Не так давно закончилось общественное обсуждение Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года и на период до 2030 года. Для сбора предложений было организовано несколько площадок, в том числе в сети интернет на сайте администрации ХМАО. О том, какое будущее ждет регион, в интервью ИА REGNUM рассказал эксперт Общественной палаты ХМАО-Югры Александр Пурышев.

ИА REGNUM: Будущее Югры в нефти. Именно об этом говорится в Стратегии развития региона, верно?

Основная критика заключалась как раз в том, что разработчики Стратегии округа, как и Стратегии развития Российской Федерации воспринимают наш округ, главным образом, как нефтегазоносную территорию. Окружные парламентарии предложили доработать Стратегию округа: отобразить изменение качества жизни жителей, экономического развития каждого муниципального образования Югры. Депутаты также сошлись во мнении, что Стратегии всех уровней должны быть взаимоувязаны и не содержать заранее невыполнимые цели. Прозвучали различные мнения и варианты по дальнейшему развитию региона, диверсификации экономики Югры.

Уверен, определяющим фактором в социально-экономическом развитии региона в первую очередь будет не объем добычи и цены на нефть, а взвешенная налоговая и эффективная региональная политика государства.

ИА REGNUM: Сейчас большая часть налогов региона уходит в центр...

При современной системе формирования межбюджетных отношений 82,4% налоговых платежей, сформированных на территории нашего региона, уходят в федеральный бюджет, в бюджет Тюменской области поступает 2%.

В консолидированном бюджете округа (окружной бюджет и бюджеты муниципальных образований) остается всего лишь 15,6%. При этом прогноз выпадающих доходов из бюджета Югры на 2012 год (предоставление льгот по налогу на имущество и прибыль организаций) составляет около 40 млрд рублей.

ИА REGNUM: Можно ли оценить перспективы добычи нефти в округе?

В последнее время регулярно обсуждают проблему снижения объемов добычи нефти в нашем регионе. В 2011 году добыто 262,5 млн тонн нефти, а в текущем планируют добыть 260 млн тонн нефти. Данный показатель используют в качестве основного аргумента по предоставлению налоговых льгот предприятиям нефтегазового комплекса для более интенсивного освоения территории округа.

В среднесрочной перспективе центр добычи нефти сместится в западную часть округа, в первую очередь в Ханты-Мансийский, Октябрьский, Белоярский районы. Для этого проводится геологоразведка западной части округа, создается необходимая инфраструктура, в том числе завершается строительство Няганской ГРЭС.

ИА REGNUM: Вопрос загрязнения окружающей среды в регионе стоит остро?

В советское время существовал лозунг: "Нефть - любой ценой!". А сейчас Югра лидирует среди субъектов РФ по степени износа основных фондов (в 2010 году - 1 место). Сохраняется высокий уровень аварийности на нефтепроводах, в результате чего - нефтяному загрязнению ежегодно подвергается более 200 га природных территорий.

Давайте бороться с причинами, а не последствиями. Низкий уровень рекультивации земель уже привел к накоплению на территории округа более 5 тыс. га нефтезагрязненных участков, что негативно влияет на сохранение и развитие биологического разнообразия Югры.

Для решения данного вопроса необходимо пересмотреть санкции за загрязнение окружающей среды. Также предлагаю часть налоговых льгот предприятиям нефтегазового комплекса, в том числе для обновления основных фондов, предоставлять за счет средств федерального бюджета.

Ведь по сути это общегосударственная задача, а не только нашего региона.

ИА REGNUM: За счет дополнительных средств можно было бы решить другие вопросы.

Дополнительные средства мы можем направить на строительство нового жилья, так как удельный вес ветхого и аварийного жилфонда сегодня составляет 7% от общей площади (в РФ - 3,1%), а доля семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в Югре на 2010 г. достигла 9,7% (в РФ - 5,5%).

Считаю, решение данных вопросов зависит от темпов ввода жилья, в том числе для предоставления по договорам социального найма. При обсуждении Стратегии региона в июле текущего года мною было предложено увеличить размер субсидии для граждан, проживающих в приспособленных помещениях (балках), до 70% от стоимости приобретаемой крыши над головой.

В настоящее время жилищная политика округа направлена на стимулирование спроса со стороны граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Но, к сожалению, не получили широкого применения механизмы по снижению стоимости жилья.

Например, предоставление земельных участков с коммуникациями на специальных условиях для строительства многоквартирных домов или индивидуального жилищного строительства.

ИА REGNUM: Вы также предлагаете увеличение выработки электроэнергии в Югре.

При обсуждении Стратегии региона мною предложено увеличить валовой региональный продукт за счет увеличения выработки электроэнергии. Необходимо создать условия для строительства мини-электростанций, использующих в качестве топлива попутный нефтяной газ, так как совокупное электропотребление нефтегазового комплекса Югры составило в 2010 году 90,3% от общего количества потребленной электроэнергии в округе. Излишки электроэнергии можно реализовывать в другие регионы России.

Переход нефтяников на самообеспечение электроэнергией также решит проблему утилизации попутного нефтяного газа на месторождениях, удаленных от газоперерабатывающих производств. В настоящее время в регионе в круглосуточном режиме горит более 500 факелов, которые крайне негативно отражаются на здоровье каждого жителя Югры. Рациональное использование природных ресурсов должно стать одной из приоритетных целей Стратегии региона.

ИА REGNUM: Подводя итог, будущее Югры за диверсификацией производств?

На мой взгляд, основное направление по диверсификации экономики региона заключается в создании мощностей по нефтепереработке. В настоящее время округ вынужден закупать топливо в других регионах страны. А нужно экспортировать не только сырую нефть, но топливо, моторные масла, синтетические ткани, изделия из пластика и т.д. Создание нефтехимического комплекса позволит увеличить ВРП, создать новые высокооплачиваемые рабочие места, получить дополнительные поступления налоговых отчислений в консолидированный бюджет региона.