Депутаты прошлого состава парламента Грузии были уверены, что у них достаточно веских аргументов для того, чтобы доказать - Россия не имеет морального права принимать Олимпиаду. В разработку схемы будущих действий по срыву сочинской Олимпиады были включены различные государственные ведомства и неправительственные организации. Чтобы протест был услышан, власти Грузии вели работу с парламентами и правительствами различных стран.

Олимпиада, дескать, должна соответствовать международным стандартам, по которым обычно проводятся крупные международные спортивные мероприятия. А для этого "должна начаться деоккупация территории Абхазии и Южной Осетии", да и, вообще, чего там мелочиться, - всего Северного Кавказа. Если этого не произойдет - тогда нужно говорить о переносе Олимпиады.

По заявлению бывших грузинских властей, в Абхазии производится дикая добыча инертных материалов и массивная вырубка леса, которые вывозятся для подготовительных работ в Сочи. К тому же, из "оккупированной республики" вывозятся в большом объеме инертные материалы, такие как щебень, гравий и песок, для олимпийской стройки, что может привести к экологической катастрофе в регионе. Происходит размыв береговой линии, море уже не сдерживает участившиеся штормы. Утверждая все это, грузинская сторона призывает провести международный мониторинг в Абхазии. Тбилиси уже обратился к международным организациям, работающим в сфере экологии, а также в Международный олимпийский комитет с соответствующим призывом.

Однако власти Абхазии не считают, что проведение олимпиады в Сочи представляет угрозу для экологии региона. Сухум не отрицает вывоз инертных материалов, но не разделяет опасений, что экспорт осуществляется в ущерб окружающей среде. Власти Абхазии всегда занимались очисткой горных рек от песка и гальки, которые, забивая русла, вызывали разливы и наводнения. А теперь делают это с некоторой выгодой - продают в Сочи и получают прибыль.

Олимпиада вызывает опасения не только экологического, но и политического характера. В первую очередь, это связано с требованиями черкесских диаспор и организаций к России признать "геноцид черкесского народа". Олимпиада в Сочи совпадает со 150-летием окончания Кавказской войны. Черкесы воспринимают это как свежую, больную рану: это "Олимпиада на костях", она проводится на месте, где проходили последние и самые кровопролитные бои между русскими войсками и черкесскими силами.

Парламент Грузии 20 мая 2011 года рассмотрел резолюцию о признании "геноцида черкесов, осуществленного Российской империей" во время Кавказской войны. Официальный Тбилиси считает такую политику направленной на сближение с северокавказскими народами. По мнению грузинских парламентариев, в результате действий царской России около 90% черкесов были убиты или изгнаны со своей исторической земли. После изгнания из России черкесы расселились по многим странам. Примерно два миллиона живут в Турции, около ста тысяч - в Сирии. Имеются значительные диаспоры в Иордании и США.

Представители черкесских организаций в свою очередь отмечают, что признание со стороны такой "ключевой страны мира" (по мнению Михаила Саакашвили), как Грузия, которая является членом ООН, выведет черкесский вопрос на качественно новый уровень. Плюс ко всему, некоторые главы субъектов Российской Федерации, которые не вполне владеют информацией, своими необдуманными и поспешными заявлениями только усугубляют политическую ситуацию. В разные исторические периоды на земле, где сейчас идет подготовка к Олимпиаде, жили разные племена и народы. Поэтому вопрос принадлежности этих территорий какому-либо этносу совершенно бессмысленен.

Однако вряд ли обращение различных черкесских организаций к грузинскому парламенту может быть представлено как волеизъявление всего народа, поскольку сами черкесы относятся к такому шагу довольно неоднозначно. Не все приветствуют подобные методы "налаживания тесных контактов с северокавказскими народами". Признание "геноцида черкесского народа" - шаг провокационный, он ведет к еще большему ухудшению российско-грузинских отношений и несет в себе далеко идущие, негативные последствия для Грузии. Такие действия не раз возвращались бумерангом. Обострение политической ситуации на Северном Кавказе ничего хорошего Грузии не сулит.

Место и время проведения Олимпийских игр не подлежит никакой конъюнктурной переоценке. Попытки помешать сочинской Олимпиаде со стороны Грузии ставили своей целью привлечь внимание международного сообщества к территориальному вопросу.

Однако что реально сделала Грузия для поддержки черкесов? Ведь на Кавказе больше ценятся дела, а не декларативные заявления и пиар-акции. Грузинская сторона отказала в просьбе сирийских черкесов предоставить убежище их детям. Наверно, Саакашвили посчитал, что сирийские беженцы не смогут ему помочь в противостоянии с Москвой, а принесут больше проблем, чем пользы.

В настоящее время два маленьких черкесских аула Бир-ал-Ажам и Берек в сирийском секторе Голанских высот оказались в эпицентре противостояния повстанцев и правительственных войск. В селение Бир-ал-Ажам постоянно проживет около четырехсот, в Береке - около пятисот человек. Согласно резолюции №350 Организации Объединенных Наций, сирийские Голанские высоты являются демилитаризованной зоной. Однако 2 ноября 2012 года вопреки всем международным соглашениям и договоренностям в эту зону вошли повстанцы, а затем их окружили правительственные войска. Мирные жители, которые оказались в положении заложников у повстанцев, начали подвергаться массированным обстрелам со стороны сирийской армии. Среди жителей черкесских аулов есть убитые и раненые.

Черкесская общественность США потребовала восстановить статус демилитаризованной зоны, эвакуировать людей с конфликтной территории и оказать жителям поселений Бир-ал-Ажам и Берек гуманитарную помощь. В самой России черкесские общественные организации апеллируют к закону о соотечественниках за рубежом, по которому диаспора вправе рассчитывать на покровительство России, начиная от защиты ее интересов на территории Сирии и заканчивая репатриацией на историческую родину. Речь идет о 140-тысячной черкесской диаспоре и еще около 40 тысяч российских граждан. Все они надеются на помощь Москвы.

В Сухуме 22 ноября 2012 года прошел митинг в поддержку черкесов, проживающих в Сирии. В центре столицы Абхазии собрались руководители республики, политики, представители интеллигенции, молодежь, религиозные деятели. Все говорили о необходимости оказать всестороннюю помощь желающим вернуться на историческую родину сирийским черкесам.

По завершении митинга была принята резолюция, в которой его организаторы настоятельно рекомендуют президенту республики, правительству и парламенту создать условия для эвакуации на историческую родину и адаптации на новом месте жительства представителей абхазо-адыгской диаспоры, желающих покинуть Сирию. Митинг также призвал журналистов не только привлечь внимание к этой проблеме, но и способствовать реальному решению вопросов, связанных со сбором средств пострадавшим от войны сирийским черкесам. Следует сказать, что Абхазия уже приняла более ста сирийских семей, которые по решению президента страны Александра Анкваба получат ежемесячное денежное содержание, а их трудоустройством и в целом интеграцией в общество займутся официальные структуры правительства.

Еще одной причиной нежелания экс-лидера Грузии Саакашвили связывать себя обязательствами помощи сирийским черкесам является нерешенная до настоящего времени проблема с репатриацией турок-месхетинцев.

Как известно, месхетинцы по приказу Иосифа Сталина были насильно выселены в 1944 году из Грузии в Узбекистан, Казахстан и Киргизию. В 1989 году после кровавой резни на почве межнациональной розни месхетинцам пришлось бежать из Ферганы и Оша. Следом за Ферганой, погромы начинались в Намангане и Андижане.

Успокоить ситуацию удалось только после того, как практически все семьи турок-месхетинцев из Ферганской долины были вывезены в Азербайджан, на Украину и в Россию (в основном в Краснодарский край). Однако казаки приняли их за незваных гостей. Дескать, месхетинцев на Кубань никто не звал, и никто им здесь не рад.

В то же время власти Грузии на протяжении всех постсоветских лет отказывались принять турок-месхетинцев на их исторической родине. В 2003 году Госдеп США упомянул проблему этой этнической группы в своем ежегодном докладе. А несколько позже было принято решение, что турки-месхетинцы получат в США статус беженцев, а их переселение оплатят благотворительные организации.

Из 15 тысяч турок-месхетинцев, оказавшихся в Краснодарском крае после ферганских погромов 1989 года, заявления на эмиграцию из России подали, по разным оценкам, от пяти до семи тысяч человек, то есть почти каждый второй.

В 2008 правительство Грузии приняло закон "О предоставлении статуса репатриантов выселенным туркам-месхетинцам или их потомкам". Грузия при вступлении в Совет Европы в 1999 году взяла на себя обязательство до 2011 года создать условия для возвращения потомков депортированных месхетинцев на родину, в течение двух лет принять закон о репатриации. Закон о реабилитации месхетинцев-мусульман принят, но он до сих пор не действует. Месхетинцы обвиняют Тбилиси в невыполнении обязательств, в оказании давления и в том, что власти Грузии запретили в нее въезд активистам диаспор.

Сегодня кровавая бойня, которая идет в Сирии, заставляет черкесов возвращаться на свою историческую родину. Но прибывшие в Россию сирийские черкесы натыкаются на препятствия местной бюрократии. Международная неправительственная благотворительная организация "Нарт" 9 августа 2012 года провела встречу в Представительстве Управления Верховного комиссара ООН (УВКБ ООН) по делам беженцев в Российской Федерации по проблемам сирийских беженцев в Российской Федерации.

В ходе состоявшейся встречи в Москве Представитель УВКБ ООН Геше Карренброк, старший советник по вопросам правовой защиты Джон Маккиссик и советник по правовым вопросам Иван Салеев отметили, что социально-гуманитарных проблем у прибывших в Российскую Федерацию беженцев из Сирии нет. По представленным Международной Черкесской Ассоциацией данным, беженцы размещены в санаториях и арендуемых жилых домах, им организовано питание и медицинское обслуживание. Фактическое социально-гуманитарное положение беженцев из Сирии дополнительно будет изучено в ходе визита сотрудников УВКБ ООН по делам беженцев в Республику Адыгею и Кабардино-Балкарскую республику.

Участники встречи выразили готовность оказать всемерное содействие по разрешению возникающих правовых и социально гуманитарных проблем беженцев из Сирии в Российской Федерации поэтапно. На первом этапе предполагается содействовать решению правовых проблем беженцев из Сирии, в том числе путем направления адвокатов в целях содействия разрешению проблем с территориальными структурами ФМС Росси в Республике Адыгея и Кабардино-Балкарии. Второй этап предполагает открытие гуманитарных программ (жилье, медицинское страхование, и т.д.), лицам, подавшим документы на получение статуса беженца, получившим статус беженца.

Однако уже в октябре 2012 года грузинский народ через демократические выборы внес свой вклад в изменение внешнеполитического курса Грузии по отношении к Москве и в целом к проблеме черкесов и Олимпиады в Сочи. На парламентских выборах в Грузии, по окончательным данным ЦИК, победила оппозиционная коалиция "Грузинская мечта" во главе с миллиардером Бидзиной Иванишвили. Партия президента Грузии Михаила Саакашвили "Единое национальное движение", руководившая страной с 2003 года, заняла почетное второе место. "Грузинская мечта" получила в парламенте нового созыва 85 депутатских мандатов, партия Саакашвили будет представлена 65 мандатами.

В результате демократических изменений оппозиционная коалиция сформировала новое правительство, а уже 25 октября 2012 года на заседании парламента Иванишвили был утверждён премьер-министром Грузии. Одним из первых его решений было назначение личного представителя по налаживанию отношений с Россией, бывшего посла Грузии в Российской Федерации Зураба Абашидзе. Победа партии Иванишвили на выборах и его утверждение в качестве премьера привели к резкому снижению влияния в стране Михаила Саакашвили, который лишился соратников в правительстве и большинства в парламенте.

Фактическое отстранение Саакашвили от власти делает грузинскую внешнюю политику более предсказуемой. Во всяком случае, есть надежда, что Иванишвили, в отличие от Саакашвили, не будет проводить во внешней политике однобокий проамериканский курс, а внимательней будет относиться к национальным интересам. Саакашвили больше не является лидером Грузии, не является любимцем нации. Он начал и проиграл войну с Южной Осетией, поссорился с братскими народами Северного Кавказа. Страна лишилась двух своих провинций, потеряла половину своего населения, и нация не простила ему это. Именно такие просчеты Михаила Саакашвили подтолкнули его к мысли о признании "геноцида черкесского народа".

Сторонники философского течения, называемого "солипсизм", утверждают, что, если сесть в уголок, спрятать голову в песок и ничего не замечать вокруг тебя, то всё перестаёт существовать. Если человек хоть на копейку политик, то должен понимать: "признание геноцида" сейчас невозможно. Во-первых, нет веских аргументов. Во-вторых, нет ресурсов - геноцид не выпекается как булочки.

Эти мифы уже ушли в прошлое. Для России в Грузии нет больше персонального врага. На новом премьер-министре Грузии Иванишвили нет крови своих соотечественников и российских миротворцев. Теперь российско-грузинские отношения будут развиваться лучше, потому что накопилось много нерешенных проблем (торговые, технические, культурного обмена и т.д.), которые надо решать. Они не будут откладываться в долгий ящик, и, разумеется, будут решены на основе паритета и уважения сторон ранее принятых решений.

Абдулла Истамулов - президент Центра стратегических исследований "Северный Кавказ - Стратегия"