В 2013 году Южная Осетия "будет пожинать плоды выбора 2012 года"

Москва, 31 декабря 2012, 09:07 — REGNUM  Прошедший год для Южной Осетии можно с полной уверенностью назвать годом выбора. Об этом ИА REGNUM заявил югоосетинский эксперт Алан Парастаев, подводя итоги 2012 года и определяя вызовы для РЮО на 2013 год.

"Мы выбирали, президентов дважды. Российского и нашего югоосетинского. И оба раза выборы были непростыми, особенно у нас. Кроме того, выбирали парламент Северной Осетии, эти выборы во многом были завязаны на югоосетинском электорате. И, наконец, выборы в Грузии, к которым мы отношения прямого не имели, но которые будут иметь отношение к нам в будущем, хотим мы того или нет", - отметил Парастаев.

"И, говоря образно, в будущем году нам предстоит пожинать плоды нашего выбора, в каждом конкретном случае", - считает он.

"В этом же контексте наш главный внешнеполитический вызов - реагирование на потепление российско-грузинских отношений", - сказал Парастаев.

"И, конечно, борьба с коррупцией, совместно с Россией и лично Владимиром Путиным. Тут можно сказать, мы должны на деле подтвердить лозунг, часто встречающийся на наших стенах, "Южная Осетия с Россией и Путиным"", - заявил эксперт.

Итоги года подвела и депутат парламента Марина Дзигойты. По ее мнению, "главный итог - смена власти и основных игроков в ней". "И как всегда, с приходом новых лиц, людям свойственно связывать надежды на перемены к лучшему, как в своей жизни, так и в государственной политике", - отметила депутат, сообщает медиацентр "Ир".

"Я думаю, что 2012 год может войти в историю как поворотный для начала разрешения накопившихся проблем и общенациональных и каждого в отдельности. Особенно обнадеживает то, что жители села, наконец, в этом году почувствовали реальную заботу и внимание властей к себе... Дороги, свет, вода - вот основные инфраструктурные условия для реального возрождения сельского хозяйства и укрепления здорового национального стержня, образа жизни и взаимоотношений", - сказала Дзигойты.

"Конечно, для закрепления и развития всех ростков начинаний и депутатскому корпусу парламента РЮО также придется активизировать свою работу, чтобы создать надежную правовую основу для дальнейшего экономического и духовного возрождения страны. В этом плане видимые результаты работы депутатов парламента в текущем году весьма скромны. Но, если говорить о комитете по промышленности, строительству, природным ресурсам и связи, то год прошел в очень напряженной работе по сбору, систематизации и анализу материалов по базовым, основополагающим законодательным проектам...", - сообщила депутат.

По мнению Дзигойты, "отсутствие в стране научного Центра по правовой деятельности и отечественных стратегических исследований сильно тормозит процесс выработки обоснованного и гармоничного национального законодательства в более короткие сроки".

Председатель Социалистической партии "Фыдыбаста" Вячеслав Гобозов, подводя итоги года, отметил как " безусловный плюс" новых властей республики то, что "им удалось сохранить стабильность и во многом сгладить последствия раскола в обществе, связанного с драматическим событиями ноября прошлого года". "Вместе с тем, пора уже снимать с повестки дня тезис о необходимости "преодоления раскола", ибо общество, в отличие от некоторых политиков, уже практически забыло о предвыборных страстях и консолидировалось в ожидании действенных шагов нового руководства по изменению ситуации к лучшему", - считает Гобозов.

"Довольно очевидными являются и некоторые положительные тенденции в процессе экономического восстановления и развития Республики, связанные действиями новых властей Южной Осетии... у ныне действующих властей республики был выбор одного из двух путей: либо попытаться встроиться в эту коррупционную вертикаль, получив свои "дивиденды", либо кардинально изменить правила "игры". Ряд действий, предпринятых правительством республики, особенно в последнее время, дают основания для осторожной надежды на то, что нашим руководством выбран второй вариант. Вместе с тем, для того, чтобы начать, цитирую премьер-министра РЮО, "правильно работать", вряд ли достаточно только изменить механизм финансирования. Ибо проблемы, о которых идет речь, до сих пор не находили своего решения, несмотря на то, что постоянно создаются и упраздняются различные органы по восстановлению и контролю над восстановлением, командируются специалисты, меняются механизмы. Убежден, что эти проблемы будут существовать и далее, если не создать эффективных внутренних общественных механизмов контроля. С привлечением представителей всех политических сил, общественных организаций и просто людей, имеющих авторитет и безупречную репутацию в обществе. И уж совершенно точно, что решение этих проблем просто невозможно без кардинальной реформы государственно-политической системы Южной Осетии", - сказал Гобозов.

"Еще одна интересная тенденция прошедшего года - это наблюдающийся партийный бум. Процесс строительства новых партий принял почти лавинообразный характер, вызывая уже заметное раздражение и в органах власти, и в обществе. Конечно, не хотелось бы, чтобы он скатился до той во многом иррациональной ситуации, которую мы наблюдали во время президентской гонки с ее тремя десятками кандидатов. Но, с другой стороны, нельзя не признать, что нынешний партийный бум - пусть и несколько своеобразное, но вполне логичное и прямое следствие процесса освобождения общества от авторитаризма. Видимо, это просто неизбежное в условиях переходного периода... В любом случае, лучше уж такое партийное многоголосие, чем затравленное молчание общества. К чему приводит второй вариант, мы уже хорошо знаем", - отметил лидер "Фыдыбаста".

"Очевидно, что первым экзаменом для новой партийной системы станут предстоящие парламентские выборы. И здесь немаловажное значение имеет то, какой механизм будет выбран при формировании депутатского корпуса. Безусловно, нет сомнений в том, что необходимо возвращать смешанную пропорционально-мажоритарную систему. Именно она, как никакая другая дает, с одной стороны, возможность для становления и развития многопартийности, а с другой - не отбирает у отдельного гражданина безусловное право "быть избранным". Но вот каким должно быть соотношение "пропорциональных" и "мажоритарных" мест в парламенте, какой вид пропорциональной и мажоритарной систем нам подходит больше, решать надо с участием специалистов и представителей общественно-политических сил. Причем, задолго до выборов", - заявил Гобозов.

"Складывающаяся сегодня ситуация требует кардинальных изменений и во внешнеполитической сфере. Абсолютно очевидно, что изменения, произошедшие в политическом руководстве соседней страны - Грузии, требуют определенных тактических корректировок в нашем внешнеполитическом курсе. Прежде всего, необходимо, усилить координирующую роль Министерства иностранных дел, передав ему решение всех вопросов, касающихся внешней политики. Это, возможно, не было настоятельной необходимостью совсем недавно, когда существовала только одна "площадка" для ведения диалога с Грузией - Женевские дискуссии, но чрезвычайно важно сейчас, когда вполне реально появление новых подобных "площадок". Как межгосударственного, так и общественного характера. Да и вообще (повторяю не в первый раз): нельзя признать ненормальной ситуацию, когда внешней политикой Республики занимаются несколько ведомств. Кроме того, учитывая, что речь идет о внешней политике государства, пока еще не признанного большинством стран мира, надо применять чрезвычайно осторожно общеизвестные лекала, лежащие в основе структуры и деятельности внешнеполитических ведомств стран, признанных мировым сообществом. Наоборот, нужны нестандартные ходы. В том числе, с использованием исторического опыта всех непризнанных стран (как в прошлом, так и сейчас), механизмов и потенциала наших общественно-политических сил, диаспоры и неправительственных организаций. В целом, нам нужна активная, по-хорошему агрессивная внешняя политика", - считает Гобозов. Также он заявил, что позитивным фактором деятельности нового руководства Республики является начатая им реально работа по подготовке реформы государственно-правовой системы Южной Осетии. "Создана комиссия по внесению изменений в Конституцию РЮО, есть уже и конкретные предложения. Это - положительный процесс", - сказал Гобозов.

"Вместе с тем, он вполне очевидно несет на себе "родимые пятна" нашего недавнего прошлого, вызывая ряд вопросов. В частности, неясно, по какому критерию подбирались члены этой комиссии? Почему в ней не представлены представители всех общественно-политических сил? Почему, скажем, речь идет о новых изменениях многострадального Основного Закона, в который за последние 10 лет и так внесено более 40 поправок, а, скажем, не о разработке и принятии новой Конституции?" - подчеркнул он.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.