Счетная палата выявила неэффективность господдержки животноводства в Волгоградской области

Волгоград, 13 декабря 2012, 11:27 — REGNUM  Механизм предоставления государственной поддержки животноводства в Волгоградской области приводил к "распылению" бюджетных средств и неэффективности бюджетных вложений. К такому выводу пришла региональная контрольно-счетная палата в ходе проведенного аудита этой сферы. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе контрольно-ревизионного органа 13 декабря.

По мнению проверяющих, на неэффективность государственной поддержки повлияли такие факторы, как низкий объем ставок отдельных видов субсидий, отсутствие определенных требований и ограничений при их выделении, разовый характер некоторых выплат, несвоевременное информирование сельхозпроизводителей о новых видах субсидий.

Несмотря на то, что за последние пять лет общая сумма предоставленной господдержки животноводства составила 2,15 млрд рублей, в 18 районах Волгоградской области за этот период прекратили свою деятельность 79 сельхозтоваропроизводителей, получивших субсидии на общую сумму 69 млн рублей.

Положительный результат финансово-хозяйственной деятельности большинства сельскохозяйственных организаций, как выяснилось в ходе аудита, напрямую зависел от оказанной государственной поддержки. Например, только два предприятия из девяти проверенных получателей субсидии на развитие племенного животноводства - ЗАО АФ "Восток" Николаевского района и ООО СП "Донское" Калачевского района - на протяжении всех лет работали с прибылью и положительной рентабельностью и без учета государственной поддержки. В то же время деятельность трех других проверенных предприятий, даже с учетом полученной субсидии, была убыточной.

Кроме того, ОАО "Волгоградское" - единственное в области предприятие по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных - в настоящее время уже не имеет быков-производителей. В наличии у предприятия - только банк семени для долговременного хранения, реализация которого ежегодно снижается, и 10 млн руб. задолженности перед областным бюджетом, образовавшейся из-за того, что с ним не рассчитались лизингополучатели племенных животных.

Оказанная в 2011 году господдержка племенного животноводства в целом способствовала увеличению по области численности крупного рогатого скота. Так, согласно статистическим данным у индивидуальных предпринимателей, включая крестьянско-фермерские хозяйства, поголовье КРС увеличилось за полтора года в 3 раза. При этом производство КРС на убой (в живом весе) у них возросло всего лишь на 19%, а в сельскохозяйственных организациях и вовсе на 15% уменьшилось.

Таким образом, как выяснилось в ходе контрольных мероприятий, значительный рост поголовья крупного рогатого скота может носить и "виртуальный" характер, поскольку документально поголовье животных никак не подтверждается и зависит только от того, как "сочтут нужным" указать его численность в статотчетности. Так, например, у трех проверенных индивидуальных предпринимателей Клетского района, получивших в общей сумме 1,8 млн руб. субсидий на поддержку животноводства, документов на приобретение коров не было, их учет в похозяйственных книгах ЛПХ не велся, и по данным районной ветслужбы за ветеринарной обработкой КРС они не обращались.

Таким образом, стабильной динамики по поголовью племенных животных посредством субсидирования племенного животноводства в регионе добиться не удалось. Вместе с тем уже упомянутое ООО "СП "Донское" - племзавод по разведению КРС голштинской породы - получив в 2006-2011 годах в лизинг из Германии, Дании и Австралии 878 племенных животных, на начало 2012 года имело 1647 голов КРС. Примечательно, что средний надой молока от 1 коровы в 2011 году составил здесь 7770 кг, что на 6% выше среднего показателя по надоям молока этой породы в племенных заводах страны (7340 кг).

Контрольно-счетная палата признала неэффективной и господдержку личных подсобных хозяйств. Во-первых, финансовая помощь была оказана в среднем лишь 10% от общего числа ЛПХ в области, а во-вторых, ее размер на протяжении ряда лет не менялся и составлял, к примеру, 1,5 рубля за 1 кг реализованного мяса и 60 копеек за 1 кг молока. Причем до 2010 года размер субсидий и сдатчикам (гражданам, ведущим ЛПХ), и заготовителям, и администрациям поселений был установлен в равных долях, при том что основные затраты на выращивание животных несли владельцы личных подсобных хозяйств.

Условия реализации производимой продукции животноводства на территории региона, как выяснилось в ходе аудита, для сельхозтоваропроизводителей тоже не вполне выгодны. Поэтому многие получатели господдержки свою продукцию в значительных объемах реализуют за пределами Волгоградской области. К примеру, ОАО "Краснодонское" вывозит в другие регионы 36% продукции свиноводства и 41% продукции птицеводства, Еланский маслосыркомбинат - 76,5% сыра и 92% масла.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.