Замглавы правительства Приднестровской Молдавской Республики по международному сотрудничеству, глава МИД ПМР Нина Штански не считает корректным ставить вопрос, "будет ли Украина на стороне Приднестровья в будущем году или не будет" во время ее председательства в ОБСЕ. Об этом, как сообщили 29 декабря корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе МИД ПМР, она заявила в рамках второго заседания пресс-клуба "Разговор без купюр", прошедшего в приднестровском внешнеполитическом ведомстве.

"В случае проявления лояльности к той или иной стороне, Украина рискует поступиться своим международным авторитетом и проявить несостоятельность в переговорах", - считает Штански. Она напомнила журналистам ситуацию 2005-2006 годов, когда Украина, являясь страной-гарантом в молдавско-приднестровском урегулировании, подписала соглашение с Молдавией, которое ухудшило положение одного из участников переговоров, и это соглашение, по мнению главы МИД ПМР, негативно отразилось на имидже Украины. Штански выразила уверенность, что украинская дипломатия не станет рисковать международным авторитетом страны.

Вместе с тем, год председательства в ОБСЕ, по словам Нины Штански, - это очень небольшой срок. "Это максимум 5 раундов переговоров, которые стремительно проходят, - сказала она. - Поэтому каждая из председательствующих стран должна эффективно использовать имеющееся время и возможности". Глава приднестровского внешнеполитического ведомства выразила мнение, что председательство в ОБСЕ - это прекрасная возможность для Украины укрепить позиции регионального лидера, а также шанс наладить конструктивное сотрудничество с Россией по региональным вопросам, представляющим взаимный интерес. "Ни Москва, ни Киев не заинтересованы в румынской экспансии, и здесь можно было бы объединить усилия. Также Украина и Россия имеют интересы в военной плоскости - они совместно участвуют в миротворческой операции на берегах Днестра (Украина не имеет воинского контингента в миротворческой операции на Днестре, от нее участвуют 10 военных наблюдателей - прим. ИА REGNUM). Есть взаимные интересы и в экономике - в Приднестровье немало предприятий, где собственниками одновременно являются и российские, и украинские инвесторы. Для того чтобы эти предприятия работали нормально, нужно нормальное железнодорожное и автомобильное сообщение, должен быть налажен международный транзит", - сказала она.

Справка ИА REGNUM: Результатом введенных 3 марта 2006 года Молдавией и Украиной в нарушение ранее подписанных ими договоренностей и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровской Молдавской Республики. Железнодорожное сообщение через Приднестровье было полностью прекращено, а все грузовые и пассажирские поезда, ранее следовавшие через ПМР, Кишинев пустил через север Молдавии, для чего им пришлось делать 400-киллометровый "крюк". В конце 2010 года по договоренности властей Молдавии и ПМР было возобновлено движение дизель-поезда Кишинев-Одесса через территорию Приднестровья. А 30 марта 2012 года президент ПМР Евгений Шевчук и премьер-министр Молдавии Владимир Филат подписали соглашение о восстановлении грузового железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья. Тогда же было открыто грузовое железнодорожное сообщение через переход Бендеры-Кучурган. В то же время до сих пор сохраняют действие введенные Кишиневом и Киевом правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу, заставляющие приднестровских экономических агентов регистрироваться и проходить таможенное оформление в Молдавии. Кроме того, большинство пассажирских поездов, ранее курсировавших через территорию ПМР, также продолжают следовать через север Молдавии.