"Я хочу напомнить цитату из доклада 40-го президента США Рональд Рейгана: "Если бы хоть одно иностранное государство предприняло попытку навязать нам ту убогую систему образования, которая у нас предлагается, мы должны были бы расценить это как объявление войны". Эти слова сильно напоминают по своей тенденции наши реформы в системе образования за последние 10 лет и сегодняшний законопроект". Так сегодня, 18 декабря, на пресс-конференции в Санкт-Петербурге охарактеризовал рассматриваемый Госдумой во втором чтении законопроект "Об образовании" член Общественного Совета Минобрнауки РФ, заслуженный учитель России, руководитель Городского математического Центра одаренных школьников Сергей Рукшин. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Рукшин заявил, что подобный "слепой перенос европейского опыта на российскую почву создают угрозу национальной безопасности страны". "Нам надо задуматься о наших национальных приоритетах. Мы не США, мы не Европа, мы не можем "купить" специалистов. И тем более мы не должны повышать мобильность наших выпускников", - отметил Сергей Рукшин.

Эксперт попытался вскрыть скорее корни, чем дефекты, законопроекта. "Образование начинается с детского сада, который должен не только прививать ребенку ценности морали и патриотизм, но и обеспечивать свободное время родителям, чтобы они занимались работой, - рассказал Рукшин. - Ни для кого не секрет, что в детские сады сейчас безумные очереди, и они не выполняют эту функцию".

Следующей ступенькой образования является средняя школа, "которую сейчас не пинает, не обсуждает разве что ленивый". По словам Рукшина, в 1990-е годы, сложные для нашей страны в экономическом и политическом планах, были временем "простора педагогического эксперимента". Высокий уровень школа тогда сохраняла по инерции. "Сейчас же образование пытаются свести на потребление образовательных услуг. На выходе получается в лучшем случае работник, который воспринимает родину как место работы. А место работы можно и поменять. И теперь мы замечаем колоссальный отток профессиональных кадров из страны", - пояснил эксперт и отметил, что образование - это не услуга, а системообразующий институт российского народа и государства.

Систему аттестации учителей Рукшин назвал издевательской. "Чтобы получить высшую категорию, он должен иметь ученую степень, быть автором учебных пособий, участвовать в конференциях, писать научные статьи, иметь победителей научных олимпиад. Тех, кто удовлетворяет этим требованиям, единицы. И что получается, что в школах на окраинах города или в сельских школах нет хороших учителей?" - прокомментировал эксперт.

Профессиональное образование, по словам Сергея Рукшиа, "напрочь разбито" уже сейчас. "А почему у нас ракеты не взлетают, спутники не на грунте Марса, на грунте океана? Почему у нас падают мосты и случаются разные аварии? На это две причины: во-первых, у нас избит энерготехнический комплекс, во-вторых, у нас нет работников с профессиональным образованием. У нас нет техников. Наши бакалавры инженерных вузов не имеют практической подготовки", - отметил Сергей Рукшин и заключил, что перевод специалитета инженеров на "недобакалавров" и магистров-исследователей не дают практиков.

Сергей Рукшин также попытался ответить на резонный вопрос: кому эти "абсолютно разрушительные реформы" выгодны? "Понятно, что Россия в качестве сырьевого придатка выгодна очень многим государствам мира", - уверен Рукшин. Россия, заинтересованная в самостоятельном существовании, должна иметь хорошую систему образования, которая будет сопровождаться социализацией и воспитанием патриотизма, считает эксперт.

Лучшим для нашей системы образования, по мнению Рукшина, стало бы объявления моратория в течение 1,5-2 лет на любые реформы в области образования, а "сглаживать острые углы в переходный период могли бы подзаконные акты". "В это время нужно остановиться и оглянуться. Нужно провести тотальную ревизию всех реформ за последние 10 лет при участии профессионалов", - заключил Сергей Рукшин.

Вице-президент РАЕН, доктор физико-математических наук, профессор, лауреат Государственной комиссии СССР Георгий Фурсей поделился, как исправить сложившуюся в системе образования ситуацию. "Назад в будущее, - заявил Фурсей. - Назад к нашим великим учителям, начиная от Ломоносова и далее Макаренко. К целому ряду других выдающихся людей".

Напомним, что сегодня в Госдуме РФ будет рассмотрен во втором чтении новый закон "Об образовании". Новый закон должен стать неким "Кодексом образования", который заменит два базовых закона: "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Ко второму чтению поступило более 1700 поправок.