В Цахкадзоре, Армения состоялся Круглый стол Национального собрания Республики Армения под девизом "Опыт межпарламентского сотрудничества и парламентской дипломатии" (1). В преддверии заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ приводим текст доклада Начальника Института национальных стратегических исследований Министерства обороны Армении, доктора политических наук (РФ), приглашенного ведущего профессора Национального университета обороны (США), действительного члена Российской академии военных наук генерал-майора Гайка Котанджяна.

"Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года был заключен в переломный период кардинальной трансформации безопасностной архитектуры на Евразийском пространстве в целях обеспечения плавного отхода постваршавского пространства от биполярной безопасностной архитектуры позиционного противостояния. Вместе с тем требовалось уберечь его от новых симметричных угроз регионального масштаба, проявления которых уже были заметны на значительной части зоны ответственности бывшего Варшавского Договора в связи с его распадом.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что Организация Договора о коллективной безопасности в целом не только успешно решила свою задачу, но и, аккумулировав стратегический потенциал, необходимый для саморазвития в соответствии с динамикой изменений во внутренней и внешней безопасностных средах, смогла трансформироваться в многофункциональный международный региональный институт, нацеленный на обеспечение коллективной безопасности путем сотрудничества во всех основных областях жизнедеятельности, в том числе - на противодействие комбинированным симметричным и асимметричным угрозам (2), современным инструментом которого являются созданные в 2009 году Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ (КСОР) (3).

В последние годы становилось все более очевидным, что для перехода к комплексной, соответствующей самым современным мировым стандартам модели безопасности, необходимы переоценка и концептуальный пересмотр подходов к прогрессивному развитию данной системы. Во главу угла поиска стратегических перспектив обновления Организации должен ставиться стратегический прагматизм, исходным ориентиром которого может стать выгодное для всех участников модернизации системно обновленное видение безопасностной архитектуры ОДКБ, исключающее инерцию блокового мышления, а также паллиативность решений и полумер по интеграции Организации в систему глобальной безопасности.

Вместе с тем очевидно, что, вовлекаясь в процессы конструктивного сотрудничества с ООН, европейскими безопасностными структурами, СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, а также создавая собственные миротворческие силы и КСОР, ОДКБ уже перешагнула через порог глобальной системы безопасности (4). Она по сути вступила на путь эффективного участия в формировании этой новой международной безопасностной архитектуры.

Под влиянием современных реалий одним из гарантов перспективного развития Организации стал прагматический пересмотр принципа консенсуса - одного из ключевых механизмов современной практики обеспечения коллективной безопасности - в более гибкий, "усеченный" формат принятия решений. Это дает возможность осуществлять цели и задачи ОДКБ при необходимости преодоления патовых ситуаций в таких случаях, когда меньшинство не желает принимать участия в определенных коалиционных действиях, однако не против их реализации.

Обеспечение надлежащего уровня достаточной коллективной безопасности предполагает изыскание ответов на вопросы, касающиеся главных параметров и условий ее интеграции в глобальную систему безопасности. Речь идет о совместимости ОДКБ с сообществом субъектов международной безопасности с точки зрения ценностных предпочтений, жизненно важных стратегических принципов, миссий, целей, интересов и приоритетов коллективной безопасности, места, значения и роли политического, военного и других компонентов, структуры и функций Организации. В связи с этим особо важное значение приобретает оптимальное определение содержания, пропорций и взаимоотношений между этими составляющими - в обновляемой архитектуре коллективной безопасности ОДКБ.

Между тем для продвижения этой интеграции необходимо решать задачу выстраивания новых отношений с НАТО - более опытным актором, имеющим свою устоявшуюся ключевую роль в системе глобальной безопасности и базирующимся на общем для обеих организаций коллективной безопасности евразийском пространстве (5). Следует отметить ряд инициатив ОДКБ, нацеленных на установление сотрудничества с НАТО. При этом в новой стратегической концепции Альянса особое значение придается продвижению сотрудничества в рамках Совета "Россия - НАТО".

Активизация этого Совета в свете решений недавних Лиссабонского и Чикагского саммитов Североатлантического Альянса может стать вполне реальным исходным плацдармом для обсуждения и апробации вариантов сотрудничества между ОДКБ и НАТО. Ведь не секрет, что роль и потенциал России для ОДКБ являются стержневыми. И умелое использование данного обстоятельства может способствовать генерации продуктивного сотрудничества также на уровне организаций. Несмотря на существование мнений противоположной направленности, в конечном счете обусловленных инерционностью мышления и конспирологическими стереотипами, тормозящими процесс наращивания доверия друг к другу, на наш взгляд, следует замечать и поддерживать подвижки в перезагрузке диалога и сотрудничества в индивидуальных и коллективных форматах как "Россия-НАТО", так и "США-ОДКБ" и "НАТО-ОДКБ".

Следует отметить, что в этом деле Армения приобретает важную роль, сочетая знания и опыт, накопленные как благодаря участия в операциях под руководством НАТО по поддержанию мира, так и в учениях ОДКБ в рамках Коллективных сил оперативного реагирования. Армения готова стать мостом обмена опытом с обеими организациями коллективной безопасности. Одна из платформ для подобного взаимодействия может сформироваться в связи с выводом Коалиционных войск НАТО из Афганистана в 2014 году. Армения может стать одним из связующих элементов в процессе предполагаемых консультаций между НАТО и ОДКБ по сотрудничеству в Афганистане. И НАТО и ОДКБ заинтересованы в нейтрализации ожидаемых угроз из Афганистана, и в этом контексте армянский опыт может служить деловой основой для содействия запуску механизмов сотрудничества НАТО-ОДКБ.

Об этом было заявлено ведущими экспертами государств-членов НАТО в заключение недавнего семинара на неделе НАТО в Армении. О данном мнении авторитетных международников из Штаб-квартиры НАТО я имел честь две недели назад докладывать руководству Минобороны Армении и ОДКБ. На наш взгляд, поиски путей интенсификации консультаций о партнерстве между ОДКБ и НАТО в связи с повышением их актуальности могли бы стать предметом специальных обсуждений высших органов обеих уважаемых организаций международной безопасности.

В вышеуказанном процессе гомогенизации и развития Организации, а также обеспечения ее интегрированности в глобальную систему безопасности важную роль имеет Парламентская ассамблея ОДКБ, призванная по сути обеспечивать интероперабельность и синергизм ее законодательного компонента, являющегося правовой основой обеспечения жизнедеятельности Организации.

Поэтому для обеспечения перехода к более эффективной комбинированной системе коллективной безопасности ОДКБ возникает необходимость формирования такой правовой базы и соответствующего инструментария, посредством которых стали бы возможными разработка и осуществление стратегии и политики, учитывающих доминирование понимания неделимости многофункциональной безопасности и безальтернативности ее обеспечения путем международного сотрудничества. Такой подход, в нашем понимании, нацелен на поиск взаимовыгодных решений для всех государств-членов ОДКБ, а также других уважаемых партнеров из сообщества субъектов глобальной безопасности

. В этой связи представляется полезным также участие Института национальных стратегических исследований Министерства обороны Республики Армения, имеющего опыт научной координации разработки проекта Стратегии национальной безопасности Республики Армения в тесном сотрудничестве с ведущими безопасностно-политологическими центрами Москвы, Вашингтона и Брюсселя. Институт готов внести свою лепту в деятельность Парламентской ассамблеи ОДКБ, в том числе, в разработку механизмов, способствующих налаживанию консультаций между парламентскими ассамблеями ОДКБ и НАТО, нацеленных на повышение эффективности их сотрудничества в поддержании устойчивого мира и безопасности в регионах Южного Кавказа и Центральной Азии - с учетом планируемого в 2014 году вывода коалиционных войск из Афганистана.

Список источников

1. НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ. "Организован круглый стол под девизом "Лучший опыт межпарламентского сотрудничества и парламентской дипломатии", 10.12.2012

http://www.parliament.am/news.php?cat_id=2&NewsID=5609&year=2012&month=12&day=10&lang=rus

2. См. "Концепция коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности", 10 февраля 1995 г. (http://busel.org/texts/cat9ut/id5 cwofur.htm).

3. См. "Процесс создания КСОР ОДКБ осуществляется - Назарбаев". М., 14 июня 2009 г., "РИА Новости" (http://www.rian.ru/politics/20090614/174328972.html).

4. См. "Выступление Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности Н. Н. Бордюжи на заседании СБ ООН по тематике взаимодействия ООН и региональных организаций в поддержании международного мира и безопасности (13 января 2010 года, Нью-Йорк)". ООН, Заявления

(http://www.un.int/russia/new/MainRootrus/Statements/security%20council/2010/Statement130110ru.htm)

5 См. "О перспективах развития отношений России и НАТО". Под общ. ред. И. Юргенса и С. Кулика. Коллектив. Институт современного развития, октябрь 2010 г. (http://www.riocenter.ru/files/MiniBook_NATO.pdf).