Стороннему наблюдателю обычно тяжело представить во всех оттенках и полноте, похоже, социально-политическую, человеческую драму, которая разворачивается сейчас в Европе. Особенно в её благословенно южно-"курортном" сегменте в результате первоначально долгового, затем продолжающегося системно-воспроизводственного кризиса, а теперь его второй волны, рецессии (болезненно затяжного спада производства, замедления темпов экономического роста) особенно в зоне евро. Повсеместно накапливается недовольство, усилились протестные настроения политике "затягивания поясов" властей, сокращения жизненного уровня населения, опасно беспрецедентного роста безработицы. Стремясь достичь относительных, абстрактных хозпоказателей в борьбе с кризисом, ЕС-элиты своими руками словно подрывают основы и без того хрупкого социального согласия и мира.

Всеобщие забастовки в Афинах, Риме, Мадриде, Лиссабоне и других городах в предновогодние недели вскрыли масштабы массового сопротивления - ширящегося отпора со стороны миллионов трудящихся экономическим мерам власть имущих. Впервые с начала кризиса демонстранты, протестующие, забастовщики разных государств (Бельгии, Франции, Испании, Италии, Греции, Португалии) начали координировать совместные протестные акции. В результате отдельные сектора экономики (транспорт, тяжелая промышленность, сфера услуг), некоторые регионы и города оказались фактически парализованными. Происходили многочисленные опасные столкновения протестантов с полицией, силами правопорядка. Европейские СМИ переполнены душераздирающими историями личных и семейных трагедий, непосредственных последствий продолжающегося кризиса: о шокирующих актах суицида, поломанных человеческих судьбах, трагедиях лиц старшего поколения, многочисленных семей с малолетними детьми, многих сограждан в одночасье ставших бездомными, выброшенными на улицу, где бедность и нужда только растут, наступают.

Ширящееся социальное бедствие в еврозоне создает также доселе новую подходящую среду для экстремистов всех мастей. Во многих частях Старого Света этнацистские, сочувствующие им партии и экстремистские группировки наступают, исламистские фундаменталисты-фанатики (не стоит забывать, здесь 44 млн. мусульман) активизировали усилия по вербовке своих сторонников. В ФРГ, запрещенная неонацистская партия НДП недавно обратилась в суд, требуя собственной легализации. Греческая правоэкстремистская партия "Золотой рассвет" успешно адаптирует апробированные методы привлечения новых адептов в свои ряды из арсенала египетских "Братьев мусульман" и палестинской ХАМАС: участвует в распределении продовольствия для малоимущих, других подобных социальных популистских мероприятиях. Руководство "Золотого рассвета" дифференцированно маркирует новых бедных - белые греки.

Социальная сумятица, народное недовольство, поляризация и активизация экстремистских политических сил, обострение общественных настроений крайне тревожат, разумеется, ведущих политиков Европы. Но эта чрезвычайная политическая озабоченность евроэлит не может лишь бесконечно длиться дальше и дальше, а должна перерастать, очевидно, в необходимые практические действия, принятие эффективных результативных решений.

Четыре года кризиса, многомиллиардные вливания понадобились Большому Брюсселю (неформальной столице, центру сосредоточения институтов Евросоюза), чтобы нащупать, как будто, пути экономического спасения. Министры финансов стран-членов ЕС договорились о том, чтобы дать Афинам два года для достижения самостоятельного контроля над госбюджетом к 2022 г. Греция (по данным BBC News) уже сумела погасить около 100 млрд. евро из своего общего огромного долга в 2500 млрд. евро. Греки сумели выкупить часть своих долгов, частные и институционные кредиторы продали долговые обязательства неожиданно обездоленной страны на 31,9 млрд. евро за сумму, составляющую 33,8% от номинала. Греция потратила на выкуп 11 млрд. евро за счет Стабфонда еврозоны, а остальное будет банально списано. Выкуп облигаций стал необходимым условием предоставления стране очередного транша финансовой помощи, необходимой для спасения ее от дефолта.

Руководство МВФ, которое приняло отсрочку платежей греческих обязательств, считает, что лучше было бы их переводить в реальные финансовые инструменты. Другие страны-члены ЕС были против, чтобы принять эти особые меры и заплатить за застарелые грехи греческих правящих кланов. Конфликт между ЕС-руководством, между Евросоюзом и МВФ привел вплоть до начала декабря к болезненной отсрочке получения Грецией следующего ожидаемого транша из кризисного фонда ЕС (по данным BBC News) в размере 31,5 млрд. евро. Министры финансов еврозоны всё же одобрили предоставление Греции кредита: до нового года 34,3 млрд. евро или в общей сложности 49,1 млрд. евро до марта 2013 г.

Последние, весьма трудные решения ЕС-руководства представляются для многих всё же, как недостаточные, запоздалые, противоречивые. Так, Совет министров экономики и финансов 27 стран-членов единогласно недавно одобрил решительный шаг на пути углубления европейской экономической интеграции - создание надзорного механизма за банками. Это решение напрашивалось давно, его нужно было создавать вместе с евро в 1998 г. Однако ЕЦБ начнет отслеживать все вопросы, связанные с финансовой стабильностью и принимать превентивные меры в еврозоне, только лишь с марта 2014 г. Остается без ответа ключевой вопрос: кого будут контролировать - только системообразующие банки или все? На этой основе намереваются создать в будущем Банковский союз, который немедленно отказались поддержать Великобритания, Швеция и Чехия.

Несмотря на декларируемую Большим Брюсселем приверженность евросолидарности, ЕС-властям и руководству стран-участниц не удалось решить очевидную экстрапроблему - принять рамочный бюджет организации на 2014-2020 гг. В Европейском Совете не смогли выработать компромиссное решение, никто, как говорится, не хотел уступать. Подобное поведение евроэлит в условиях продолжающего кризиса, или теперь на фазе рецессии, может, полагают многие эксперты, привести к ещё большим потерям и сложностям.

Однако за всем этим ненавязчиво маячит сакраментальный вопрос: почему Греция первой попала "под раздачу", ведь с подобными хозпараметрами дюжина стран? Выбор ЕС-элитами Греции, видимо, не случаен, ведь она хронически была "белой вороной", чужаком в западных союзах. Здесь с трудом приспособились (после режима "черных полковников" с середины 1960-х до середины 1970-х годов) к западным нормам демократии и политстандартам. Афины никогда не были сговорчивым членом ни ЕС, ни НАТО. Греки следовали своим "особым курсом" в отношении военной операции США/НАТО против СФРЮ, других конфликтов на Балканах. Длительно, но безуспешно они блокировали появление Македонии (из-за совпадения названия нового государства со своей северной провинцией). В постбиполярный период у Греции появились и окрепли общие интересы с Россией на основе совпадения геополитики, православной ориентации, энергетической политики. В сферу общей заинтересованности Афин и Москвы попали Балканы, восточное Средиземноморье, противостояние Турции. Расширилось РФ-присутствие на греческой части Кипра. Эти опасные тенденции укрепления позиций (пусть, порой, и стихийно) Москвы в субрегионе необходимо, с точки зрения интересов Большого Брюсселя, конечно, приостановить, нивелировать, отбросить, даже путем горьких, болезненных рецептов. Насколько еврокризис объективен или связан с субъективными акциями ЕС-элит, как проблема стихийности и целенаправленности сочетается во время еврокризиса, потребует, безусловно, дальнейшего экспертного детального изучения.

Деятельность выгодоприобретателей процесса евроинтеграции (ТНК, международные банки, финансовые корпорации), "ратоборцев" с еврокризисом из Большого Брюсселя привела к расширению круга стран, находящихся под фактическим "внешним управлением" в обмен на финансовые вливания Евросоюза. К Греции, Ирландии, Португалии теперь ещё добавился Кипр, тесно связанный с конвульсирующей греческой экономикой. Никосия служила, как известно, в недалеком прошлом "тихой гаванью" для оффшорных (в частности, российских) капиталов. Если "большая тройка" спасателей - ЕЦБ, КЕС, МВФ - вынудит киприотов к отказу от банковской тайны (а это - неизменное условие плана помощи), то такая операция по спасению оставит Остров Афродиты без средств к прежде привольному существованию.

"Активисты" евроэлит намерены использовать, похоже, еврокризис в качестве триггера-ускорителя качественного углубления интеграции в ЕС. Председатель Евросовета Херман ван Ромпей выступил за императивное введение налога на финансовые транзакции, автоматическое отчисление 2/3 собираемых средств в бюджет союза при сокращении нацвзносов на эти вносимые суммы. Председатель Еврокомиссии Мануэл Баррозу борется за превращение евро в общую валюту ЕС, контроль ЕЦБ национальных бюджетов, перерастание европейского интеграционного объединения в подлинный экономический и политический союз. Показательно, что пятерка континентальных "тяжеловесов" - ФРГ, Франция, Италия, Испания, Польша - очевидно в свете известных последних событий на БСВ настойчиво ратует за создание эффективных командных структур по управлению европейскими вооруженными силами, в частности в миротворческих и прочих операциях. Конечная цель этой стратегической программы, видимо, - превращение Евросоюза в самостоятельный полновесный (помимо НАТО) военно-политический блок.

В свете генеральной линии на углубление евроинтеграции становится понятным примирительный подход Большого Брюсселя, его "политика умиротворения" в отношении разнородных автономистов, пассионарных сепаратистов всякого рода в странах-членах ЕС. В этом взрывоопасном списке: Дания - Гренландия и Фарерские острова, Великобритания - Шотландия, Бельгия - Валлония и Фландрия, Испания - Каталония, страна Басков, Италия - Ломбардия и пр. Этот ряд можно без труда расширить и продолжить. Поддержка курса на регионализацию (концепция "Европа регионов") евроинтеграторами произошла давно, но путем явной сецессии, неприкрытого ослабления суверенных прав отдельных государств в пользу наднациональных структур - только в последнее время. Евроинтеграторы, брюссельская конбюрократия, разнородные политсилы в причудливой конфигурации (от левых до правых) рассчитывают таким крайне опасным, деструктивным способом обойти, как им мнится, главное тормозящее препятствие - национальное государство. Их положение усложняется в связи с тем, что количество малых стран продолжает увеличиваться вследствие фрагментации, дезинтеграции полиэтнических государств. ЕС-элиты питают надежду тем самым подтолкнуть новые дополнительные региональные, локальные центростремительные силы евроинтеграции, добиться, в конечном счете, превращения Евросоюза в самостоятельный "центр силы". К тому же, некоторые специалисты склонны видеть в этой тенденции негласную поддержку Берлином истинных планов федерализации интегрирующейся Европы по типу проверенной мелкосубъектной, управляемой конструкции 16-ти федеральных земель (нем. Bundesland) в самой ФРГ.

Разноголосица противоречивого курса Евросоюза продолжается и в отношении России. Очередной 30-й юбилейный саммит РФ-ЕС (21 декабря 2012 г. в Брюсселе) завершился, как известно, без видимых результатов. Фактически партнеры оставили за скобками наболевшие, острые вопросы двусторонних отношений - 5-летние переговоры по новому базовому соглашению, которые замерли на точке замерзания, несмотря на вступление РФ в ВТО, пробуксовку с построением общих пространств, широко разрекламированной инициативы "Партнерства для модернизации". Текущие надежды Москвы были связаны с продвижением к безвизовому соглашению с Евросоюзом до конца 2013 г. т.е. к Сочинской Олимпиаде. В качестве дипломатического козыря президент Владимир Путин напомнил: взаимный товарооборот достиг в прошедшем 2012 году почти $400 млрд, а 5 млн. россиян-туристов потратили в Европе свыше $18 млрд. В итоге объявлено, что все технические проблемы решены, а российская сторона как всегда великодушно согласилась ещё подождать окончательного согласования этого вопроса внутри ЕС. Хотя известно, что он сызнова зависит от неуступчивой позиции 10-ти стран-членов, в основном, постсоветских. Они намерены продолжать нажимать на Кремль в гуманитарной сфере за отход от демстандартов, нарушение прав человека, коррупцию. Предвидя вероятный исход по этому вопросу, Москва готовится, надо думать, к одностороннему конструктивному решению: зрители Олимпиады и спортсмены из ЕС смогут приехать в Россию без виз.

В условиях ухудшения внешней экономической конъюнктуры, усиления восходящих экономик АТР и ЮВА, в Большом Брюсселе соответственно должны, вроде бы, осторожнее, бережнее относитmся к ближайшему восточному гранд-соседу, но не тут-то было. Дискриминационные меры Евросоюза против российских компаний на европейских энергетических рынках продолжают, как видим, усугубляться, пресловутый Третий энергетический пакет (несмотря на ст. 37 базового договора Россия-ЕС о недопустимости ухудшения условий для взаимной торговли и хоздеятельности) приобрел обратную силу. Брюсселем оспаривается правомерность российского утилизационного сбора на ввоз новых автомобилей, а законодательное его требование о принудительном порядке приобретения квот на выбросы парниковых газов всеми авиаперевозчиками, к счастью, отложено ЕС, но только на год. Однако догматическое следование евроэлит своим идеоустановкам продолжается, несмотря на то, что подобные меры только ослабляют конкурентоспособность европейских партнеров, увеличивают их издержки, тормозят экономически рост. Всё же продолжающийся кризис, кажется, прагматически расставляет все по своим местам, неумолимо сокращает пространство для политиллюзий и идеоглупостей.

Хотя политэлиты ЕС часто описывают свои противоречивые, неторопливые неэффективные акции в качестве безусловных судьбоносных решений, они ввергают своих сограждан во все большую, глубокую безысходность. Политическая игра, которая происходила внутри награждения Нобелевской премией мира 2012 г. Евросоюза, приобрела поистине гротескный характер. Прибывшее в Осло на получение этой престижной в прошлом награды ЕС-руководство (Х. ван Ромпей, М. Баррозу и председатель Европарламента Мартин Шульц) произносило лицемерные речи, как будто еэсовцы не проявились своими "подвигами" в серии недавних военных операций на Балканах, Африке и БСВ. Чего было больше в этом чуднóм вердикте норвежского Нобелевского комитета (состоящего из депутатов стортинга - парламента страны): наивности, отчаяния или расчета на премию и церемонию как на последний спасательный круг Большому Брюсселю? Распределение премией мира - глупая затея, полагают многие, но ЕС-проект воспринимался крайне полезным для европейцев. Но сегодня Евросоюз находится перед своим крупнейшим вызовом с начала создания своего предшественника Европейского объединения угля и стали в 1951 г. Евросоюз разрывается на части в своих фундаментальных основах. Уровень конфликтности продолжает возрастать между 17 странами зоны евро и 10 прочими странами-членами, находящими вне валютного союза. Фактическое разделение ЕС на многоуровневые, разноскоростные интеграционные фракции, считают эксперты, только вопрос фиксации этой формы в недалеком будущем.

Неспособность обуздать наступающую хозяйственную рецессию Старого Света, особенно критическое обособление Южной Европы, трудно точно спрогнозировать. К тому же, развитие Евросоюза в целом и в его странах-членах по отдельности, может иметь, безусловно, судьбоносное значение для новой России. Европа для нас в особом классе - важнейший крупнейший рынок для российских товаров, услуг и капиталов. Москва продуктабельно, рационально завязывает сейчас подлинно новые узы с Европой, россияне - прямые межчеловеческие контакты, открытые связи с культурно-цивилизационно близкими нам европейцами. Мы не выдаем им нобелевских премий, а продаем лишь свой природный газ, нефть, лес, металлы. Но вряд ли согласимся механически участвовать в погашении чужих долгов, безвозмездно делиться своими золотовалютными накоплениями. Мы постоянно озабочены тем, чтобы быть самим в порядке, желательно, на европейском уровне. Старушка Европа для нас стала теперь ещё больше разделяться, члениться, множиться - Западная, Центральная, Северная, Восточная, Южная... Россияне традиционно тянутся к теплому югу. Но атмосфера на улицах многих городов Южной Европы в последнее время поднакалилась, они стали, увы, достаточно "горячими", менее беспроблемными, мирными, спокойными.

Воронов Константин Валентинович, кандидат исторических наук, зав. сектором ИМЭМО РАН.