Заявление президента РФ Владимира Путина о том, что "национальные республики должны получить право самостоятельно определять способ избрания глав регионов", прокомментировал ИА REGNUM казанский активист-общественник, эксперт по выборам в Татарстане Игорь Веселов.

"Выборы глав регионов должны быть тайными, но всеобщими и равными для всех жителей региона. Точно такая же должна быть форма выдвижения кандидатов, и ни в коем случае нельзя делать какие-то скидки или, наоборот, акценты на национальность. Для национальных республик не нужно делать никаких исключений или давать им особые права. В этом случае в национальных республиках закон будет трактоваться, как угодно, что быстро приведет к очень нехорошим последствиям.

Избранный национальный глава (или президент, как в Татарстане) начинает сразу же влиять на федеральный центр. В зависимости от аппетитов национальной элиты, Россия начинает определять финансирование этого региона, а жители других, не национальных регионов, Центральной России становятся заложниками такой политики. А тут еще они будут знать, что в этих республиках главы были избраны по каким-то иным правилам, которые им недоступны.

Конечно, может, в этих республиках будут покой и стабильность (на какое-то время), а вот между самими республиками, а также между ними и Центральной Россией начнутся трения. Не секрет, что в "русских" регионах и сейчас есть настроения типа "хватит кормить Кавказ", потому что все видят, как центр практически покупает лояльность кавказских республик. То же самое можно сказать и в отношении Татарстана, только пока не в такой откровенной форме.

Если изначально в федеральном законодательстве появятся поправки, что глава национальной республики должен быть "титульной национальности", тогда все "нетитульное население" будет ущемлено в правах (хотя я и сейчас не могу представить, например, чтобы в Чечне, да и у нас в Татарстане глава сможет быть русским). Поэтому пора уводить национальную политику в России от деления по национальному признаку, закон должен быть один для всех и объединять, а не разъединять наших граждан.

С национальными же особенностями и поправками, которые будут закреплены законодательно, мы можем дойти до абсурда. Например, раз республика национальная, то голоса титульного этноса нужно будет считать приоритетными, и любой подсчет голосов превратится в фарс. Тут можно было бы вспомнить советский принцип назначения на должности в национальных регионах, когда первый секретарь Обкома был, допустим, татарин, а второй - русский, о чем, кстати, вспомнил и Владимир Путин. Но это же не выборы, это разнарядка.

Гораздо справедливее принцип национального квотирования - в зависимости от численности того или иного этноса в каждом субъекте. Но я уверен, что его также нельзя делать привилегией отдельных республик, а нужно вводить в России повсеместно. Теоретически это возможно, но как это сделать практически, вряд ли кто скажет".