Вера является личным выбором человека, а сотворение зла и ли непротивление ему не оправдывается наличием или отсутствием у человека социального статуса. Об этом говорится в опубликованном 6 января Рождественском послании митрополита Минского и Слуцкого, патриаршего экзарха всея Белоруссии митрополита Филарета.

"Понимая это воистину вселенское значение Боговоплощения, мы в то же время ощущаем, что оно обращено к каждому из нас. От волхва, носителя власти и знания, до скромного пастуха - каждый призван услышать Благую весть. И это потому, что сердце человека - основание, на котором держится благополучие мира и с которого, напротив, начинается его разрушение", - говорится в послании предстоятеля Белорусской православной церкви.

"Господь сотворил нас по Образу Своему, чтобы мы уподоблялись Ему. Но чудо творения человека заключается в том, что Бог дает нам возможность самим определиться: желаем мы идти к богоподобию или нет. Свобода есть величайший дар, но и тяжкое бремя для тех, кто не готов понять ее как условие любви, - отметил Филарет. - Воплощение Христа Сына Божия - свободное действие любящего Бога. И его смысл - восстановить свободу человека в ответной любви".

"Отчего же сердце человека так по-разному реагирует на явление Света, на приход в мир Творца? В аскетической литературе силы нашей души порой уподобляются животным. Вол и осел из Вифлеемской пещеры, которых мы видим на иконах, кротко признали в Бого-младенце своего Хозяина. Но мы знаем и об аспиде и василиске (см. Пс. 90: 13), обитающих в сердце человека. Именно о них в Писании говорится: из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15: 19), - отмечено в послании главы БПЦ. - Многие мудрецы пытались облегчить человеку это страшное бремя выбора, подсказывая и объясняя необходимость следовать добру. Но наше сердце знает: настоящий выбор всегда происходит в одиночестве, и за нас его не совершит никто другой. Социальный статус не снимает ответственности за принятые решения, равно как и отсутствие статуса не оправдывает нерешительности и пассивности перед лицом зла".

Митрополит Филарет напомнил о том, что в 2013 году во всем мире будет отмечаться 1700-летие решения, изменившего ход истории: 313 году римский император Константин издал Миланский эдикт, за которым последовало постепенное становление христианства в качестве господствующей религии Римской империи. Впоследствии Константин был причислен к лику святых.

Оценивая важность Миланского эдикта и распространение христианства, митрополит Филарет отметил: "Годы шли, и наряду с несомненными благами, принесенными Церкви Миланским эдиктом, стало очевидно, что в среде христиан вера начала постепенно охладевать. Христианство выбирали не только как путь спасения, но и в знак лояльности к властям, ради доступа к государственным привилегиям. Дорогие братья и сестры! Книгу истории пишут человеческие сердца. И то, что происходило 1700 лет назад, происходит и в наши дни".

"Каждый человек хочет любить и быть любимым. Пусть же эти святые дни Рождения Господа во плоти станут для нас поводом поделиться богатством наших душ с ближними. Пусть Вифлеемская звезда укажет каждому из нас путь в сердца наших родственников и коллег, наших соседей, друзей и врагов, ибо там, в сердце, - Христос Бог наш. Оставим прошлые горечи и обиды и устремимся в будущее. Ведь с нами Бог, Ему принадлежат и время, и пространство. Где Дух Его любви, там и дом наш", - сказано в обращении митрополита Филарета к священнослужителям, монашествующим и мирянам.

Как сообщало ИА REGNUM, в Белоруссии православные составляют абсолютное большинство от общего числа верующих, а верующие составляют чуть более половины населения. Рождество и Пасха в Белоруссии являются официальными выходными днями - как по православному, так и по католическому календарю. В соседней Польше аналогичные праздники православной церкви не являются выходными днями, равно как и в России - Рождество и Пасха по календарю Римско-Католической церкви.