Согласования мероприятий Госпрограммы и ЧМ-2018 идёт одним пулом: интервью калининградского министра экономики

Калининград, 24 декабря 2012, 23:00 — REGNUM  

Министр экономики Калининградской области Вадим Амстель в интервью ИА REGNUM рассказал подробности беспрецедентного включения самого западного российского региона в реестр госпрограмм.

ИА REGNUM: На минувшей неделе премьер России Дмитрий Медведев включил Калининградскую область в реестр государственных программ. Многие эксперты уже назвали это решение чуть ли ни эпохальным...

- Я бы не употреблял слово "эпохальный". Госпрограмма - это более сложный, более упорядоченный механизм развития региона, в отличие, например, от конкретных целевых программ, направленных на отдельные отрасли. То, что лишь один регион России - Калининградская область попала в реестр госпрограмм, отмечает особое отношение федеральной власти к эксклавности региона, как части России, и с точки зрения безопасности страны, и с точки зрения особенности экономической ситуации области. Положение региона, находящегося в оторванном состоянии с наличием всех границ с иностранными государствами, частично с членами Евросоюза, косвенно с членами Таможенного союза накладывает отдельную специфику на региональную экономику и поэтому учесть её в общих государственных отраслевых программах не всегда возможно.

Аналогичные госпрограммы есть по Северному Кавказу, при этом сразу для шести регионов, и по Дальнему Востоку. Программность выражается в том, включены не только финансовые и инфраструктурные мероприятия, но и комплекс мер, относящихся к законодательной деятельности, к межправительственным отношениям, совершенствованию таможенного законодательства и прочим формам административного регулирования жизнедеятельности региона вообще. То, чего нет и не может быть по сути ни в каких отраслевых программах. Все эти меры согласованы с единой целью Госпрограммы.

ИА REGNUM: И какая цель?

- Цель - обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона. Целевые показатели Госпрограммы, в первую очередь: увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении в регионе и увеличение объема валового регионального продукта Калининградской области. В программе есть подпрограммы, которые имеют более конкретные и более простые цели. Например, повышение уровня медицинского обслуживания, развитие социальной инфраструктуры, возможность населения покупать качественные продукты. То есть всё то, что влияет на конечную цель. Люди плюс экономика. Экономика плюс люди.

ИА REGNUM: А есть абсолютные цифры - насколько вы прогнозируете рост продолжительности жизни среднестатистического калининградца?

- Есть прогнозные цифры, но озвучивать их некорректно, поскольку госпрограмма только включена в реестр. Думаю, что конкретные цифры будут озвучены весной 2013 года в период рассмотрения и утверждения самой программы правительством РФ. Связано это, прежде всего, с тем, что бюджет России на 2013 году уже свёрстан. Соответственно, выделение дополнительных средств затруднено. По каждому региону утверждаются т. н. "потолки", то есть лимиты выделения федеральных средств. То, что мы запланировали (в СМИ уже названа цифра - 646 млрд рублей. - ИА REGNUM) - выше наших традиционных "потолков", и поэтому принятие решения об увеличении лимита для Калининграда (например в случае профицита федерального бюджета) - это политическое решение.

ИА REGNUM: Но с другой стороны включение Калининградской области в реестр Госпрограмм - тоже политического решение.

- Согласен, Госпрограмма подразумевает, что наш регион будет иметь приоритет при реализации других государственных программ и распределении дополнительных доходов федерального бюджета. Сейчас мы оценили эффект от наших максимальных желаний. Понимая, что федеральный бюджет не резиновый, мы работаем над определением первоочередных задач, задач №1 и №2, с ранжированием их по эффекту в достижении целевых показателей, например по продолжительности жизни, а также по экономическому эффекту для всего государства. Потому что вложения в инфраструктуру должны возвращаться в бюджеты всех уровней в виде налогов - в том числе, на зарплату, на недвижимость, на имущество, на прибыль. Нет задачи - просто потратить деньги.

ИА REGNUM: Освоить...

- Слово "освоить" вы зря используете в ироническом ключе. Ведь это слово ещё с советских времён чаще всего при проведении капитального строительства для определения степени реализации проекта. Этот термин характеризует объем выполненных, документально подтвержденных и оплаченных работ по создание новых и/или модернизацию имеющихся активов. Это нормальное слово. Его иногда извращают, толкуя, что освоить - это значит потратить деньги бессмысленно или даже украсть.

ИА REGNUM: Всё-таки озвучьте хотя бы прогнозные цифры - какая планка в увеличении уровня жизни калининградцев?

- По продолжительности жизни - примерно до 5 лет. По уровню ВРП - в 2,5 раза. Но я ещё раз хочу уточнить, что это всё считалось, исходя из предположения о реализации всех пожеланий по мероприятиям, которые учтены в проекте Госпрограммы. Итоговый прогноз будет зависеть от объема финансирования. Утвержденного правительством России. То, что нам в итоге выделят, думаю, нам необходимо будет максимально эффективно использовать, чтобы Калининградская область жила не хуже, чем окружающие нас страны, такие как Польша и Литва. И даже лучше.

ИА REGNUM: Знакомый лозунг. Догнать и перегнать...

- Пусть вы считаете этот лозунг популистским, но для нас это амбициозные задачи. И они в принципе решаемы. Ведь, когда развалился Советский Союз, у руководства страны не было сил и возможностей следить за каждым регионом. Были другие проблемы. Но сейчас федеральный центр, на мой взгляд, видит страну целостно. Внедрение программного подхода, говорит о том, что мудрости в высших эшелонах власти достаточно. Это позволяет согласовать все мероприятия в отдельном регионе и понять, что если ты не сделал мероприятие №4, то мероприятие №5 и №6 делать бессмысленно. А если ты не сделал мероприятие №5, то мероприятие №12 провалится. Это то, чем иногда страдали некоторые программы развития, когда деньги выделялись, объекты капитального строительства строились, а эффекта не было.

ИА REGNUM: Я правильно понял, что в Госпрограмме нет речи о решении "проблемы-2016" (в 2016 году завершается срок действия федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области", дающего таможенные преференции порядка 500 калининградским предприятиям)?

- Неправильно. Решение проблемы-2016 отражено в мероприятиях, направленных на поддержку секторов экономики. Мы сейчас ведём с бизнес-сообществом консультации и получаем для анализа мнения бизнеса на тему - как бы он видел поддержку региональных властей и федерального центра для их проектов после 2016 года, если он действительно теряют что-то от прекращения таможенных преференций. Есть интересные предложения. Например, введение нулевой ставки НДС для всего калининградского производства и сферы услуг. Статистика показывает, что сбор налога (НДС) с внутренних услуг невелик и слабо зависит от ВРП региона. Это связано, в том числе, с использованием схем с индивидуальными предпринимателями и упрощенного налогообложения малыми предприятиями. Зачастую все это лишь усложняет жизнь самому бизнесу, создавая кучу ненужных с точки зрения экономики рабочих мест, которые ничего не генерируют, а лишь поддерживают данные схемы. Большого смысла, при отсутствии налоговых поступлений в бюджеты, в этом нет.

Кроме того, мы активно изучаем, какие механизмы поддержки развития собственного бизнеса используются в соседних странах, и будем использовать результаты для формирования адекватных мер государственного регулирования в регионе.

ИА REGNUM: Например.

- В Германии есть интересный механизм. Если предприниматель создаёт новое производство и, соответственно, новые рабочие места, то власти федеральной земли компенсируют ему до 50% его инвестиций. Спрашивается, как наш предприниматель, находящийся географически относительно рядом, может конкурировать с немецким коллегой? Это изначально неравные условия. А то, что предлагают немцы, напрямую не запрещено правилами ВТО, в отличие от таможенных пошлин.

Вообще, общаясь с нашими бизнесменами, я стараюсь выяснить структуру себестоимости жизнедеятельности их бизнеса. Почему в Калининграде продукты питания дороже, чем в Польше? Причин несколько. Это иногда и плохое ведение бизнеса, и высокие тарифы, и плохая логистика. Зарплаты у нас не выше, чем у соседей. Ну и основное - неравные меры поддержки государством. Сравнивая себестоимости наших бизнесменов и соседей, мы поймём, как сделать наши товары рентабельными. Поэтому, на мой взгляд, для тех, у кого бизнес настроен на производство внутри Калининградской области, проблема отмены таможенных пошлин может быть конструктивно решена.

ИА REGNUM: А для других?

- Если бизнес был направлен на то, чтобы заработать на таможенных пошлинах и более ни на чем при транзите товаров в Центральную Россию, ну, такой бизнес умрёт.

ИА REGNUM: Жёстко.

- Но поверьте мне, такой бизнес региону не приносит налогов. Он приносит НДС в федеральный бюджет, но данный налог уплачивается при любом ввозе товаров в РФ. Обобщая сказанное, отмечу, что в Госпрограмме есть меры, которые должны минимизировать проблему-2016.

ИА REGNUM: Почему именно сейчас федеральный центр обратил внимание на Калининградскую область. Почему не создавал Госпрограмму пять или десять лет назад, когда Калининградская область уже прочно осела внутри стран Евросоюза?

- Хвалить себя - порочная практика. Хотя, скажу, что губернатор и правительство Калининградской области сделали очень много за последний год, чтобы регион получил свою госпрограмму. Ни у кого из других регионов больше не получилось. Более того, и Дальний Восток, и Северный Кавказ, у которых подобные госпрограммы есть, давно на виду. Исторически на виду. А Калининград с точки зрения федерального центра - не самый крупный регион, и только благодаря приложенным усилиям федеральный центр обратил внимание на Калининградскую область. А то, что не было госпрограммы раньше, то их (госпрограмм) не было в принципе. Программный подход федеральным центром начал прорабатываться и релизовываться последние лет пять. Полностью он вступает в силу с 2014 года. Это эволюция государственного управления и регулирования. Пришлось доказывать, что Госпрограмма нам нужна. Пришлось даже некоторым показывать, где находится Калининград.

ИА REGNUM: Вы утрируете?

- Ничуть! Встретилась ситуация, когда люди считали, что возможно есть маленький перешеек, который соединяет Калининград с остальной Россией. Думали, что он маленький такой, узенький, например вдоль реки Неман, шучу, и по нему можно - раз! - и проскользнуть на поезде.

ИА REGNUM: Насколько Госпрограмма увязана с проведением матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году в Калининграде?

- Мероприятия всех госпрограмм, которые происходят в регионе, в аналитическом смысле учитываются в "Калининградской" госпрограмме. То есть мероприятия, которые будут финансироваться через Минспорт или через прочих главных распорядителей бюджетных средств, а также за счет внебюджетных источников мы аналитически всё равно учтём у себя в Госпрограмме. Как только получим о них информацию. И соответственно спрогнозируем эффект, которые они дадут суммарно с мероприятиями "Калининградской" Госпрограммы. И сейчас согласования мероприятий к ЧМ-2018 и мероприятий в Госпрограмме идёт в комплексе - одним пулом. Мы понимаем, что чемпионат повлияет на развитие нашего региона, но мы понимаем, что и реализация госпрограммы повлияет на чемпионат.

ИА REGNUM: Но деньги эти разные?

- Изначально вопросы подготовки к ЧМ - это задача государства, соответственно - деньги федеральные. В Госпрограмме предусмотрено использование как федеральных средств, так и региональных и внебюджетных средства. К примеру, вопросы создание гостиниц для ЧМ государство полностью решать не будет. Лишь минимально-необходимые вложения. При этом гостиничная инфраструктура может быть интересна частным инвесторам. Как российским, так и западным. Введение ограничения потока западных денег на данные проекты вводиться не будет. Госпрограмма эффективно учтет эти мероприятия.

ИА REGNUM: То есть "табу на деньги Запада" нет?

- Нет таких табу. По вопросу привлечения западных подрядчиков и субподрядчиков на строительство, по большому счёту, тоже нет табу. Нам важно, чтобы всё было выполнено качественно, грамотно и в срок. Если приходит консорциум компаний, включающих себя и западный капитал, почему бы нет. При этом, не стоит забывать, что объём строительных мероприятий велик. И всё равно потребуется развитие технологической строительно-производственной базы области, поскольку сил на территории региона в настоящий момент недостаточно. Опыт Сочи показывает, что масштабные проекты очень трудно сделать региональными силами. Просто не может существовать при относительно небольшом объёме ежегодного строительства достаточного количества региональных строительных компаний. Компаний, с возможностями выполнить объём работ, который например за один год увеличится сразу в три раза. И при проведении конкурсов будет учитываться непременное условие - опыт в реализации подобных проектов.

ИА REGNUM: Лоббисты проснутся?

- Конечно, лоббирование везде существует, но на это есть вы, чтобы отслеживать, что оно не заходило слишком далеко.

ИА REGNUM: Может, что нашу программу постигнет участь Дальне-Восточной программы, когда Путин заявил, что деньги там были размыты.

- Участь Госпрограммы по Дальнему Востоку не плачевна. Она не закрыта, а продолжает формироваться. Президент ругал тех, кто с мая что-то делал, но не добился результатов и не представил никаких конкретных и обоснованных предложений, что же делать дальше.

ИА REGNUM: И, тем не менее, вы уже чётко видите, какая может быть реакция на проволочки с Госпрограммой.

- Поэтому мы и работаем с полдевятого утра до девяти вечера.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.