Гендиректор "КАМАЗа": Китайские производители больший конкурент, чем "МАЗ"

Москва, 26 декабря 2012, 13:33 — REGNUM  Создание российско-белорусского холдинга "Росбелавто" по-прежнему интересует ОАО "КАМАЗ", однако процесс объединения осложняется заявлениями политиков. Об этом 25 декабря в интервью российской газете "Ведомости" заявил генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин. По словам гендиректора камского автозавода, вступление России во Всемирную торговую организацию стимулирует конкуренцию между производителями, что, в конечном итоге (через несколько лет) приведет к оптимизации производственного процесса и повышению качества продукции. Большую обеспокоенность российского производителя вызывает "бэушная" импортная техника. "Сейчас в Европе кризис, снижается объем коммерческих перевозок, закрываются или сокращаются производства - соответственно, высвобождается техника. На вторичном рынке Испании, например, строительная техника в хорошем состоянии предлагается по таким низким ценам, что с ними ни одна компания не может конкурировать. Плюс в Европе вводятся нормы "Евро-6", что приведет к обновлению парка - он сейчас составляет около 90 млн коммерческих автомобилей. Куда эти (высвобождаемые) автомобили будут деваться? На крупные рынки, где есть хороший спрос, включая Россию. Это прямая угроза "КАМАЗу", - сказал Когогин. - Подержанная техника - это не конкуренция, это крах".

Оценивая конкурентов на российском рынке, гендиректор "КАМАЗа" сказал: "Игроков премиум-сегмента конкурентами сегодня мы не считаем - они ими станут в 2015-2016 гг., когда у "КАМАЗа" появится новый модельный ряд. Сейчас наш конкурент - "МАЗ", хотя мы особо с ним не боремся. Самой опасной для нас является недобросовестная конкуренция с китайским импортом, когда идет фальсификация документов: под видом "Евро-4" ввозятся грузовики "Евро-2", себестоимость которых значительно ниже".

Комментируя перспективы создания холдинга "Росбелавто" с белорусским госпредприятием ОАО "МАЗ", а также последнее заявление на тему создания холдинга, сделанное Александром Лукашенко, гендиректор "КАМАЗа" сказал: "Есть определенная коллизия. Работа по проекту, которую проводит рабочая группа, никогда не останавливалась. Но после подобных публичных заявлений процесс начинает тормозиться. Что мне не нравится? Вязкий процесс переговоров, который нарушает логику действий. Мы провели оценки, вышли на уровень базовых договоренностей, и теперь нужно переходить к подтверждению оценки, делать выводы. Но к этому мы никак не можем приступить. Мы понимаем: для них это высокие риски. Причем для политиков это риски сегодняшние, а менеджмент говорит о дне послезавтрашнем".

"Почему альянс нужен "КАМАЗу"? В практике слияний-поглощений приобретаются бренды и компании вместе с рынком. Для "МАЗа" и "КАМАЗа" базовым является один рынок - российский. Я не считаю, что мы сильно конкурируем на рынке России, но тем не менее у "МАЗа" тоже 80% продаж приходится на российский рынок. Мы сейчас поджали свой экспорт по финансовым причинам - он неэффективен при сегодняшнем курсе рубля, меньше зарабатываем на курсовой разнице. Альянс с "МАЗом" позволит более четко реагировать на потребности российского рынка, плюс все наши совместные предприятия получают другой масштаб производства. В случае объединения с "МАЗом" увеличится их загрузка. Есть общепризнанные нормы производства, например, у двигателей: 50 000 шт. в год. В случае если объем ниже, возрастают риски и сроки окупаемости - до 8-9 лет. Альянс позволит сократить сроки окупаемости таких производств. Ради этого мы стремились к альянсу, понимая, что в нашем бизнесе, автомобильном, всегда есть правила, так же как и везде. Масштаб производства - это правило. Кроме того, я считаю, что "МАЗ" сохранил инженерную школу", - продолжил Когогин. Он заверил: в случае создания холдинга "Росбелавто" бренд минского автозаводи "конечно, сохранится, у него есть свой потребитель" и "когда мы вели переговоры с Daimler, никогда не возникало вопроса ликвидации нашего бренда".

Гендиректор "КАМАЗа" отметил, что рынок Белоруссии не представляет особого интереса в сравнении с наращиванием объема и повышением доходности инвестиций. Из внешних рынков более привлекательным, чем рынки Белоруссии и Украины, является рынок Казахстана. "Нет, первым еще долго будет оставаться Казахстан, - сказал Когогин. - Население там меньше, но экономика имеет сырьевую подпитку, что приводит к росту строительства, а значит, и к спросу на грузовики. К тому же там расположено наше сборочное предприятие, из-за чего мы имеем определенные преференции. Казахстан преследует цель развития машиностроительного комплекса".

Комментируя создание "Росбелавто", Когогин отметил: "При этом схема слияния безденежная. Хотя акции "КАМАЗа" - это деньги. Я каждые 2-3 часа смотрю, что происходит на бирже. Они ликвидные. Конечно, на рынке, на мой взгляд, сейчас недостаточно акций "КАМАЗа", но наши акционеры не хотят продавать, сбрасывать свои доли. Их не продают и те, кто получил акции во время приватизации - многочисленные физические лица".

Руководитель российского автозавода не видит целесообразности в выкупе акций белорусского госпредприятия. "А зачем? Это 80 000 акционеров, у которых в общей сложности всего 1%. К тому же акции распылены по всему бывшему Советскому Союзу", - отметил Когогин.

Как сообщало ИА REGNUM, 16 ноября председатель Совмина Белоруссии Михаил Мясникович заявил журналистам, что положительным примером российско-белорусского партнёрства станет планируемое участие российского "Газпрома" в модернизации белорусского госпредприятия "Гродно Азот", таковым же должно стать объединение автозаводов ОАО "МАЗ" и ОАО "КАМАЗ".

Незадолго до этого, 9 ноября Александр Лукашенко на встрече с делегацией Ленинградской области во главе с её губернатором Александром Дрозденко заявил, что грузовик "МАЗ" - это "российский автомобиль", и смысл объединения ОАО "КАМАЗ" с ОАО "МАЗ" не очевиден. Комментируя перспективу объединения минского и камского автозаводов в холдинг "Росбелавто", Лукашенко завёл речь о продаже госсобственности, усомнился в технологическом уровне ОАО "КАМАЗ" и выразил недоумение в связи с возможной перспективой объединения минского автозавода с ОАО "КАМАЗ". Лукашенко отметил: "Зачем и кому надо это искусственное объединение? На меня обижаются, что политика тут играет большую роль в Белоруссии. Никакая не политика, я экономист, ответьте мне на эти вопросы - что получит от приватизации "МАЗ" или "КАМАЗ"? Ответа нет. Вот надо объединить и все, и при том контрольный пакет должен быть, и так далее и тому подобное".

Отметим, предложение об объединении ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" поступило зимой 2010 года от российской госкорпорации "Ростехнологии", которой принадлежит 49,9% акций ОАО "КАМАЗ". В интервью изданию "Вести КАМАЗа" гендиректор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин 2 ноября заявил, что представители ОАО "КАМАЗ" терпеливо ведут переговоры с белорусской стороной, однако конкретных договорённостей о создании холдинга "Росбелавто" пока нет. Когогин сказал: "То, что касается возможных отношений с "МАЗом", это больше политика. И часто мы с "МАЗом" идём по чёткому пути, но потом этот процесс на каком-то этапе внезапно останавливается, что говорит о том, что дальше должно приниматься уже некое политическое решение. Мне очень трудно что-либо отвечать по этой крупной корпорации, которая на 100% принадлежит государству. Потому что мы всё-таки основываемся на экономической целесообразности и бизнесе, и уже просчитали, что и кому даст наш альянс с "МАЗом". Предложение об объединении ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" поступило зимой 2010 года от российской госкорпорации "Ростехнологии", которой принадлежит 49,9% акций ОАО "КАМАЗ".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.