другие депутаты и партии. Газета "Городские новости" обязательно расскажет об этом своим читателям.

Валерий Зубов охарактеризовал момент публичного представления официального отчета как тревожно-торжественный. И это вполне объяснимо: к итогам всегда отношение особенно критичное.

Основных направлений, которые выделил депутат в своем отчете и которые, как он сам отметил, были ведущими для него в работе парламентария, - четыре. Во-первых, Валерий Зубов отчитывался за совместную работу с депутатами, которых он считает своими единомышленниками. Во-вторых, за законы, которые он лично разработал и внес в Госдуму. В-третьих, зато, что он как депутат от Красноярья сделал для фая. И, в-четвертых, какие конкретные проблемы конкретных избирателей удалось ему решить.

Причем, обозначая эти направления, Валерий Зубов подчеркнул, что по важности каждое из них он ставит в один ряд.

Оценивая работу всего думского состава, депутат отметил, что, может быть, главный итог совместной деятельности с исполнительной властью - создание устойчивой финансовой системы. В стране нет предпосылок для финансового кризиса. Больше того, капиталы начали возвращаться в Россию, и нынешний год стал первым, когда приток денег в страну превысил их отток.

Как считает Валерий Зубов, депутатам удалось не допустить старта непродуманной реформы оплаты труда в бюджетной сфере. Этот правительственный законопроект отложен и будет еще прорабатываться. Кроме того, Госдума не позволила отменить доплаты сельской интеллигенции.

Отложено и введение в действие законов, касающихся реформирования власти на региональном и муниципальном уровнях. Новые нормы вступят в действие не раньше 1 января 2006 года. И при этом их юридическое введение в действие будет подкреплено финансированием из федерального бюджета.

Но гораздо больше законов депутатами принято. И немалая часть из них-при активном участии Валерия Зубова. Так, в частности, после принятия изменений в закон о добыче полезных ископаемых регионы, из недр которых эти полезные ископаемые изымаются, получили дополнительную финансовую компенсацию. Только Красноярский фай благодаря этим изменениям будет получать в бюджет дополнительно 1 миллиард рублей в год. Всего за время работы в Госдуме он лично и в соавторстве с другими депутатами внес на рассмотрение 43 проекта федеральных законов. Пожалуй, самые известные из них - о тарифном регулировании. Первый из двух "законов Зубова", как их называют, обсуждался полтора года. Он долго лежал под сукном, да и все его чтения проходили очень непросто - энергетики, как могли, сопротивлялись ограничению их действий по "обоснованному повышению энерготарифов. И Правительство очень долго выступало на стороне производителей, а не потребителей электроэнергии.

Прохождение "второго закона Зубова", в котором предусматривается точно такая же система изменения тарифов на все естественные монополии, уже не имело столь долгой и сложной предыстории. Все поняли его значение для стабильности экономики страны. В первом чтении он был принят 387 депутатами лишь при одном голосе против. Такое единодушие для думы - большая редкость. Не высказывали резких замечаний к закону и представители Правительства. Более того, исполнительная власть продемонстрировала готовность еще до принятия закона о регулировании тарифов естественных монополий строго ему следовать. Бюджет нового года Правительство представило в Госдуму, предварительно установив тарифы на тепло и свет, на железнодорожные перевозки, на газ. После принятия бюджета эти тарифы изменяться уже не будут.

Комитетом по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы, который возглавляет Валерий Зубов, разработан закон о страховании вкладов физических лиц. По мнению депутата, в него заложен очень важный принцип: государство должно нести ответственность за то, что происходит в стране. А у нас только в Красноярске оказалось 380 000 обманутых вкладчиков - каждая вторая семья. Причем многих обмануло само государство, проводя некорректные реформы по обмену денег или столь же некорректные компенсации вкладов. А закон о страховании вкладов обязывает государство отвечать по своим обязательствам и сделать так, чтобы за свои действия отвечали все банки, работающие с деньгами населения.

Некоторые из законов депутата Зубова еще готовятся к обсуждению. Так, подготовлен к первому чтению закон по упрощенной системе кредитования малого бизнеса. На взгляд Зубова, основным резервом для развития малого бизнеса сегодня может стать даже не снижение налогов, а финансовые ресурсы, которое предприниматели смогут получить в банковской сфере. Закон, дающий представителям малого бизнеса такую возможность, полностью подготовлен, прошел все согласования и рекомендован Госдуме к принятию.

Закон о финансовом оздоровлении сельскохозяйственных предприятий, предложенный в свое время депутатом Валерием Зубовым, тоже проходил непросто. Но сегодня он уже принят и вступил в силу. Вопрос только в том, сельхозпредприятия какого региона сумеют раньше других воспользоваться возможностью получить отсрочку или списание задолженности перед бюджетом и монополистами, поставляющими им товары и услуги.

Непосредственно Красноярска и Красноярского края касается закон о реконструкции взлетно-посадочной полосы в Емельяново. Он был рассмотрен по инициативе депутата Зубова и реализуется уже третий год. Из федерального бюджета на его реализацию было направлено 72 миллиона рублей.

Всего же, благодаря поправкам в федеральный бюджет, предложенным депутатом, в 2001- 2002 годах наш край получил дополнительно 3,6 миллиарда рублей по сравнению с тем, что планировало Правительство. В 2004 году, по информации Валерия Зубова, в результате такой работы фай получит 2,4 миллиарда рублей дополнительных доходов по сравнению с 2003 годом.

Как отмечено в отчете, под непосредственным контролем депутата находится 35 строящихся объектов в его избирательном округе и в крае в целом. Все они достаточно устойчиво финансируются из федерального бюджета. В частности, на строительство метро в Красноярске было направлено 350 миллионов рублей.

За время работы в Думе к депутату обратилось с различными просьбами 1500 избирателей. Иногда вопросы касались юридических сложностей. Иногда речь шла о материальной помощи. А бывало, отмечает Валерий Зубов, для решения проблемы избирателей требовались поправки к законам.

Но вообще, по словам депутата, он при принятии любого решения примеряет законопроект на карту края, определяя, как он будет работать на его территории.

"Валерий Зубов: "В России нет кризиса, но этот потенциал используется не полностью".

(Александр Кандауров "Сегодняшняя газета" 25.09.03)

В Красноярском доме журналиста состоялась пресс-конференция председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы Валерия ЗУБОВА. На ней он отчитался за свою четырехлетнюю депутатскую деятельность.

ОСНОВНЫХ направлений, которые выделил депутат, представляя свой отчет, и которые были ведущими для него в работе парламентария, четыре. В первую очередь он рассказал о результатах деятельности группы депутатов, которые являются его единомышленниками. "Одно из важнейших наших достижений - это то, что принятое Государственной Думой законодательство способствовало устойчивому экономическому росту, - отметил Валерий Зубов. - Рост валового национального продукта в этом году по России составил 7%, по краю - 5%. Это лучшие показатели за все время существования демократической России".

К числу коллективных достижений парламентарий также причислил то, что средняя пенсия превысила размер прожиточного минимума, что не были допущены реформирование оплаты труда в бюджетной сфере и отмена доплат сельской интеллигенции. Самым же важным достижением, как отметил Валерий Зубов, является создание и поддержание устойчивой финансовой системы как основы всей российской экономики. "Банковская система надежна и предпосылок к финансовому кризису нет", - заявил депутат Госдумы.

Впервые приток денежных средств в страну превысил отток, в стране наблюдается всплеск массового кредитования. "Хотя Красноярский край, к сожалению, сейчас находится немного в стороне от этих положительных изменений, но активизировать экономику края согласно созданным благоприятным условиям можно. Это - задача краевой администрации", - заметил Валерий Зубов.

Второе направление депутатской работы - забота об интересах Красноярского края. Свои действия на благо края Валерий Зубов, как он заявил, готов подтверждать документально.

По словам депутата, лучший критерий оценки - это цифры. За 2001 и 2002 годы в край поступило федеральных бюджетных средств на 3,6 млрд. рублей больше, чем планировалось правительством. Кроме того Валерий Зубов отметил, что "в результате изменений в Налоговом кодексе, внесенных мною и принятых Думой в июне 2003 года, доход краевого бюджета увеличится в следующем году еще на 2,3 млрд. рублей".

Также Валерий Зубов остановился на законопроектах, которые он лично разрабатывал или к которым готовил поправки. Особо коснулся поправок к закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ". Основной его смысл, по словам депутата, в том, что после утверждения бюджета энергетики в течение года уже не имеют право менять тарифы.

Последним пунктом депутатского отчета была работа с личными обращениями граждан. "В большинстве случаев проблему удавалось решить", - заключил депутат. В конце своей встречи с журналистами Валерий Зубов заметил: "В России нет кризиса, за последние годы федеральный бюджет увеличился более чем в три раза, но следует отметить, что этот потенциал используется не полностью".