Евгений Шевчук: Приднестровье: итоги-2012

Москва, 28 декабря 2012, 22:36 — REGNUM  В столице Приднестровской Молдавской Республики Тирасполе 27 декабря состоялась пресс-конференция президента ПМР Евгения Шевчука, в ходе которой он подвел итоги уходящего года. ИА REGNUM публикует обнародованную пресс-службой главы приднестровского государства стенограмму выступления Шевчука:

"Хочу коротко осветить основные моменты, которые важны для приднестровского государства и которые в свое время были целями для реализации в рамках внутренней и внешней политики. Безусловно, важным элементом являются показатели исполнения нашего государственного бюджета. Реализация любых государственных функций, социальных гарантий базируется на доходной части республиканского бюджета. Несмотря на сложности, с которыми сталкивается республика, и турбулентность в мировой экономике, которая нами ощущается, за 11 месяцев 2012 года приднестровскому государству удалось исполнить бюджет с довольно-таки хорошими показателями. Уровень исполнения республиканского бюджета составил 117 процентов, налоговые доходы - 126 процентов к плану. Республиканский бюджет практически исполнен по налоговым доходам. Это говорит о том, что государственные органы, экономические агенты работали эффективно в рамках тех прогнозов и планов, которые формировались в 2011 году.

Хочу также отметить, что расходы республиканского бюджета были исполнены всего на 77 процентов. На это есть объективные причины. В 2012 году в органах государственной власти проводился режим серьезной экономии. Это происходило по различным статьям. Одна из таких показательных статей - резкое уменьшение командировочных расходов именно в органах государственной власти. От планового уровня эти расходы составили всего 56 процентов.

Несмотря на все сложности, Пенсионный фонд по доходам исполнен на 100 процентов, Фонд обязательного социального страхования - на 144 процента от плана.

Не могу не отметить ряд показателей, которые являются базовыми для любой экономики. Один из них - курс национальной валюты. Курс был стабилен на протяжении 2012 года и даже укреплялся. Сейчас он находится в коридоре от 11 до 11,3 руб/долл (1 российский рубль = 0,36 рубля ПМР - прим. ИА REGNUM). В первую очередь, это позволило не уменьшать реальные доходы социально незащищенных слоев населения, бюджетников, чьи доходы также являются низкими. Таким образом, в этом направлении достигнута серьезная задача по стабилизации макроэкономических показателей.

При этом мы не пошли по пути жесткого сжатия денежной массы, а наоборот, экономика получила дополнительно в оборот порядка 300 миллионов рублей. Из них около 80 процентов - это безналичные деньги. Это говорит о том, что повышена эффективность макроэкономического управления экономики в целом.

В 2012 году уровень инфляции на 5 процентов был меньше, чем прогнозировался. Это тоже неплохой показатель. Хотя мы прекрасно понимаем, что сами показатели требуют уточнения, методики - изменений для того, чтобы они были более точными. Мы будем этим заниматься в 2013 году.

Хочу отметить также некоторые особенности 2012 года. Это те стимулирующие меры, которые были реализованы органами государственной власти и управления для того, чтобы противостоять негативным процессам на внешних рынках, поддержать экономических агентов Приднестровья, создавать условия и предпосылки, чтобы ситуация не ухудшалась. В начале года мы активизировали процессы по созданию условий и предпосылок для более динамичной работы в области экономики с нашими странами-соседями. Мы были инициаторами и отменили в начале года 100-процентную заградительную пошлину в торговле с Республикой Молдова. Тем самым мы создали предпосылки для активизации экономических связей. Безусловно, мы снизили расходы и своих экономических агентов в торговле с Молдовой. Создали конкурентные условия, когда экономические агенты Приднестровья могли сами выбирать, на каких рынках им приобретать товары и услуги: или в Кишиневе, соседнем государстве, или в Украине - Одессе, соседней области.

В 2012 году мы значительно продвинулись по упрощению процедур таможенного оформления. Были изданы нормативные акты, которые сокращали сроки проверки таможенных деклараций. Эти сроки были ограничены 4-мя часами. Практически 98 процентов деклараций было оформлено в 2012 году в соответствии с этим указом.

Хочу напомнить, что обязательная продажа валютной выручки была снижена с 25 до 0 процентов. Это уменьшило расходы экономических агентов на конвертацию валюты.

Мы снизили подоходный налог с 15 до 5 процентов для студентов, у которых семьи находятся в сложном материальном положении. Это сделано для того, чтобы создать привлекательные условия для работодателей, чтобы вовлекать молодежь, студентов в различные направления, чтобы они могли помогать семейному бюджету, работая в свободное от учебы время.

В 2012 году органы государственной власти разрешили экономическим агентам самостоятельно приобретать товароматериальные ценности в сумме до 10 тысяч долларов, затем до 20 тысяч долларов без заключения внешнеэкономических контрактов. Цель данной инициативы - повысить свободу малого и среднего предпринимательства, а также снижение количества обращений в органы государственной власти для оформления внешнеэкономических контрактов.

В 2012 году отмечается рост внешнеторгового оборота. Такие тенденции есть, хотя и незначительные - на уровне порядка 5 процентов.

Мы пересмотрели принципы реализации экономической политики в некоторых аспектах внешнеэкономической деятельности. В 2012 году у нас не было уникальных условий. Все правила внешнеэкономической деятельности были равны для всех экономических агентов. Если они менялись, то по группам товаров. Данные правила были едины для любых юридических или физических лиц, которые желали заниматься тем или иным видом деятельности. Это серьезные изменения в подходах органов государственной власти. Они привели к тому, что таможенные платежи от плана 2012 года собраны в данный момент в размере 192 процентов. От уровня поступивших таможенных платежей 2011 года это 350 процентов. Приднестровская таможня фактически перевыполнила план по сбору налогов. Таможня в 2012 году во взаимодействии с экономическими агентами, которые увеличили количество внешнеэкономических контрактов, обеспечили большее поступление доходов. Приднестровской таможней зарегистрировано на 25 процентов больше экономических агентов, которые осуществляют деятельность. Исходя из этого, мы считаем, что из теневого сектора в светлую зону экономики выходит больше экономических агентов. Это не может нас не радовать.

В следующем году мы планируем снизить для граждан уровень налоговой нагрузки по подоходному налогу. Фактически объем доходов, который не будет подлежать налогообложению по подоходному налогу, увеличивается на 500 рублей. Эта цифра в 2013 году для всех граждан составит 1250 рублей. По нашим оценкам, этот уровень неналогообложения будет выше, чем в Молдове и Украине. Это является стимулирующим шагом. Может быть, не столь значительным, как нам бы хотелось, но шагом для того, чтобы содействовать повышению уровня жизни наших граждан.

В 2012 году мы реализовывали некоторые особенности тарифной политики для граждан ПМР. Учитывая экономические сложности, низкие доходы основной массы приднестровцев, еще в феврале 2012 года президентом Приднестровья было принято решение отменить повышение цен на газ, которое планировалось в 2012 году на уровне 17 процентов для физических лиц. Таким образом, мы сохранили тарифы 2011 года, чтобы поддержать, в первую очередь, малообеспеченные слои населения, которых, к сожалению, у нас большинство. Более того, в перспективе на 2013 год уже принято решение, что повышение на газ для граждан мы производить не будем. Также в рамках социальной нормы не будем производить повышение цен на свет для того, чтобы поддержать доходы граждан. Приняты более жесткие нормативы и созданы предпосылки для формирования более стабильной площадки для цен на хлеб на 2013 год. Правительство и государство возвращается на рынок производства хлебобулочных изделий, на рынок хранения приднестровских зерновых культур. Здесь активное участие начинают принимать государственные предприятия. Я думаю, что степень их влияния на рынок Приднестровья будет увеличиваться.

В 2012 году, как мы и ранее планировали в ходе предвыборной кампании, были открыты 4 социальные аптеки. Пока их количество невелико, влияние на рынок тоже незначительно, но уже ощущается. Мы в ближайшее время откроем еще 2 аптеки в Бендерах и Григориополе. В 2013 году предполагаем наращивание помощи данному государственному учреждению для того, чтобы расширить ассортимент представляемой продукции, которая по ценам намного ниже, чем в коммерческих аптеках.

В начале 2012 года ощущался острый дефицит в дошкольных учреждениях. В этом году были открыты два новых садика, а также 43 детских группы, то есть создано дополнительно 855 мест. Это несмотря на то, что в бюджетах суммы на эти цели не были заложены. На эти цели привлекались внебюджетные средства.

В 2012 году в Приднестровье продолжала поступать гуманитарная помощь Российской Федерации. Были реализованы ряд проектов. В первую очередь, это помощь нашим пенсионерам, которая оказывается с 2008 года. Мы благодарны российским представителям, что данные проекты продолжают реализовываться в 2012 году. Планируется их осуществление на 2013 год.

Хочу напомнить, что в апреле 2012 года из России было направлено около 30 миллионов долларов на поддержание курса национальной валюты. В конце года мы получили ещё около 15 миллионов долларов США в российских рублях для того, чтобы решить ряд социальных проблем или смягчить остроту этих проблем путем реализации дополнительных социальных проектов. Эти деньги будут направлены на ремонт дошкольных учреждений и приобретение дополнительного медицинского оборудования для системы здравоохранения.

В 2012 году только на оборудование системе Минздрава мы направили внебюджетных средств около 1,5 миллиона евро. Не все оборудование еще поступило. Это связано, в первую очередь, с тем, что есть определенные сроки для поставок, но часть оборудования уже начала поступать в Приднестровье. Ожидаем, что в январе 2013 года получим все оборудование, которое заказано и уже частично оплачено.

В 2012 году в рамках реализации государственной политики по контролю за исполнением инвестиционных обязательств были проведены проверки некоторых финансовых операций банковских учреждений. По их результатам стало известно, что в 2010-2011 году ряд кредитов были выведены через оффшорные схемы за пределы республики. Эта схема уже озвучивалась в СМИ. Возникли обстоятельства, когда государству пришлось принимать решения каким образом возвращать деньги. Деньги возвращать сложно, потому что денежные средства вывелись фактически в оффшоры. Мы непризнанное государство, и нам сложно контактировать с международными структурами, чтобы содействовать возврату наших государственных ресурсов. Поэтому было принято решение частично компенсировать те расходы, те убытки, которые понесло государство.

В рамках судебных споров было принято решение вернуть в государственную собственность шесть предприятий, один банк и одну центральную аптеку города Тирасполь - №8. Это возлагает на государство дополнительные задачи по оказанию поддержки этим предприятиям. Мы знаем, что у нас происходит с бюджетом, что средств фактически нет. Бюджет выполняет только функции перераспределения на социальные статьи. В 2013 году стоит задача изыскания дополнительных ресурсов для того, чтобы поддержать эти предприятия. Необходимо рассмотреть возможность их модернизации, стабилизации функционирования и создания конкурентной продукции для рынка Приднестровья.

Хочу особо подчеркнуть, что в 2012 году впервые за многие годы республиканские органы власти не проводили приватизацию на территории Приднестровья. Доходы от приватизации в Приднестровье фактически равны нулю. Эта наша принципиальная политика, связанная с тем, что государство, на наш взгляд, и так ушло практически из большинства сфер экономической деятельности, экономической активности Приднестровья. Здесь многие шутят, говорят, что "уже до нас все продали". Действительно, основные средства были проданы ранее. Но сейчас вопрос стоит больше не в том, кто владеет собственностью, а насколько эффективно это владение и насколько оно влияет на конкретные зарплаты работников этих предприятий, на налоговые платежи в приднестровский бюджет.

Несмотря на то, что у нас сложности в области экономики, нужно понимать, что с финансовой точки зрения мы на сегодняшний день самостоятельно не можем обеспечить собственными доходами все свои государственные функции. Это реальность. От этой реальности мы отталкивались в начале года, предпринимали решения. За январь-октябрь 2012 года налоговые доходы в республике составили всего 130 миллионов долларов США. Государство продолжало поддерживать широкую группу коммерческих организаций путем предоставления энергоносителей по цене ниже рыночной. Уровень поддержки за январь-октябрь 2012 года составил около 305 миллионов долларов США. Это говорит о том, что государство и сегодня остается небезучастным к судьбе предприятий, хотя и приватизированных и на протяжении 2012 года продолжало поддерживать определенную функциональность данных предприятий.

Мы начинали этот год, когда уже 1 января в Центральном банке было минус 4 миллиона долларов США золотовалютных резервов, 1 февраля - минус 17 миллионов долларов США. В бюджете, принятом парламентом в прошлом году, необеспеченный дефицит средств составлял около 27 миллионов долларов. Мы столкнулись с тем, что при тех диспропорциях практически нечем было выплачивать пенсии, зарплаты.

Ситуация в начале года была очень сложная. Она еще обострялась на фоне положения дел в Зоне безопасности. В начале 2012 года на 9 миротворческом посту погиб молдавский гражданин (1 января 2012 года на посту Совместных миротворческих сил №9 российский миротворец смертельно ранил пьяного жителя близлежащего молдавского села Пырыта, неоднократно атаковавшего миротворческий пост за рулем не принадлежащего ему автомобиля и при отсутствии водительских прав. Инцидент послужил поводом для активизации противоречащих ранее достигнутым договоренностям требований Кишинева о ликвидации миротворческих постов и преобразовании формата миротворческой операции. А в ходе организованных молдавской стороной протестов жителей близлежащих сел, граждане Молдавии на протяжении двух недель ежедневно продолжали атаковать миротворческий пост и разрушать его инфраструктуру. 13 января Объединенная контрольная комиссия, координирующая миротворческую операцию на Днестре, обратилась к сторонам с рекомендацией не допускать действий, дестабилизирующих обстановку на центральном участке Зоны безопасности, после чего ситуация в районе поста №9 стабилизировалась - прим. ИА REGNUM). Это предопределило необходимость концентрации определенного внимания государственных органов власти именно на проблемах Зоны безопасности и на функционировании миротворческого батальона. В начале года миротворческий батальон не был укомплектован. Отсутствовало должное материально-техническое обеспечение, не было должного уровня связи, технических средств и так далее. Ситуация была практически критическая. Мы принимали меры и решения для того, чтобы поддержать миротворческий батальон как одну из составных частей целостной миротворческой операции, реализуемой на берегах Днестра. Нам удалось это сделать.

Хочу поблагодарить военных: офицеров, сержантов, служащих, - которые выстояли в критической ситуации, когда из Кишинева на митинги в Зоне безопасности приезжали до 400 представителей общественных организаций, хотя у нас есть сомнения, что они приезжали по общественной линии. Напомню, что происходило. На 9-ом миротворческом посту были демонтированы инженерные сооружения. 9-ый миротворческий пост является зоной ответственности именно приднестровского батальона с точки зрения инфраструктуры. В этих сложнейших морально-психологических условиях надо отдать должное и поблагодарить ещё раз именно военнослужащих приднестровского миротворческого батальона, что удержались и не допустили развитие ситуации по негативному сценарию. Хочется поблагодарить российских миротворцев, которые тоже продемонстрировали свою выдержку. Но не могу не сказать и о молдавских миротворцах. Слава Богу, что не полезли в драку с другими миротворцами. Было бы потом сложно определять, кто прав, кто виноват.

Ситуация 2012 года, особенно первое полугодие, осложнялась не только экономическими показателями. По моему мнению, ряд проигравших политиков и ряд экономических структур, которые участвовали в той или иной мере в выборах президента, в первом квартале, зная, какие у нас финансовые сложности, ожидали какого-либо реванша. Мы знаем, как в информационном поле была запущена определенная машина, что у нас в апреле-мае чуть ли не произойдет революция или контрреволюция. Не знаю, что они там предполагали, но такое массированное давление через интернет-ресурсы отмечалось. Я хочу сказать свое мнение по этому поводу. Я считаю, что это, в первую очередь, было связано с ожиданием экономического краха нового правительства, нового президента. Это попытка использования экономических сложностей для достижения своих политико-экономических задач, которые не удалось достичь в рамках открытой предвыборной кампании 2011 года.

К сожалению, вынужден сказать, что ряд представителей нашей так называемой политической элиты в начале 2012 года сигнализировал о том, что желательно не направлять в Приднестровье российскую гуманитарную помощь. Мне об этом известно. Я считаю, что это демонстрация того, что не все еще осознали ответственность и в органах власти, в экономических кругах. Только экономически развитое Приднестровье с защищенными гражданами имеет перспективу. Поэтому в 2012 году мы предпринимали ряд усилий, чтобы откорректировать эту политику. Несмотря на все эти сигналы, Российская Федерация направила помощь и направила её ни Шевчуку, ни Степанову, а именно приднестровцам и гражданам России, проживающим в нашей республике.

С финансово-экономической точки зрения можно сказать, что 2012 год завершается с более высокой степенью экономической стабильности. Даже по проекту бюджета 2013 года фактически усредненный показатель на 24% лучше, чем бюджет 2012 года. Это серьезный шаг за один год. Но этого крайне мало по сравнению с нашими потребностями. Нам необходим иной качественный уровень, который достигается не только изменениями внутри, но и связан с развитием взаимодействия с нашими партнерами.

Все результаты финансово-экономической стабилизации - это результат труда рядовых приднестровцев, рабочих, тех людей, которые работают в сельском хозяйстве, это результат работы санитарок, врачей, сотрудников правоохранительных органов, тех, кто защищает Приднестровскую Молдавскую Республику, свою Отчизну, Родину, будучи в миротворческом батальоне, в Вооруженных силах. Это результат органов управления, которые нацелены на создание условий и предпосылок для развития Приднестровья. Это правительство и иные органы государственной власти, это Центральный банк, государственные администрации городов и районов. Но в первую очередь это, конечно, наши люди, наши терпеливые, трудолюбивые, очень прагматичные и очень добрые приднестровцы, за что я хочу поблагодарить их от всей души.

Ряд позитивных результатов можно отметить и во внешнеполитических вопросах. Во-первых, хочу сказать, что в 2012 году была утверждена Концепция внешней политики в полном соответствии с Конституцией Приднестровья. Концепция утверждалась Указом президента. В ней определен курс усиления интеграционных процессов с Российской Федерацией и теми международными объединениями, которые возглавляет Россия. Это, в первую очередь, Таможенный союз, это евразийская инициатива. И в рамках концепции мы наращиваем дружеские контакты с Российской Федерацией. Вы знаете: приезжают в Приднестровье расширенные делегации высоких представителей Российской Федерации. В 2012 году впервые был заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Олегович Рогозин с группой представителей различных министерств и ведомств, представителей парламента Российской Федерации, которые не только изучали ситуацию по различным направлениям, но и содействовали решению ряда сложных проблем, с которыми сталкивается Приднестровье. Это говорит о том, что и в России уделяют большее внимание проблемам соотечественников, граждан Российской Федерации. Планомерная работа по расширению контактов ведется в рамках интеграционных процессов в полном соответствии с волей народа, которая была озвучена и поддержана в рамках референдума 2006 года (17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике состоялся референдум, по итогам которого более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM). И Концепция внешней политики фактически является инструментом, механизмом определенного характера для реализации воли народа, для достижения целей и задач, поставленных народом Приднестровской Молдавской Республики, в первую очередь, перед президентом Приднестровья.

Хочу отметить, что мы готовы на взаимовыгодных и взаимоуважительных основах сотрудничать и с другими странами. Мы заинтересованы в развитии дружественных связей с нашими партнерами, соседями - Украиной, Республикой Молдова и иными странами и международными организациями, которые понимают, что мы с уважением относимся к мнению представителей зарубежья, соседей. И также понимают, чтобы найти компромисс, необходимо с уважением относится и к воле приднестровского народа, в рамках взаимоуважительных процедур искать компромиссы по тем или иным важнейшим направлениям. Мы считаем, что компромиссы можно найти и нужно. Они находятся, в первую очередь, в плоскости социально-экономического взаимодействия и сотрудничества с нашими соседями, с нашими партнерами.

В рамках переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) нам удалось зафиксировать равенство сторон в переговорном процессе. Это является важным элементом формирования площадки для конструктивного диалога, и мы считаем, что этот принцип должен быть незыблемым в целях выработки, поиска решений в различных направлениях. Важным элементом в рамках переговоров явилось то, что все стороны, участники переговорного процесса поддержали инициативу Приднестровья в первоочередном порядке сконцентрировать внимание, в том числе в рамках переговорного формата, на социально-экономических проблемах.

Мы считаем, что политические проблемы, которые требуют разрешения и не разрешены за столь длительный период времени, не должны являться препятствием для ограничения экономической свободы, в первую очередь, граждан. Политические разногласия не должны создавать проблемы для возможности жить, работать, лечиться, учиться на своей родной земле. И хочу поддержать многих представителей международных организаций, которые разделяют нашу позицию, а также ряд участников переговорного формата, которые пытаются вместе с нами найти ответы на вопросы. Вопросы, которые должны быть положены в развитие экономики Приднестровья, направлены на решение социально-экономических проблем не только в Приднестровье, но и в Молдове.

Хочу отметить, что мы выступали и выступаем за то, чтобы международная обстановка, внутренние решения наших соседей - и в Молдове, и в Украине - содействовали развитию этих государств, формированию благоприятной среды для граждан этих государств. Но мы хотели бы, чтобы такое понимание было и в отношении Приднестровья.

В 2012 году расширились контакты с Организацией Объединенных Наций. Вы знаете, что в Приднестровье были представители соответствующих организаций, с которыми мы тесно сотрудничаем в области прав человека и в других направлениях. И это взаимодействие, на мой взгляд, является конструктивным элементом для того, чтобы достичь большего понимания процессов, которые происходят в Приднестровье.

Расширен перечень международных контактов. И об этом говорят определенные показатели. В 2012 году только президент Приднестровья провел около 130 международных встреч. Хотя это статистическая цифра, но за ней стоят некоторые элементы повышения интереса к Приднестровью, что мы приветствуем и за что благодарим все международные организации, страны, которые интересуются Приднестровьем, тщательно изучают ситуацию, положение дел, с пониманием относятся к позиции Приднестровья, пытаясь выработать рекомендации, как решить, в первую очередь, социально-экономические проблемы граждан, которые живут не только в Приднестровье, но и географически живут в Европе.

Очевиден прогресс в работе Министерства иностранных дел ПМР. Это одно из эффективных министерств правительства Приднестровья. И хочу поблагодарить за результаты, которые были достигнуты, а также выразить надежду, что министерство не менее активно и эффективно будет работать в 2013 году".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.