Встреча Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с Римским папой Франциском на Кубе носила частный характер и не сопровождалась никакими молитвами — ни совместными, ни раздельными — вообще никакими. Не обсуждалось никаких вопросов о вере, чтобы никому не дать никакого повода для злословия, заявил епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат, сопровождавший патриарха в поездке. Интервью Каллистрата опубликовано на официальном сайте епархии.

«На этой встрече не обсуждались ни вопросы объединения, ни вопросы вероучения. На этой встрече обсуждались вопросы защиты общехристианских ценностей — общих, как для православных, так и для католиков. Например, для нас ценность семья и брак, и для католиков тоже. Для нас ценна каждая человеческая жизнь, даже находящаяся во утробе матери, и для католиков тоже. Поэтому мы можем встречаться и принимать совместные решения, декларации против абортов, против однополых браков, против гонений на христиан на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии. Это вполне уместно и не нарушает чистоты нашей веры», — отметил епископ.

Он напомнил, что в 1054 году легат Римского папы кардинал Гумберт положил на престол храма святой Софии писание с анафемой (проклятием) против Восточной Церкви, что послужило началом разделения конфессий. После этого между католиками и православными началась вражда. «Во время крестовых походов — походов под именем Христа — католические рыцари грабили православные храмы, иконы использовали как дрова для костров, могли заехать на лошади в храм, не считая, что это храм, допускали множество других бесчинств, вели себя хуже варваров-язычников. Это отношение сохранялось столетиями. Мы хорошо помним, что на Чудском озере со стороны немецких рыцарей был католический орден. И это противостояние — «кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» — стало символическим на долгие годы. Также можно вспомнить роль папы Пия XII в поддержке фашистского режима в Германии», — напомнил Каллистрат.

«И момент здесь действительно очень тонкий. Для некоторых очень болезненно видеть, что православный Патриарх обнимается с Римским папой. И нужно иметь рассудительность и мудрость, и большую твердость, чтобы различать, где ничего общего между нами нет и быть не может, а где можно сотрудничать. Понятно, что такой шаг расценивается некоторыми очень настороженно, возникают подозрения, что это только первый шаг, а потом начнутся унии, объединения. Я думаю, что такие подозрения беспочвенны. Была достигнута договоренность относительно унии, о том, что римо-католики более не рассматривают унию как средство к объединению. Исторически же сложившиеся униатские приходы, например, на Украине, остаются как некая историческая данность, но впредь такая деятельность по обращению православных в католичество посредством унии прекращается», — добавил он.

«Тем не менее, хочется подчеркнуть, что католики — это католики, а православные — это православные. Мы совершенно чужие. Самое большее, что может быть, на мой взгляд, общего — это позиция по защите общих ценностей — семьи, брака, права жить согласно своим традициям… Ничего хорошего нет, и не может быть в экуменизме. Но нужно не путать совместные молитвы с инославными, запрещенные Святыми Соборами и Святыми отцами и свидетельство перед внешними о нашей вере, которое мы призваны осуществлять», — сказал епископ Каллистрат.

Как уже сообщало ИА REGNUM, в рамках февральского визита по странам Латинской Америки патриарх Кирилл встретился с Папой Римским Франциском. Основной темой встречи стали гонения на христиан на Ближнем Востоке и в других регионах.