Бойкот, фактически объявленный лидером партии "Процветающая Армения" (ППА) олигархом Гагиком Царукяном февральским выборам главы армянского государства, произвел на удивление слабый резонанс в обществе. Его отказ участвовать в выборах в качестве кандидата в президенты или поддержать кого-либо из других претендентов привел большинство местных наблюдателей к выводу, что предвыборная интрига завершилась, так и по-настоящему не начавшись.

Любопытно, что ни само решение Царукяна, ни его дальнейшие действия практически даже не обсуждаются. Создается впечатление, что никто изначально всерьез не верил, что олигарх (по понятным причинам) может пойти на конкуренцию с властью. Преувеличенными выглядят и утверждения, будто политическое поле страны из-за решения Царукяна пребывает в растерянности. Если кто и растерян, то это - соратники, близкое окружение олигарха, которые теперь совершенно не представляет, что станется с их партией и с ними персонально. Впрочем, в некоторой растерянности пребывает и власть.

Проблема в том, что Царукян, сумевший обеспечить на прошедших парламентских выборах более 30% голосов для ППА, должен был вступить в борьбу, проиграть с достойным результатом и поздравить победителя, действующего президента Сержа Саргсяна. Это позволило бы наконец-то избавиться от негативного шлейфа событий 1 марта 2008 года, когда недовольная итогами президентских выборов радикальная часть сторонников главного оппонента Сержа Саргсяна - первого президента республики Левона Тер-Петросяна, вступила в противостояние с силами правопорядка, что стало причиной гибели 10 человек, более 200 были ранены.

В течение трех лет после этого и внутри страны, и на международной арене раздавались утверждения относительно нелегитимности процедуры избрания президента Армении. Это негативно сказывалось на международной политике Армении, в особенности - на процессе армяно-турецкой нормализации, более известном в качестве "футбольной дипломатии". Проблемы особенно обострились после того, как из-за резкой обструкции Азербайджана, Турция стала увязывать ратификацию подписанных в Цюрихе осенью 2009 года двусторонних протоколов с подвижками в решении карабахского конфликта, что и привело к заморозке процесса. Постепенно начала зримо обостряться и ситуация вокруг Карабаха. На линии противостояния сторон и даже на армяно-азербайджанской границе участились тяжелые инциденты. Эксперты заговорили об опасности новой войны в регионе. При этом позиции Армении выглядели уязвимыми.

Положение удалось выправить не в последнюю очередь благодаря инициативе Тер-Петросяна, который вступил с властью в т.н. "цивилизованный диалог". И хотя продлился он недолго, в результате из мест заключения вышли многие активисты оппозиции, а докладчики ПАСЕ по "Делу 1 марта" пришли к выводу, что эта негативная страница в жизни Армении перевернута. Конечно, руководимый Тер-Петросяном Армянский национальный конгресс (АНК) при этом растерял большую часть своего электората и с большим трудом попал в парламент. Но на мировой арене, и особенно - в процессе карабахского урегулирования в рамках Минской группы ОБСЕ позиции армянской стороны упрочились. Ранее, напомним, эксперты ИА REGNUM неоднократно указывали, что в этом и состояла главная цель "цивилизованного диалога".

Сегодня основная задача власти - так победить на предстоящих выборах, чтобы легитимность этой победы была вне всяких сомнений. От этого в решающей мере зависит процесс дальнейшего сближения с Европой в рамках программы "Восточное партнерство", а главное - проведение конференции доноров Армении, результатом которой должно стать выделение республики до 2 млрд. евро. Для этого-то и нужен был олигарх Царукян. Представить его в качестве президента страны невозможно, а вот в качестве "достойно проигравшего кандидата", пожимающего руку победителю, - вполне. Кстати, во время недавнего визита делегации ППА в Брюссель в Совете Европы олигарху, кажется, прямо на это намекали, называя "замечательным претендентом".

Царукян правил такой игры решил не принимать. И, думается, в первую очередь потому, что их не принял создатель и истинный руководитель ППА - второй президент Роберт Кочарян. Этот деятель, видимо, решил устраниться от процесса, результатом которого должна была стать неоспоримая легитимизация Западом Сержа Саргсяна, без чего деятельность вновь избранного президента на внутренней и особенно - внешней арене будет затруднена. Однако ни лидер партии "Наследие" Раффи Ованнисян, уже заявивший о своем выдвижении, ни вероятный кандидат от АРФ "Дашнакцутюн", ни, тем более, другие экзотические персонажи-кандидаты типа безработного или специалиста в области эпосоведения, решить названную задачу своим участием в выборах не могут. Все они в совокупности могут получить не более 15% голосов. Это означает, что Сержу Саргсяну обеспечена тотальная победа с результатами, характерными для авторитарных режимов. В свете вышеуказанных обстоятельств это отнюдь не должно его воодушевлять.

Поэтому остро необходим политический тяжеловес, который мог бы исполнить роль, от которой в последний момент отказался Гагик Царукян. Такой фигурой может стать все тот же Левон Тер-Петросян. И, кажется, первые шаги к осуществлению подобной конфигурации стороны уже сделали.

Выступая на съезде правящей Республиканской партии Армении (РПА), где он официально был выдвинут кандидатом в президенты, Серж Саргсян весьма позитивно, а в ряде случаев и хвалебно отозвался о периоде правления Тер-Петросяна. В то же время годы президентства Роберта Кочаряна удостоились критики - за то, что в этот период в стране укоренились и получили развитие такие негативные явления, как коррупция, вседозволенность, преследования некоторых СМИ, иные злоупотребления. Этот прозрачный намек был понят. Левон Тер-Петросян в своей речи на съезде Армянского общенационального движения (АОД - правящая в прошлом партия, которая ныне является костяком АНК) положительно отозвался о внешнеполитическом курсе властей, более того - позиционировал себя в качестве политика, который отнюдь не исключает сближения Армении как с Таможенным союзом, так и с ЕврАзЭс. То есть дал понять, что на самоустранившейся ППА как силе, считавшейся пророссийской и проевразийской, свет клином не сошелся. Он заявил, в частности, что в обществе наметилась тенденция разделения на "западников" и сторонников сближения с Россией. Формируется мнение, будто первые являются адептами демократии, а вторые - наоборот. Первый президент Армении в свойственном ему стиле "политологического анализа" показал, что как идеи равенства и свободы, так и тоталитарные идеи коммунизма и нацизма есть порождение отнюдь не российской, а именно западной философско-общественной мысли. Он не согласился с утверждениями, что Армения должна выбирать между Западом и Россией: "кто сказал, что в этом истина?". По словам Тер-Петросяна, Армения не должна быть ни прозападной, ни пророссийской, но одновременно не быть антизападной или антироссийской.

При этом Тер-Петросян не стал заявлять о своем выдвижении или отказе от борьбы, сыронизировав, что сделает это в ближайшие дни - после того, как основные мировые центры силы придут к консенсусу относительно результатов армянских выборов. Но это - шутка, а на деле сказанное означает, что за кулисами идет нормальный политический торг, потому что обе стороны понимают, насколько участие первого президента (который, к тому же, как выясняется, во многом является единомышленником действующего главы государства) оживит предвыборный марафон, а главное - придаст результатам процесса необходимый "европейский" лоск.

В этой связи представляется, что распространенное мнение о том, что выдвижение Тер-Петросяна будет означать наличие в Армении оппозиции, а его неучастие в выборах покажет, что таковой в стране нет, не соответствует реальному положению вещей. Как раз наоборот: отказ первого президента от борьбы будет означать, что он решил оставить действующего главу государства один на один с проблемной ситуацией, созданной Царукяном. В свете сказанного это было бы оппозиционным шагом. И наоборот, если Тер-Петросян будет участвовать в выборах, наберет достойное число голосов и как претендент, занявший подобающее его политическому весу почетное второе место "цивилизованно поздравит" победителя, это обесценит бойкот Царукяна-Кочаряна.

Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)