Оренбургский политолог Булат Калмантаев считает, что в оценках событий, которые по тем или иным признакам считаются важными и значимыми для региона в уходящем 2012 году, неизбежны расхождения, порой принципиальные. Об этом он заявил корреспонденту ИА REGNUM, комментируя итоги года в Оренбуржье.

В качестве примера таких разночтений Калмантаев привёл пример ухода с поста нескольких мэров в Оренбургской области: "...числом побольше, чем в предыдущие годы. Кто-то полагает, что это свидетельство системных ошибок в работе с кадрами, а кто-то - результатом систематической очистки разных звеньев от кадров, не овладевших эффективными методами управления, а то и позволяющих себе отступления от норм морали и закона".

Возможен и иной взгляд на события уходящего года - интегративный и сущностный, направленный на обозначение коренных причин, породивших те или иные процессы и явления. Эти-то причины как раз продуктивнее обсуждать и оценивать".

По мнению политолога, общий вектор значимых событий указывает, прежде всего, на вставшие во весь рост, экономические по своей природе, накопленные за многие десятилетия проблемы, работа над которыми по разным причинам откладывалась: то череда выборов, то чудовищные случайные взрывы на полигонах и арсеналах, то пожары, наводнения или засуха, то спасать остановившееся крупное производство, то десятки других дел и бед из этого же ряда: "При этом я не говорю о мировом финансово-экономическом кризисе, в условиях которого функционирует регион. Наоборот, я о том, что нельзя всё и вся списывать на кризис. Скорее так, его последствия были бы минимальными при последовательной работе по оптимизации экономики региона в докризисный период, в "жирные" годы".

Булат Калмантаев для анализа работы региона в 2012 году предлагает обратить внимание на несколько цифр, характеризующих экономику Оренбуржья за январь-ноябрь 2012 года. Объём отгруженной добычи топливно-экономических полезных ископаемых за 11 месяцев - 255 млрд 645,8 млн рублей (рост по отношению к тому же периоду 2011 года на 21%). Объём отгруженной продукции обрабатывающим производством - 147 млрд 957,7 млн рублей (90,5% к январю-ноябрю 2011 года). Наиболее глубокое сокращение от 82% до 88% (к уровню 2011 года) - в производстве машин и оборудования, металла и металлоизделий, электрического, электронного и оптического оборудования, транспортных средств. Объём производства продукции сельским хозяйством за тот же период в действующих ценах - 53 млрд 889,5 млн рублей (86,3% к 2011 году, что неплохо для летней засухи): "Дополню эти показатели ещё одним: около 40% населения Оренбуржья - сельское! Приведённые цифры показывают давно сложившуюся структуру производства региона и диспропорции в ней очевидны. И нынешнее сокращение продукции машиностроения вовсе не из-за кризиса, а от того, что оно глубоко устаревшее, безнадежно отставшее, но не из-за изношенности станков и так далее, а по продукции, по технологиям, по организации производства. И что со всем этим делать? Представляется, наиболее значимым для уходящего года является постановка региональной властью именно этого вопроса в явном и неявном виде".

Калмантаев подчеркнул, что кризисы приходят и уходят, погода и впредь будет преподносить сюрпризы: "Наверное, где-то в морозы и впредь будут рваться электролинии, выходить из строя инфраструктурные коммуникации. Добыча нефти и газа с нарастающим из года в год итогом имеет свои пределы. Что ж, так и продолжим работать в режиме "пожарной команды"? Такое уже было в начале-середине 90-х годов прошлого века. Потом были другие времена, как оказалось, использованные тогдашней оренбургской властью далеко не эффективно. Только один пример: от продажи ТНК-ВР нефтяных промыслов Оренбуржья в начале нынешнего века областная казна получила громадную сумму. Её вроде бы использовали в инвестиционных целях, но теперь ясно, что эти средства растворились, так и не создав ни одного современного высокотехнологичного производства".

По информации политолога, в настоящее же время в Оренбургской области нет объектов для выгодной продажи, чтобы использовать выручку для инвестиций. Стало быть, капитала к мощному импульсу для трансформации структуры региональной экономики тоже. "Отсюда и вызовы времени для региона. Они с чеканной отчетливостью, думаю, встали не только перед Оренбургской областью, но и рядом других субъектов Федерации, - считает Калмантаев. - И вновь вопрос: и что теперь делать? Заслуга нынешнего 2012 года, пожалуй, именно в постановке данного вопроса и понимания того, что адекватного ответа на него пока нет".