Строительство в Армении железнодорожной ветки Фиолетово-Ванадзор сейчас экономически невыгодно. Об этом на пресс-конференции по итогам года заявил генеральный директор ЗАО "Южно-кавказская железная дорога" (оператор армянских железных дорог, "дочка" РЖД ) Виктор Ребец. По его словам, заказчиком разработки технико-экономического обоснования проекта выступила именно ЮКЖД, и после изучения результатов пришла к соответствующему выводу.

По словам гендиректора ЮКЖД, предварительная стоимость проекта колеблется в пределах $250-500 млн и во многом зависит от рассматриваемого варианта - где сколько туннелей нужно построить, мостов, какой там рельеф, от объема земельных дорог и пр.. "Вариантов несколько, все они известны, рассмотрены. В итоге мы выбрали 2-3 наиболее оптимальных", - заметил Ребец, при этом подчеркнув, что пока остается неясной перевозочная база и степень прибыльности проекта.

Гость конференции также подчеркнул, что государство и частный сектор должны будут определиться с форматом участия, и этот вопрос тоже до конца не прояснен. "Это бизнес-проект. Государство здесь в любом случае в выигрыше, поскольку, согласно экспертным оценкам, в первый же день запуска любого инвестиционного проекта около 40% его стоимости идет прямиком в госбюджет. Кроме того, эта инфраструктура, которая создает дополнительные точки опоры для дальнейшего экономического роста", - заметил он, подчеркнув, что, несмотря на то, что потенциальный круг инвесторов известен, остается определиться с долей и форматом участия.

Гендиректор ЮКЖД также коснулся двух других проектов - железной дороги Армения-Иран и железнодорожной ветки до международного аэропорта "Звартноц". Касаясь более подробно второго проекта, Ребец отметил, что в ЮКЖД "готовы видеть себя участниками проекта", но встает вопрос о целесообразности. По словам Ребеца, на данный момент ведутся переговоры с руководством аэропорта и Министерством транспорта. "Этот проект интересен тем, что территория аэропорта имеет особый экономический статус, и это фактор привлекательности для инвесторов", - заметил он, подчеркнув, что в ЮКЖД на данный момент работают над поиском исполнителя технико-экономического обоснования, которое, возможно, будет готово в ближайшие 2 месяца.

Что касается ветки Армения-Иран, Ребец уверен, что это очень перспективный проект, который вписывается в логику международных транспортных коридоров и позволит Армении выйти к транспортным сообщениям Персидского залива, а затем и Европы. "Уже существует предварительная оценка реализации этого проекта, его востребованности с учетом объема грузоперевозок. Насколько мне известно, правительство Армении уже поручило провести технико-экономическое обоснование, и мы скоро получим ответы на многие вопросы", - добавил он.

Еще одним важным фактором для развития внешних железнодорожных коммуникаций для Армении Ребец назвал возобновление железнодорожного сообщения через Абхазию. "Очень важно, что эта тема стала предметом публичных обсуждений и официальных лиц Грузии, России. Необходима политика сближения", - сказал он, подчеркнув, что в таком случае решение будет найдено, учитывая, что технически для открытия этого железнодорожного сообщения нет практически никаких проблем. "Там мост нужно построить, и все", - отметил он.