"В целом итоги деятельности Росатома за 2012 год оцениваю положительно, - заявила доцент Финансового университета при правительстве РФ, кандидат политических наук Евгения Войко. - Достаточно отметить, что Росатом - одна из немногих госкорпораций, нынешний статус которых правительство намерено сохранить и в дальнейшем, в отличие от других подобных структур. Именно этот фактор (стабильность государственной поддержки) гарантирует, что рейтинг Росатома в среднесрочной перспективе будет оставаться высоким, а значит, финансовый потенциал будет также расти. Компания показала свою финансовую устойчивость, готовность расширять присутствие на зарубежных рынках и в целом сохранила позитивный имидж за рубежом. Росатом сумел сохранить свой потенциал одного из крупнейших мировых инвесторов, что в условиях отказа ряда стран от развития атомной энергетики весьма существенный момент. Компания нарастила объем иностранных заказов. Стабильность Росатома подтверждена Standard & Poors, что также свидетельствует о стабильности и одобрении деятельности компании за рубежом. Если говорить о наиболее значимых событиях 2012 года, то я бы выделила российско-белорусский проект АЭС поколения 3+ на границе с Литвой и Польшей. Для Москвы этот проект важен с точки зрения демонстрации надежности атомных электростанций и возможности их строительства в зоне, пострадавшей от Чернобыльской катастрофы. В дальнейшем это позволит Москве расширять контакты с потенциальными партнерами в сейсмоопасных зонах (например, в Турции проект в Синопе)".

"Прежде всего, из зарубежных проектов стоит отметить проект в Турции "Аккую", - подчеркнула Войко. - Турция показала себя весьма сложным переговорщиком, и достигнутые с ней соглашения позволяют Москве относительно уверенно чувствовать себя и в решении других экономических и политических вопросов (например, соглашение Турции на прокладку газопровода "Южный поток" через свои территориальные воды или же отказ Анкары от обострения конфликта с Москвой по сирийскому вопросу)".

"Показательно, что на фоне пробуксовки решения газового вопроса атомная отрасль на Украине с участием России развивается достаточно динамично. Опять же это связано как с изменением конъюнктуры после победы Виктора Януковича на президентских выборах (спустя некоторое время после этого Москва и Киев как раз и достигли договоренности по строительству завода по производству ядерного топлива), - отметила эксперт. - Для Украины в будущем это даст возможность нарастить атомные мощности при невозможности развивать углеводородный сектор энергетики, а для России - дополнительные возможности влияния на украинскую политическую элиту в вопросах евразийской интеграции. ТВЭЛ является одним из ведущих поставщиков ядерного топлива для украинских АЭС и очевидно, что такое влияние сохранится и на среднесрочную перспективу. Что касается 3 и 4 блоков Хмельницкой АЭС, то, безусловно, решение об их строительстве во многом можно трактовать как политическую победу российского руководства. После аварии на Фукусиме украинская элита достаточно настороженно относилась к перспективам увеличения ядерных объектов на своей территории, однако вероятность того, что в этом случае зависимость Украины от природного газа еще больше возрастет, все же побудила Киев включиться в проект".

"Что касается других перспективных направлений, то здесь бы я выделила производство тихоходных турбин для российских АЭС, а именно приобретение российской госкорпорацией "Турбоатома". В Москве не исключают такого варианта, тем более что это не просто снижает зависимость российского производства от Украины, но дает дополнительные возможности влияния на процесс принятия политических решений Киевом. До сих пор Россия использовала тихоходные турбины, производимые на Украине. К перспективным направлениям сотрудничества я бы отнесла также совместную добычу урана", - полагает эксперт.