12-13 декабря 2012 года в Брюсселе состоялось совещание министров финансов Европейского Союза. Оно продолжалось 14 часов и завершилось утром 13 декабря, а спустя несколько часов после него начался саммит лидеров ЕС, сессия которого прошла в ночь с 13 на 14 декабря и длилась всего 10 часов. На саммите все 27 стран Европейского Союза в лице своих лидеров должны были дать согласие на проект банковского союза, хотя под контроль банковского надзорного органа должны были попасть только банки еврозоны. 17 стран ЕС входят в еврозону, 10 - нет. Прошедший саммит должен был определить ключевой вопрос финансовой политики спасения Европы. Сегодня каждая страна в еврозоне самостоятельно контролирует свой банковский сектор. В большинстве стран центральные банки гарантируют, что балансы финансовых институтов этих стран находятся в порядке. В Германии и ряде других стран ЕС отдельный надзорный орган несет основную ответственность за эту задачу. Но эта форма, осуществляемая в национальных рамках государственного финансового контроля, в условиях финансового кризиса в еврозоне перестала работать. Ирландский и испанский банковские кризисы продемонстрировали, что проблемы, возникшие у большого числа мелких местных финансовых институтов, могут поставить под угрозу существование валютного союза в целом. В этих условиях для спасения еврозоны было предложено создать центральный орган банковского надзора на европейском уровне. Вопрос касается формы организации подобного агентства. Большинство стран еврозоны полагает, что функции подобного надзорного органа мог бы взять на себя управляющий совет Европейского центрального банка (ЕЦБ), в котором каждая страна еврозоны имеет право голоса. Германия, при поддержке ряда других стран, призывает создать отдельный орган, который будет состоять из независимых регуляторов банковского дела. В агентстве подобного рода голосование будет осуществляться в зависимости от размеров и финансового значения отдельной страны. Через подобную организацию принятия решений немцы хотели бы гарантировать себя от притязаний на их ресурсы слабых в финансовом отношении членов еврозоны.

6 декабря 2012 года председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей объявил, что нуждающиеся банки уже весной следующего 2013 года смогут получать прямую помощь от Европейского стабилизационного механизма (ESM), тогда как банковский регулирующий орган под эгидой Европейского центрального банка не будет запущен раньше начала 2014 года. За неделю до саммита против такого решения выступил ближайший сотрудник канцлера Ангелы Меркель министр финансов Германии Вольфганг Шойбле. Он определил следующие четыре условия функционирования специального банковского надзорного органа в еврозоне: независимость денежно-кредитной политики не может быть никем нарушена; конфликта интересов между монетарной политикой и надзором за банками следует избегать; страны ЕС, не входящие в еврозону и не участвующие в правлении ЕЦБ, также должны участвовать в банковском надзоре; банковский надзорный орган должен быть независим от управляющего совета ЕЦБ. Германский проект по надзорному органу, сформулированный Шойбле, еще раз за неделю до саммита, поддержали его коллеги - министры финансов Нидерландов, Финляндии, Австрии и Люксембурга.

В конце июня 2012 года на саммите главы государств и правительств ЕС договорились, что кризисные банки будут получать прямую помощь только после того, как в еврозоне будет создан специальный банковский надзорный орган. На октябрьском саммите ЕС Испания и Италия первоначально настаивали на том, чтобы учредить единый орган банковского надзора, как можно скорее, лучше всего - к 1 января 2013 года. В этом случае стабилизационный фонд ESM сразу же мог начать рекапитализацию кризисных испанских и итальянских банков. Против выступила канцлер Германии Ангела Меркель, которая указала, что сначала в рамках Европейского центрального банка необходимо создать соответствующее подразделение и набрать для работы в нем квалифицированных сотрудников. В результате было решено учредить новое ведомство к концу 2013 года. Но в итоге прошедшего сейчас саммита срок для создания дееспособного аппарата банковского надзора был продлен до 1 марта 2014 года. Подобное решение - в германских интересах.

Еще неделю назад немцы были полны решимости сохранить контроль над денежно-кредитной политикой ЕЦБ. Они считали недопустимым предоставление ЕЦБ надзорных функций за банками еврозоны. За неделю до саммита стало известно об открытом столкновении Франции и Германии относительно плана реформы банковского контроля в еврозоне. Страны Южной Европы и примкнувшая к ним Франция отстаивали проект предоставления контрольной функции собственно управляющему совету ЕЦБ. Немцы опасались, что ЕЦБ потеряет свободу в определении процентной ставки и количества денег в обращении, если ему придется осуществлять надзор за кризисными банками. У него появится соблазн решать трудные ситуации в местных финансах путем манипуляции с учетной ставкой.

Лишь в среду 12 декабря 2012 года накануне саммита Германия дала понять, что она готова поддержать план наделения Европейского центрального банка новыми полномочиями контроля над банками по всей еврозоне. В этот день стало известно о франко-германском компромиссе по проблеме создания банковского союза в еврозоне. Европейский центральный банк станет надзорным органом, но только над крупнейшими банками и на срок до создания банковского контрольного механизма. Об этом сообщила накануне саммита германская газета Süddeutsche Zeitung. До этого Берлин твердо сопротивлялся реформе, которая предоставила бы ЕЦБ контрольные функции за банками. Германия, таким образом, пошла на существенные уступки Франции и ее "южным союзникам" в еврозоне, в результате чего открылась перспектива прорыва по осуществлению самой амбициозной финансовой реформы в Европейском Союзе этого года - создание банковского союза. Министры финансов в среду и в ночь на четверг попытались урегулировать последние разногласия. Для сближения позиций с Францией Шойбле даже отказался от того, чтобы надзорный банковский орган размещался во Франкфурте. Немцы согласились с тем, чтобы его штаб-квартира была размещена в Париже. Вслед за Süddeutsche Zeitung германская Handelsblatt сообщила, что ЕЦБ будет контролировать от 60 до 150 банков в еврозоне, чей капитал у каждого достигает €30 млрд. или 20% ВВП их страны. В частности, согласно этому предложению, ЕЦБ в Германии будет контролировать: Deutsche Bank, Commerzbank, центральный кооперативный DZ Bank, все крупнейшие государственные региональные банки и некоторые сберегательные и кооперативные банки страны. Таким образом, пока под централизованный общеевропейский банковский надзор переходят только наиболее крупные банки, действующие, как правило, во многих странах еврозоны и за ее пределами. Более мелкие останутся под контролем национальных органов, которые в большей мере способны оценить региональную и местную специфику их работы.

Всего в еврозоне функционирует около 6 200 банков. Если каждый банк еврозоны потребует только трех аудиторов центрального органа банковского надзора, это может потребовать 18 тыс. новых занятых в сфере евроконтроля за банками. Быстро запустить подобную систему никому не представляется реальным, поэтому решили пойти по более простому пути. Объемы капитала, контролируемого ЕЦБ европейского банка, близки практике банковского контроля в США, где означенная цифра составляет $50 млрд. Остальные банки будут оставаться под национальным контролем, но ЕЦБ получает "законное право" вмешаться в том случае, если он этого пожелает. Присоединиться к новой системе могут и страны, которые еще не перешли на евро. Выжидательную позицию в связи с созданием банковского контроля в ЕС заняли: Чехия, Польша, Венгрия и Швеция. Чешские представители, в частности, настаивают на том, чтобы национальный регулятор - Чешский национальный банк имел бы последнее слово при решении вопроса о трансформации дочерних компаний иностранных банков в филиалы. Филиалы уже практически не подлежат контролю со стороны чешского государства, а для их вкладчиков, например, закрыт доступ к чешскому фонду страхования вкладов. Великобритания, которая не является членом еврозоны, хотела бы получить гарантии, что новый орган банковского надзора не будет иметь влияния на банки, работающие в лондонском Сити. Британия согласилась на формулу, которая должна позволить ей и другим членам Европейского Союза за пределами еврозоны, противодействовать применению по отношению к ним некоторых правил Европейского центрального банка. Эти страны смогут также оспаривать решения, касающиеся трансграничных банковских услуг.

До последнего момента Берлин затягивал дело создания контрольного банковского механизма из опасения, что именно Германии придется платить по счетам обанкротившихся банков Испании, Италии, Кипра, Греции и Словении. При создании банковского союза лозунг немцев - тщательность важнее скорости.

Основные споры на совещании министров финансов затронули и систему голосования в уже созданном Европейском банковском регуляторе (EBA) и процесс принятия решений в наблюдательном совете Европейского центрального банка.

В итоге, министры финансов стран ЕС в четверг приняли решение о создании единого надзорного механизма за банками, что станет первым шагом на пути к созданию банковского союза. Соглашение финансовых министров от 13/14 декабря 2012 года еще потребует одобрения Европейского парламента и национальных парламентов. Положительное решение на совещании - франко-германский компромисс по банковскому надзору, дал зеленый свет саммиту лидеров ЕС. После окончания саммита лидеры ЕС обратили внимание на решенные благодаря именно предварительному согласованию вопросы: о перечислении Греции очередного транша помощи и ключевое соглашение по банковскому союзу с его органом центрального надзора.

Главным итогом саммита лидеров ЕС стало предоставление Европейскому центральному банку функции прямого и косвенного контроля над банками еврозоны. Текст соглашения на саммите гласит, что Европейской комиссии предстоит в 2013 году вынести предложения по надзорному механизму (single resolution mechanism - SRM), как элементу банковской надзорной системы для всех стран членов ЕС. Саммит по SRM запланирован на июнь 2013 года. На нем помимо определения банковского контрольного механизма будут установлены минимальные национальные стандарты защиты депозитов и действий по отношению к банкам-банкротам. Новая система банковского надзора, иначе говоря, "банковский союз" в ЕС, должна полностью заработать к марту 2014 года, но министры финансов оставили дату открытой для того случая, если система не будет способна выполнить все задачи. После запуска полноценного банковского союза ЕЦБ станет выдавать и отзывать банковские лицензии, контролировать рекапитализацию банков, требовать увеличения оборотного фонда и т. д.

Превращение ЕЦБ в главного регулятора финансовой деятельности открывает возможность для прямой рекапитализации кризисных банков из €500 млрд. фонда Европейского стабилизационного механизма (ESM). Испания особенно стремится получить таким способом помощь для своих банков, обремененных долгами. Прямая рекапитализация банков позволила бы разорвать "порочный круг", когда банковские долги ложатся тяжелым бременем на национальные бюджеты, что ведет к массовому выкачиванию средств налогоплательщиков. Тем не менее, Германия настаивает на том, чтобы ESM использовался для помощи одновременно с исполнением жестких правил по бюджетной дисциплине.

Ключевым моментом очередного саммита лидеров ЕС осталось прежнее - деньги, и кто платит. В частности, национальная ответственность лидеров ЕС на саммите определялась вопросом, кто будет платить по счетам несостоятельных банков в еврозоне - налогоплательщики или сами банки посредством банковского союза.

Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что соглашение было "большим шагом к большему доверию и уверенности в еврозоне". Руководство ЕС теперь может сосредоточиться на "укреплении экономической координации" и "создании дорожной карты на ближайшие месяцы", - добавила она. Президент Европейского центрального банка Марио Драги заявил, что соглашение по банковскому надзору является "важным шагом по пути к стабильному экономическому и валютному союзу и к дальнейшей европейской интеграции". Но он отметил, что правительствам и Европейской комиссии еще предстоит разработать детали механизма надзора.

Лидеры ЕС на прошедшем саммите также согласились, что они готовы обсуждать дальнейшие меры для координации экономической политики, включая возможное создание небольшого общего бюджета для стимулирования экономических реформ. Речь идет, по словам Меркель, о фонде в 10, 15 или даже 20 миллиардов евро.

Министры финансов ЕС подтвердили решение о перечислении Греции финансовой помощи из пакета в €34 млрд. "Кассандры оказались не правы", - подытожил еврокомиссар по экономике Олли Рен в связи с прогнозами, предрекавшими выход Греции из зоны евро в этом году. Однако общую оптимистическую картину саммита осложнил вопрос по поводу политического будущего Италии, где экс-премьер Сильвио Берлускони пообещал вернуть себе на предстоящих выборах в марте 2013 года должность премьер-министра. Кризис правительства Монти ставит под вопрос проведенные его кабинетом реформы, а безответственное поведение Берлускони может дестабилизировать рынки и даже разжечь финансовый кризис. Сейчас инвесторы внимательно следят за любыми признаками нестабильности в Италии - государстве с тяжелым долговым бременем в Европе. Сам Берлускони, как будто, специально для демонстрации своих амбиций прибыл в Брюссель на съезд европейской Народной партии во время проведения саммита ЕС.

Подтверждением непростой ситуации в Европе стало то, что главные оппоненты - Меркель и Олланд завершили саммит противоположными по смыслу и содержанию заявлениями. Президент Франции Франсуа Олланд оптимистично сказал, что времена, когда Европа являла миру пример кризиса и разобщенности "миновали". По его словам, за 2012 год была проделана хорошая работа, которая позволяет надеяться на лучшее в будущем 2013 году. "2012 год позволил завершить важный этап, потому что мы укрепили механизмы, запустили пакт стабильности и роста, ввели налог на финансовые транзакции, заложили основы Европейского банковского союза, урегулировали ситуацию в Греции и проблему испанских банков". "Откровенно говоря, если бы в мае мне сказали, что мы сможем так быстро все это сделать, я бы больше всех удивился. Это хорошая новость для Европы. Мы можем заново поверить в наши силы. Я убежден, что вера в себя позволит экономический рост. Конечно, одной только веры недостаточно, однако, на сегодняшний день это условие выполнено", - сказал он. В свою очередь, канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что Европе еще предстоят тяжелые времена, и она не должна прекращать усилий по проведению реформ. В следующем году мы должны быть готовы к слабому, а в некоторых странах и отрицательному экономическому росту, а также к сильной безработице", - предупредила Меркель.

* * *

По отношению к нынешнему декабрю, на июньском саммите ЕС 2012 года речь шла о бóльшем в планах Евросоюза. Лидеры ЕС собирались к декабрю обсудить "дорожную карту" изменений в "архитектуре еврозоны". В ноябре 2012 года канцлер Германии Ангела Меркель в своей речи в Европейском парламенте пообещала, что декабрьский саммит установит амбициозные сроки для следующих двух-трех лет. Но в итоге 13/14 декабря получился "тур-релаксация о будущем ЕС" - такую оценку саммиту дал премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен. О больших амбициях в случае с декабрьским саммитом говорить не приходится. Казалось, на него наложили отпечаток грядущие рождественские праздники и каникулы. Саммит имеет результат - это пятистраничный документ, получивший название "дорожная карта". Документ обязывает Европейскую комиссию подготовить закон, регулирующий процесс закрытия банков-банкротов, с тем, чтобы пропустить его через нынешний Европейский парламент до истечения срока его полномочий в 2014 году. В связи с этим хотелось бы спросить, можно ли подобный "шажок" высокопарно именовать "дорожной картой"? Похоже, что в конце 2012 года, несмотря на продолжающийся кризис, европейские лидеры основательно успокоились. Что касается самой Меркель, то, как представляется, ей не нужны смелые шаги в направлении европейской реформы накануне ее выборов в Германии в 2013 году. Похоже, что и июньский саммит 2013 года по принятию положений по банковскому надзорному органу специально кладется в предвыборную копилку Меркель. В связи со всем этим, представляется, что долгосрочный план Баррозу по углублению интеграции еврозоны временно отложен в сторону. Отдельный бюджет для еврозоны, централизованная налоговая политика, единые правила на рынке труда - все это остается пока за рамками очередной декабрьской 2012 года "дорожной карты". По-видимому, до европарламентских выборов 2014 года перестали говорить и о необходимых изменениях базового договора ЕС. Иными словами, декабрьский саммит ЕС продемонстрировал, что европейские лидеры продолжают бороться с кризисом в еврозоне, делая каждый раз во время бессонных бдений только один шаг вперед. Один шаг вперед, но не два шага назад - в этом и заключается все положительное значение описанного нами события в Брюсселе.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM