Правительство Монти в Италии пало. Эксперимент с "техническим кабинетом" завершен. Италия вступает в официальную предвыборную кампанию.

Вот хроника завершения начавшегося в начале декабря 2012 года правительственного кризиса в Италии, закончившегося накануне Рождества отставкой кабинета Марио Монти. В пятницу 21 декабря 2012 года Монти удалось провести в нижней палате итальянского парламента голосование по бюджету 2013 года. В этот день партии Берлускони "Народ свободы" едва не удалось сорвать голосование по бюджету. Как выясняется, оно, фактически, бойкотировалось без формального провозглашения бойкота правительству. В 630-ти местном парламенте во время голосования по бюджету отсутствовал 261 депутат. Сразу же после голосования Монти подал в отставку, как и было ранее условлено 8 декабря 2012 года с президентом страны. Принятие бюджета 2013 года было условием отставки Монти. Но формального вотума недоверия его правительству не было. Покидая пост премьера, Монти, намекая на Берлускони, пошутил, что отставка его случилась "не по вине пророчества майя". 22 декабря 2012 года президент Италии Джорджо Наполитано подписал указ о роспуске обеих палат парламента страны. Согласно закону, внеочередные парламентские выборы должны состояться в Италии не позже, чем через 70 дней после роспуска законодательного органа. То есть самая подходящая дата для внеочередных парламентских выборов в Италии - 24 февраля 2013 года. Монти будет оставаться на посту главы временного правительства до создания по итогам парламентских выборов нового кабинета, т. е., по крайней мере, до марта 2013 года. Отметим, что Монти покинул свой пост за пять месяцев до истечения премьерского мандата в апреле 2013 года.

Однако Монти сразу же заявил, что он согласен вернуться на пост премьер-министра после выборов в прежнем "беспартийном" варианте правительства, т. е., по-видимому, в т. н. "техническом кабинете". "Я не испытываю никакой симпатии к персональным партиям", - подчеркнул он, выступая в минувшее воскресенье. Новое премьерство Монти может стать реальностью в том случае, если фавориты выборов - левоцентристы не смогут на предстоящих выборах получить достаточно голосов для стабильного правительственного большинства в парламенте. Эти голоса у них может сейчас забрать Берлускони, которому, впрочем, также может не хватить их для премьерства. На специальной пресс-конференции в воскресенье теперь уже и. о. премьер-министра Марио Монти заявил, что он не будет участвовать в выборах в законодательное собрание. Это ему и не нужно. Монти, которому исполнилось 69 лет, и так является пожизненным сенатором Италии. Однако Монти готов предложить итальянцам во время предвыборной кампании собственную программу "по изменению Италии и реформированию Европы". Несколько небольших и не пользующихся политическим влиянием итальянских центристских партий уже выразили готовность сплотиться вокруг программы Монти. Опросы мнения избирателей показывают, что гипотетический центристский блок под Монти мог бы получить на предстоящих выборах около 15% голосов. Это означает, что любое правительство с участием центристов должно иметь поддержку одной из крупнейших политических группировок страны: либо правого центра с Берлускони во главе, либо левого центра с Пьером Луиджи Берсани. Но подобного рода комбинация давала бы Марио Монти не премьерство, а какой-нибудь министерский портфель. В этой связи поговаривают о желательности для Монти очень важного в условиях финансового кризиса поста министра финансов в будущем итальянском правительстве, а через него даже и поста главы Еврогруппы - действующего совета министров финансов еврозоны. Сам Монти имеет большой опыт управленческой работы в Евросоюзе. Кандидатура Монти рассматривается в итальянских СМИ также в качестве потенциального будущего кандидата на пост президента Италии.

Монти ушел с поста премьер-министра после 13 месяцев работы его беспартийного "технического правительства", заявив, что логика позиции Берлускони "ускользает" от него. Он призвал все стороны итальянской политики не разрушать того, что было достигнуто его правительством для спасения Италии от кризиса. За прошедший год Италии под его руководством, как утверждал на пресс-конференции сам Монти, "удалось преодолеть финансовый кризис без помощи Евросоюза и МВФ". Но в реалии, благодаря проводимой Монти политике бюджетной экономии, Италии удалось лишь замедлить развитие финансового кризиса. Проблема вовсе не решена. Рост государственного долга Италии замедлился, но он все равно составляет 126% к ВВП страны. Благодаря своим договоренностям с Берлином и Брюсселем о будущей финансовой помощи Италии, Монти удалось вернуть относительное доверие на финансовых рынках итальянским государственным облигациям. Монти принял Италию от Берлускони, когда риски итальянских ценных бумаг со сроком погашения в 10 лет составили в ноябре 2011 года неподъемные 7,5%, а оставил в декабре 2012 года с уровнем 4,7%. Монти сорвал аплодисменты финансовых рынков и лидеров ЕС за свое умелое маневрирование среди разнонаправленных интересов стран еврозоны. В июне 2012 года на встрече на высшем уровне в Брюсселе именно Монти был тем самым "Super Mario", кто помог вырвать уступки у Германии, которые расчистили путь для Европейского центрального банка стать резервом для поддержания обслуживания национальных долгов в еврозоне. Но экономика Италии, несмотря на все усилия Монти или даже благодаря им, сократилась в год его правления на 2,4%.

К числу заслуг правительства Монти относят принятые в Италии антикоррупционные законы, а также новый закон о выборах. Но именно Монти поднял пенсионный возраст у итальянцев до 66 лет у мужчин и 62 у женщин, с перспективой повышения планки пенсионного возраста для женщин до уровня 66 лет к 2018 году. В минувшее воскресенье Монти обратился к политическим сторонам провести дальнейшие реформы рынка труда Италии и их институтов, т. е. там, где "технический премьер" встретил наиболее яростное сопротивление профсоюзов. Кабинет Монти пал не потому, что его сверг Берлускони. В конечном итоге, весь опыт "технического правительства" знаменует, что Монти не имел достаточно высокого уровня общественной поддержки, когда он пришел на пост премьера, чтобы добиться в стране проведения структурных реформ.

Европейские лидеры всплеснули руками в ужасе, узнав, что Монти уходит, а Берлускони возвращается. В их глазах Монти был ярким контрастом прежнему персональному символу бесшабашной итальянской политики. И потом Монти всегда имел репутацию проевропейского лидера, стремящегося к бóльшей интеграции Евросоюза. Европейские лидеры, включая канцлера Германии Ангелу Меркель и председателя Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, призвали итальянцев к тому, чтобы экономические реформы, начатые Монти, продолжились и без него. Лидеры Европы прекрасно понимают, что существующее в конце года относительное спокойствие на рынках не означает, что кризис уже миновал. В конкретном случае с Италией рынки стали нервничать и процентные ставки по итальянским государственным облигациям вновь пошли вверх. А Берлускони, комментируя это на своих телешоу, к ужасу Брюсселя стал говорить о том, что Италию хотят таким способом принудить покинуть еврозону.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM