21 декабря 2012 года в Брюсселе проходит очередной плановый саммит Россия-ЕС, в котором с российской стороны участвует президент Российской Федерации Владимир Путин. Накануне этого важного политического мероприятия германское издание Spiegel опубликовало посвященную ему статью под названием "Саммит определяет напряженность между ЕС и Россией" своего корреспондента в Москве Матиаса Шеппа и в Брюсселе - Кристофа Шульта. ИА REGNUM публикует полный перевод этой статьи.

Саммит определяет напряженность между ЕС и Россией

Хозяин Кремля Владимир Путин и председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу имеют мало личной привязанности друг к другу. Несмотря на развивающиеся экономические связи, Россия и ЕС расходятся политически, и ни одна из сторон не знает, что с этим поделать.

В Санкт-Петербурге, родном городе Владимира Путина, Жозе Мануэль Баррозу оказался в стенах великолепного Константиновского дворца, где президент России, который только что вернулся обратно в Кремль, принимал председателя Еврокомиссии на саммите. Еще в июне [2012 года], когда это случилось, российские газеты описывали этот прием, как достойный царя. Правда, однако, заключается в том, что существует мало симпатии между Путиным и Баррозу. Путин считает португальского политика легковесом. Поэтому нет ничего необычного, что хозяин Кремля днями не отвечает на запросы европейского лидера. И это несмотря на усилия Баррозу на двух встречах на высшем уровне расположить к себе Путина цитатами из творчества русского национального поэта Александра Пушкина.

Сложные отношения между двумя лидерами являются симптомом чего-то большего. В преддверии саммита Россия-ЕС, запланированного на пятницу [21 декабря] в Брюсселе, споры бушевали: вокруг стремления России получить безвизовые отношения для своих граждан, выезжающих в Европу, намерения Путина продвинуть больше в ЕС московский энергетический гигант "Газпром" и нового тарифа, введенного русскими, на импортные автомобили. Представители ЕС считают, что Россия нарушает правила Всемирной торговой организации (ВТО) - органа, к которому Москва только недавно присоединилась.

С экономической точки зрения, Россия - самая большая по площади страна в мире, и ЕС - самый сильный экономический блок, становятся все более взаимосвязанными. Политически, однако, они отдаляются друг от друга. И как результат этого, каждый из партнеров может стоять на своем. И они, кажется, не имеют совместных планов на будущее.

"То, что происходит с Россией, это не меньше, чем вопрос о войне и мире на нашем континенте", - говорит глава Ассоциации европейского бизнеса в Брюсселе Франк Шауфф. Между тем, Збигнев Бжезинский, бывший советник по национальной безопасности президента Джимми Картера, опасается, что Россия с фатализмом движется назад к своим старым антизападным традициям. Огромная страна, расположенная к востоку от нас, сталкивается с давлением с трех сторон: растущего Китая на востоке, мусульманских государств на юге, Запада, который часто отвергал Россию в последние годы. Со своей стороны, учитывая двойной долговой кризис в Европе и Соединенных Штатах, Москва уже не рассматривает Запад в качестве модели. По мнению Кремля, демократия является формой правления, предназначенной для богатых государств. Но даже и она приводит к постоянным новым экономическим кризисам из-за частых и дорогих предвыборных обещаний.

Закат Европы?

Бывший министр иностранных дел России Игорь Иванов, который по своим воззрениям ни коей мере не является антиевропейцем, говорит, что он обеспокоен тем, что многие из его окружения в настоящее время видят "Европу в качестве промышленного музея, который проигрывает войну инноваций". "Известия" - газета, которую подозревают в симпатиях к Кремлю, утверждает, что это - "сумерки Европы". Сам Путин попросил своих дипломатов разработать план поворота в сторону Азии. С него, как какого-нибудь школьника, было достаточно лекций о правах человека западных лидеров. На Западе, между тем, число авторитарных законов, которые Путин вынуждает принимать Государственную Думу, укрепило позиции ястребов против России.

По прибытии в пятницу в Брюссель, Путин хотел бы обеспечить сделку, по которой Европа и Россия устранили бы визовые требования с обеих сторон для путешественников во время зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Но он имеет мало перспектив для этой инициативы. Европейцы воздерживались от подобного предложения в течение многих лет. Министр иностранных дел России Сергей Лавров подозревает, что причины носят политический характер. Россия верит в то, что подписанное год назад соглашение перечень "Совместных шагов к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС" является дорожной картой для снятия визовых требований. Со стороны ЕС, однако, есть лишь неопределенное обсуждение темы новых переговоров.

"Еще действуют обиды Холодной войны", - говорит депутат Европейского парламента от левоцентристской Социал-демократической партии и председатель парламентской делегации по связям с Россией Кнут Флекенштайн. "На протяжении долгого времени русские проявляли терпение святого", - утверждает он.

Российская поддержка евро

Имеет место также растущий диссонанс в области экономического сотрудничества. При первом взгляде на проблему кажется, все идет гладко. Двусторонний товарооборот постоянно растет, достигнув €309 млрд. ($409 млрд.) в 2011 году. Москва помогла укрепить евро в период кризиса, держа 41 процент своего €400 млрд. валютного резерва в единой европейской валюте. Между тем, 80 процентов иностранных инвестиций ЕС приходится на Россию. Примерно 20 тыс. в основе своей фирм из ЕС создали дочерние компании в России, в том числе, 6 тыс. германских компаний. 10% экспорта ЕС идет в Россию.

Между тем, 45% экспорта России, в основном нефть и газ, идут в ЕС. Но это именно та область, в которой Брюссель хотел бы увидеть изменения. "Мы должны уменьшить зависимость от России", - говорит еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер - представитель Германии в Европейской комиссии. С этой целью он твердо продвигает планы по строительству трубопровода Nabucco, который будет перекачивать природный газ из бассейна Каспийского моря в Европу, не давая Москве слова в этом вопросе. В сентябре [2012 года] Европейская комиссия открыла антимонопольную процедуру в отношении "Газпрома. Комиссия подозревает, что компания злоупотребляет "своим доминирующим положением на рынке" в том, как она поставляет газ в страны ЕС. Комиссия Баррозу обвинила "Газпром" в том, что он чинит препятствия в транспортировке газа в Восточную Европу и назначает потребителям несправедливые цены.

В Москве растет недовольство

Правительство России обеспокоено возможным снижением доходов находящегося в государственной собственности "Газпрома". "Европейцы не хотят газа. Они не развивают ядерную энергетику. Я не понимаю, чем же вы собираетесь топить - дровами что-ли? Но за дровами тоже в Сибирь надо ехать", - недавно пошутил Путин во время встречи с ведущими немецкими руководителями.

Ведутся также активные споры вокруг протекционистских мер, принятых Кремлем, которые, например, запретили ввоз скота из ЕС. Кроме того, страна также до сих пор не подписала договор, который бы обеспечил иностранным авиакомпаниям перелеты над Сибирью с правом посадки. С германской национальной авиакомпании Lufthansa, например, взимают непомерную плату, когда она пользуется маршрутами полетов над Сибирью.

В Европейской комиссии растут сомнения, что Россия, действительно, хочет стать "настоящим партнером". Во время разговора с Путиным на этой неделе Баррозу планирует последнюю попытку добиться сокращения торговых барьеров, которые возвела Россия. В противном случае ЕС планирует добиваться от ВТО действий против этой страны. Именно Комиссия была тем органом, который поддерживал заявку России на вступление во Всемирную торговую организацию, но теперь, когда она является ее членом, Россия должна соблюдать правила и принимать как хорошее, так и плохое.

В то же время Москва также проявляет нетерпение по поводу отсутствия прогресса в планах создания зоны свободной торговли, которые Путин представил во время поездки в Берлин в 2010 году. Согласно этому предложению, огромная торговая зона будет создана, которая будет включать 700 миллионов человек - 500 миллионов граждан ЕС и 200 миллионов россиян, белорусов, казахов и украинцев. В Европе предложение нашло мало поддержки.

Спустя два десятилетия после распада Советского Союза надежды на гармоничное сближение между Востоком и Западом не исполнились. Федор Лукьянов - главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" и председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике, говорит: "Европейский дом, о котором Михаил Горбачев мечтал когда-то, сегодня стоит пустой".

См. http://www.spiegel.de/international/europe/bild-874033-439769.html