Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) решила приостановить эксплуатацию 70 полувагонов на базе тележки 18-9836 типа MotionControl до проведения комиссионного осмотра. Соответствующее предписание ведомство отправило в ОАО "РЖД". Грузовые вагоны произведены на ЗАО "Промтрактор-Вагон" по лицензии американской компании AmstedRail.

Предписание Ространснадзора поступило в госмонополию во вторник. "Сегодня полувагоны на тележках Motion Control будут отставлены от движения для того, чтобы провести общий комиссионный осмотр", цитирует РИА РБК слова начальника управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Сергея Гончарова. Необходимо осмотреть их, обмерить, чтобы сделать какие-то выводы. Решения по поводу дальнейшей эксплуатации будут приниматься после изучения их состояния комиссией, - добавил он.

Результаты работы экспертной комиссии РЖД подтверждают эту информацию. По итогам проведения осмотра указанных вагонов в конструкции нескольких тележек были обнаружены изломы и завышенные в два раза нормативные износы основных элементов. Эксперты сходятся во мнении, что отечественным владельцам вагонов не выгодно пополнять свой парк дорогими американскими тележками, у которых заявленные характеристики не соответствует реальному опыту эксплуатации.

Как пояснил ИА REGNUM заведующий кафедрой "Вагоны и вагонное хозяйство" Ростовского государственного университета путей сообщения Олег Ворон, результаты проверки свидетельствуют о том, что полученные показатели тележки MotionControl не соответствует заявленному ресурсу. "Если планировали межремонтный пробег в 500 тыс. км, а обнаружили такие дефекты после 24 тыс. км, то это о многом говорит. То расстояние, которое они прошли - минимально, никаких дефектов не должно было возникнуть вовсе. Находясь в условиях эксплуатации, за год обычный вагон проходит 100 тыс. км и без таких дефектов", - отметил эксперт. "Я не вижу причин, почему отечественным владельцам вагонов было бы выгодно пополнять свой парк дорогими американскими тележками, у которых одна из наиболее интересных заявленных характеристик - хороший межремонтный пробег - на поверку не соответствует истине", - добавил Олег Ворон.

"Видел я эту американскую тележку. Одно дело, она у себя на родине эксплуатируется, другое - у нас, где и колея шире, и нагрузки значительно больше, - отметил доцент кафедры "Подвижной состав электрических железных дорог", старший научный сотрудник Омского государственного университета путей сообщения Валерий Шиллер. - В США климат теплее, грунт в отличие от нашего не промерзает, нет у американцев и такой жесткости пути, интенсивности движения. По-хорошему, чтобы узнать насколько хороша тележка с технологией Моушен Контрол, ее надо в Кемеровскую область отправить - года на два-три уголь возить".

Эксперты в области железнодорожного транспорта убеждены, что любая технология, если ее перенимать бездумно - может навредить. И отечественным транспортникам сегодня необходимо ответить на довольно сложный вопрос: стоит ли и дальше пользоваться продукцией зарубежных поставщиков или сосредоточиться на отечественном продукте. Однако для этого нужна четкая позиция государства, в том числе, не только поддержка российских компаний, но и введение заградительных мер для зарубежных производителей.