"Русские люди за пределами России остались брошенными, никому не нужными", - заявил руководитель секретариата по взаимосвязям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Дудко, выступая 25 сентября на заседании Сенаторского клуба, посвященном проблемам соотечественников за рубежом. "Часто за пределами России русские люди или то, что называется русскоговорящими (я не люблю этот термин) часто находят своих единомышленников в церкви, - заметил он. - Именно церковь является тем местом, где они осуществляют свою русскость, где они понимают, что они представители одной культуры, одной религии, одного народа. И Церковь старается это использовать, ощущая свою ответственность за то, чтобы этим людям было хорошо в Церкви, чтобы они свою потребность в связи с Родиной в православной Церкви осуществляли в полной мере". "Русская Православная Церковь это единственная из постсоветских организаций, которая сохранила свое влияние не только на территории России и сохранила свое единство и за ее пределами - подчеркнул М.Дудко. - Поэтому сохранение канонического единства наших территорий мы считаем одной из важнейших задач, которые стоят перед нами во многом и потому, что это является инструментом поддержки тех людей, кому сейчас за пределами нашей Родины трудно".

Коснувшись методов оказания такой поддержки, он сказал: "Это специальные формы и методы, которые могут иметь место в пределах Церкви, и мы стараемся это делать несмотря на то, что иногда не находим понимания среди властей других государств". В частности, он указал не неурегулированность споров вокруг имущества православных общин в Эстонии. "Переговоры проводятся, но до сих пор люди, которые делят храмы, не уверены, что эти храмы останутся за ними; скорее всего, эти храмы передадут в ведение других религиозных организаций", - констатировал М.Дудко.

"Вообще должен сказать, что во всех бывших республиках Советского Союза те люди, которые до сих пор смотрят на Россию с желанием иметь помощь от нее, как правило, являются и прихожанами Московского Патриархата Русской Православной Церкви, - подчеркнул он далее. - И в Молдавии, где есть большие проблемы с соседней Румынией, в том числе и по церковной линии, и в Абхазии, где подавляющее большинство населения считает, как недавно рассказал мне представитель Абхазии, что единственная российская организация, которая в какой-то степени поддерживает православных абхазов, это Русская Православная Церковь, а вовсе не российское государство".