Крушение вертолета Ми-8 в горах Республики Алтай в мае 2002 года было вызвано неподготовленностью экипажа вертолета к полетам в горной местности. Этот вывод сделали эксперты "Независимого общества расследователей авиапроисшествий" (Москва), которые по просьбе новосибирского гарнизонного суда проводили дополнительную летно-техническую экспертизу, передает корреспондент ИА REGNUM.

Экспертное заключение было зачитано сегодня на продолжившемся в Новосибирске процессе по факту крушения вертолета, в котором погибли 8 спортсменов-сноубордистов и 3 члена экипажа. По мнению экспертов, причиной авиакатастрофы вертолета также могли стать стали превышение максимально допустимой массы воздушного судна и отсутствие площадки, на которую должен был приземлиться вертолет.

Напомним, что расследование этой катастрофы вела прокуратура СибВО. Следствие установила виновника трагедии - командира 337-го Бердского отдельного вертолетного полка полковнику Александра Чибескова. Ему предъявлено обвинение в злоупотреблении и превышении должностных полномочий и нарушении правил полетов, и грозит наказание до 10 лет лишения свободы.

Эксперты "Независимого общества расследователей авиапроисшествий" в целом согласились с выводами следствия о том, что члены экипажа на момент выполнения полетов в Горном Алтае не были допущены к полетам на высоте свыше 2-2,2 тыс. метров и не обладали в достаточной степени навыками для полетов в особенно сложной местности у горы Актру на высоте 3 тыс. 680 м. Эксперты подчеркивают, что вертолет на момент крушения имел массу 9805 кг, и мог осуществлять безопасную посадку на высоте не более 3 тыс. м. Однако в результате падения мощности двигателя, вызванного его перегрузкой, вертолет не смог набрать высоту, уйти на второй круг, а рубнул с отвесного склона высотой 800 метров.

Как следует их материалов следствия, на борту самолета, принадлежащего Бердскому отдельному вертолетному полку, дислоцирующемуся в Новосибирской области, находилось 8 спортсменов-сноубордистов из Новосибирска, которых военная машина должна была доставить на вершину горы Аркту. На подлете к вершине лопасти вертолета зацепились за выступ скалы, и машина рухнула вниз. Летчики и пассажиры погибли, а следствие установило, что гражданские люди находились на борту незаконно, но по личному распоряжению начальника полка полковника Александра Чибескова, которому за это были уплачены деньги. В частности, прокуроры считают, что Чибесков злоупотребил своим положением начальника полка и в ответ на просьбу третьих лиц отвести сноубордистов из Новосибирска в алтайские горы для того, что бы они могли покататься с высокогорных вершин, создал видимость учений вертолета в горной местности. Кроме того, приказ об отправлении вертолета в горы он отдал, не согласовав его со своим начальством. Также полковник проигнорировал приказ начальника армейской авиации, которым запрещались в праздничные и предпраздничные дни полеты любых судов. Таким образом, вертолет с пассажирами на борту оказался в незнакомом горном массиве без диспетчерского сопровождения, а сами летчики могли пойти под трибунал, в том случае, если бы об этих полетах стало известно начальству армии, в которую входит полк. Машины поднимались со спортсменами к вершине гору пять-шесть раз до столкновения с выступом скалы. Сам Александр Чибесков виновным себя не признал, заявив, что полет не был коммерческим, а носил характер тренировочного полета, так как полк готовился к командировке в Чечню. Он заявил, что это командир вертолета Александр Бухаров принял решение взять сноубордистов на борт и ему об этом не было ничего известно. Однако материалы следствия опровергают эту версию и дают четко понять, что незаконных коммерческих рейс был организован лично Чибесковым в нарушении многих правил военной службы и Воздушного кодекса РФ. Общий материальный ущерб, возмещение которого требуют родственники членов экипажа и пассажиров и Минобороны от Чибескова, составляет 10 млн. 641 тыс. рублей. В том числе стоимость вертолета - 6 млн. 461 тыс. 505 рублей, операцию поисково-спасательной службы - 437 тыс. рублей, расходы на профессиональную подготовку летчиков - 3,6 млн. рублей, эксплуатацию вертолета в течение 5,5 часов - более 143 тыс. рублей.