Законодательство должно быть универсальным на всей территории государства, и в вопросах избрания глав регионов или же назначения их президентом России никаких исключений для отдельных субъектов быть не должно. Такое мнение высказал в беседе с ИА REGNUM председатель комитет по национальной политике, внешним связям, местному самоуправлению и делам некоммерческих организаций законодательного собрания Карачаево-Черкесии Ахмат Эбзеев.

"Если уж выбирать глав региональных властей прямым голосованием избирателей, то эта норма должна действовать по всей территории России, и в том числе и в Карачаево-Черкесии. Ограничение избирательных прав жителей отдельных регионов плохо соотносится с Конституцией страны", - считает парламентарий. Отсылку авторов идеи к возможным осложнениям в сфере межэтнических отношений собеседник называет несостоятельной. "Это во многом притянуто за уши. Да, у нас в 1999 году первые прямые выборы главы республики привели к острому кризису в сфере межэтнических отношений. Однако, напомню, что уже следующие выборы главы региона в 2003 году не имели той составляющей и обошлось без открытой вражды и противостояния между народами республики. Все стороны тогда извлекли уроки, и в обществе имело место обсуждение этих проблем и поиск возможностей избежать подобного в будущем. Так что в настоящее время риск дестабилизации в Карачаево-Черкесии куда ниже. От выборов к выборам будет зреть и правосознание общества", - сказал Эбзеев.

По мнению же независимого журналиста Аси Капаевой (Черкесск), в отмене прямых выборов заинтересованы и региональные элиты. "Предложение об отмене прямых выборов глав регионов - это попытка сохранить существующее положение, при котором народ практически не вовлечен в избирательные процессы. Инициирование рядом депутатов Госдумы РФ, в том числе и представляющим Карачаево-Черкесию Михаилом Старшиновым, законопроекта, согласно которому регионы могут сами определять порядок выборов глав, больше выгодно действующим властям на местах", - считает журналист.

"В случае принятия закона, скорее всего, в Карачаево-Черкесии главу будут выбирать депутаты республиканского парламента. При таком сценарии возможны предварительные "закулисные" договоренности между исполнительной и законодательной ветвями власти. Подобная схема избрания главы Карачаево-Черкесии вряд ли будет отвечать желанию местных жителей самим решать, кто должен управлять республикой. По моему мнению, прямые выборы главы республики при условии, если они будут честными и прозрачными, - это то, чего хочет рядовой избиратель. Не стоит опасаться повторения межэтнического конфликта 1999 года, имевшего место на фоне выборов главы Карачаево-Черкесии. И национальные элиты, и, тем более, обычный народ извлекли уроки прошлого и понимают опасность подобных сценариев", - отметила Капаева.

Напомним, что группа депутатов Госдумы России от нескольких фракций внесла 18 декабря законопроект, дающий регионам право избирать своего губернатора из числа кандидатов, представленных президенту РФ федеральными или региональными парламентскими партиями.

Ранее с подобной инициативой выступил спикер парламента Северной Осетии Алексей Мачнев на встрече Владимира Путина с Советом законодателей, посетовав тогда на то, что отказ от "схемы назначения" приводит к "накалу общественно-политической ситуации, ухудшению социально-экономического положения, разжиганию межрегиональной розни и к угрозе безопасности". Президент тогда выразил уверенность в том, что возвращение к прямым выборам "востребовано обществом", однако не исключил передачи регионам права определять форму голосования за губернатора.

Еще немногим ранее, дискуссию на эту тему открыл доклад фонда Института социально-экономических и политических исследований "Прямые выборы губернаторов и система сбора муниципальных подписей в 2012 году: влияние на развитие политической системы и направления совершенствования", в котором также приведены тезисы в пользу отмены прямых выборов глав регионов и возможности введения особого порядка для отдельных субъектов Российской Федерации.