"Вопрос о строительстве второй очереди АЭС "Темелин" в Чехии возникает уже не в первый раз, - рассказал ведущий финансовый аналитик FX-Invest Юрий Прокудин. - Фактическое положение на текущий момент таково: до сих пор приоритетным направлением считалось использование российского варианта строительства с использованием мощного инновационного проекта "МИР-1200", использующего отработанные технологии на основе ВВЭР-400 и ВВЭР-1000. Вариант, предложенный американскими специалистами компании Westinghouse, может быть не менее интересным, однако он пока себя никак не зарекомендовал, поскольку АЭС, действующих на основе данного проекта, нет, поэтому и нет фактического подтверждения надёжности и результативности такой АЭС".

"Необходимо также учитывать, что за несколько десятков лет сложилась тенденция хороших российско-чешских отношений в сфере атомной энергетики, и именно Россия (а ранее СССР), а не США были стратегическим партнером Чехии в данной сфере, - отметил он. - Создание 9 тысяч рабочих мест в США - момент достаточно важный, однако далеко не решающий в выборе победителя тендера. Исходя из динамики отношений между Россией и США, Чехия может в своем выборе также руководствоваться и геополитическими мотивами - присутствие американских специалистов в непосредственной близости от границ России может накалить отношения между державами, что, в конечном итоге, может негативно сказаться и на самой Чехии. При этом использование российского проекта будет вполне оправданным".

"Американцы действительно очень заинтересованы в участии в энергетической программе Чехии, причем по нескольким причинам: во-первых, победа в данной "тендерной" гонке придаст веса США в данной области, что даст им возможность более широко в мировом масштабе использовать свою атомно-энергетическую программу (позволю себе напомнить, что данная область - сфера выгодных, хотя и долгосрочных инвестиций), - полагает Прокудин. - Во-вторых, победа американского проекта над российским будет обозначать перелом в сфере данных отношений между Россией и Чехией. США, вероятно, волнует в данном случае не столько выбор Чехии в пользу их проекта, сколько непринятие победы российского проекта. И именно с этой целью госдеп США будет активно вмешиваться в текущий тендерный процесс".