Депутат иранского Меджлиса (парламента) Мирхади Карасейед, которого цитирует агентство Fars, заявил, что в законодательном органе решено создать специальную комиссию, которая рассмотрит комплекс вопросов, связанный с переносом столицы страны из Тегерана в иной город. Известен и состав комиссии, в которую войдут глава МВД, два депутата Меджлиса, два представителя верховного лидера страны, аятоллы Али Хаменеи, министр градостроительства, генеральный прокурор, представители Совета политической целесообразности (совещательный орган при духовном лидере страны - ред.) и Совета Нацбезопасности, начальник Штаба гражданской обороны.

Одновременно с этим Карасейед сообщил, что одним из наиболее вероятных претендентов на звание новой иранской столицы является город Тебриз.

Идея переноса иранской столицы из Тегерана в какое-либо иное место далеко не нова. Вопрос обсуждается более тридцати лет, причем в последнее время всё более активно. Аятолла Хаменеи является последовательным сторонником этой идеи. Именно по его инициативе в 2009 году Совет политической целесообразности рекомендовал начать подготовку к процессу смены столицы.

Формально главным доводом в пользу такого решения стали рекомендации местных сейсмологов, которые установили, что Тегеран стоит над многочисленными сейсмическими разломами, что делает актуальной угрозу разрушительного землетрясения.

При этом японские ученые, также проводившие исследования в Иране, пришли к выводу, что сила толчка достигнет 7-8 баллов по шкале Рихтера. В этом случае число жертв может превысить 1 млн. человек, до 80% зданий 14-миллионного мегаполиса будут разрушены. Такой апокалиптический сценарий представляется достаточно вероятным с учетом того, что Центр сейсмических исследований при министерстве науки Ирана все чаще фиксирует подземные толчки в окрестностях Тегерана. По мнению ученых, это свидетельствует об опасном накоплении энергии в недрах.

Идея переноса столицы популярна еще и потому, что это позволило бы разгрузить Тегеран, задыхающийся от автомобильных пробок и перенаселенности. Отметим, что аналогичные соображения стали решающими и в России, когда недавно принималось решение о расширении территории Москвы за счет присоединения к ней ряда подмосковных районов.

При всем том перенос столицы очень часто связан с вопросами внутри - и внешнеполитического порядка. Именно геостратегическими соображениями руководствовался Петр Великий, объявив в 1703 году центром своей империи Санкт-Петербург - город, которого в тот момент, фактически, еще не существовало. По чисто геополитическим причинам после Второй мировой войны центром ФРГ был объявлен заштатный Бонн, а не Мюнхен или Гамбург - этим давалось понять, что новая столица Германии является временной и рано или поздно вновь окажется в Берлине.

Примеров подобного рода немало. Представляется, что и в данном случае соображения политического характера, пусть и неявным образом, но превалируют над всеми иными - градостоительными, сейсмозащитными, экологическими и пр. - аргументами. Тем более, что в качестве новой столицы называют Тебриз.

В отличие от Исфахана, Казвина, Шираза, Мешхеда Тебриз (Тавриз) никогда не был столицей персидского государства. Этот четвертый по величине город страны с населением 1,5 млн. человек является административным центром провинции Восточный Азербайджан, и его основное население составляют тюркоязычные граждане. В последнее время здесь заметно активизировались протурецкие и проазербайджанские настроения, заметен существенный рост агрессивного этнического сепаратизма. Иранские власти считают, что происходит всё это с подачи Баку. Напомним, что еще в феврале нынешнего года в парламенте Азербайджана прозвучали призывы переименовать страну, назвав её Республикой Северный Азербайджан, поскольку "две трети территории Азербайджана входят в состав нынешнего Ирана". Симптоматично, что данную инициативу положительно восприняли в правящей партии "Ени Азербайджан". По словам заместителя исполнительного секретаря партии Сиявуша Новрузова, в мире имеются аналогичные примеры: Северная Корея и Южная Корея, Северный и Южный Кипр. Было бы целесообразным, если бы Азербайджан, как расколотое государство, назывался бы Северным Азербайджаном, - сказал Новрузов

. Столь открытая заявка на расчленение Ирана и территориальные претензии вызвали крайне негативную реакцию в Тегеране. Кроме того, Иран не может и не собирается прощать Азербайджану тесного сотрудничества (в том числе - и в оборонной сфере) с США и Израилем. Тегеран не без оснований предполагает, что Азербайджан может стать одним из тех плацдармов, с которых Запад попытается нанести удар по ИРИ, если вопрос иранской ядерной программы не удастся разрешить дипломатическими методами. Также в Иране уверены, что "азербайджанскую карту" Баку разыгрывает именно по наущению США и Израиля. Азербайджан, в свою очередь, обвиняет ИРИ в попытках экспорта радикальных исламских идей и поддержке Армении и Нагорного Карабаха. В результате всего этого отношения двух стран стали более чем прохладными.

Возможный перенос столицы в Тебриз позволит Ирану решить сразу несколько насущных задач. Во-первых, перевод сюда всех административных и силовых структур, культурной составляющей понятия "столичности" усилит центростремительный "иранский", фактор в противовес центробежному тюркскому. Во-вторых, это осложнит воздушную операцию против политического и административного центра Ирана, поскольку увеличивается расстояние, которое пришлось бы преодолевать в таком случае израильским ВВС и американским самолетам, дислоцированным в районе Персидского залива. Ближе станут дружественные армянские и российские рубежи. Наконец, очень важное значение имеют историко-идеологические обстоятельства.

Дело в том, что название Азербайджан произошло от топонима Атропатена, как в античные времена часто называли Малую Мидию. Ātur-patkān буквально значит "Владение Атурпата" и образовано от имени основателя царства - Атропата, что на санскрите означает "охраняющий огонь". В начале нашей эры этот район, населенный ираноязычными племенами, приобрел символическое значение - с ним стали связывать легенды о деятельности основателя зороастризма Заратустры, здесь находился также один из трех "великих" зороастрийских храмов огня Адур-Гушнасп. Между тем первые тюркские племена появились в Атропатене лишь в IX веке, а превалирующим тюркоязычное население стало лишь в XVI-XVIII вв. При этом некоторые исследователи-антропологи и историки считают, что это население осталось иранским по своему происхождению, несмотря на то, что постепенно восприняло язык завоевателей-сельджуков. В Иране, во всяком случае, данная теория сомнений не вызывает и подкрепляется тем обстоятельствам, что на окраинах Атропатены до сих пор сохранились ираноязычные народы, например, тати (таты) и талыши.

Поэтому для иранцев Тебриз является вовсе не азербайджанонаселенным городом, а одним из исторических центров древней национальной культуры и истории. Перенос столицы в Тебриз лишь подчеркнул бы это важное политическое, идейное и геостратегическое обстоятельство.

Гай Борисов, политический обозреватель