Один из ключевых тезисов Послания президента РФ Владимира Путина парламенту - борьба с оффшорами - "тезис хороший, но хотелось бы видеть, насколько он оценен с точки зрения того, не сделаем ли ситуацию еще хуже". Об этом заявил ИА REGNUM директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев, комментируя послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря.

"Ведь в оффшор уходят не просто так, уходят потому что не верят в возможности и справедливость современной юрисдикции, потому что уровень налогообложения у нас высок, потому что у нас еще есть такой феномен как высокий уровень коррупционной нагрузки на бизнес. А если эти проблемы остаются (а они не то что остаются, а, может быть, даже растут, во всяком случае, налогообложение будет расти, борьба с коррупцией, по всей видимости, - очередная кампания, то есть тут коррупционные нагрузки, по всей видимости, не снизятся), а мы еще вот так будем бороться с оффшорами, то могут быть созданы такие условия для бизнеса, при которых он не только будет вести дела через иностранную оффшорную юрисдикцию, а вообще может уйти из страны, как места ведения бизнеса, по некоторым видам деятельности это возможно", - считает Николаев.

Путин в своем обращении к парламенту заявил о необходимости сделать Россию привлекательной для бизнеса. "Наших предпринимателей стали часто упрекать в непатриотичности. По имеющимся данным, 9 из 10 сделок крупных бизнесменов не контролируется российским законодательством... Хочу поставить задачу деоффшоризации нашего бизнеса", - заявил президент. "Нужно добиваться прозрачности оффшоров... Необходимо исправлять недоработки в судебной и правовой системе. Надо наладить работу по упорядочению законодательства, снять с бизнеса презумпцию виновности", - сказал Путин.

Лозунг привлекательный, сказал Николаев, но есть вопросы к его просчитанности.

Николаев также отметил, что возникают вопросы и к другим тезисам Послания, касающимся экономики. ""Необходимо облагать предметы роскоши дополнительным налогом". Мы это слышали, когда еще выборы шли. Что вам мешало внести соответствующие поправки в законодательство, принять законы, и уже начиная с нового года, ввести этот налог? Почему в основных направлениях налоговой политики прямо записано, что надо облагать на автомобили с мощностью двигателя выше 410 лошадиных сил - это предмет роскоши - по самой высокой ставке, 300 рублей, не менее, а как законодательная норма это так и не появилось?" - сказал экономист.

""С 2014 года регионам надо предоставить право взимать имущественный налог по кадастровой стоимости". Понятное направление. А что с налогом на недвижимость? Он будет или не будет? Или все-таки на имущество?... Кадастровая стоимость, как показал пилотный проект в 12 регионах, в десятки раз больше, чем стоимость инвентаризационной. У нас налоговая нагрузка также соответственно возрастет", - отметил Николаев.

""В предстоящие десятелетия надо удвоить темпы строительства железных дорог". Я как экономист спрашиваю - это через сколько, через 10, через 20, 30, 40 лет? Это все предстоящие десятилетия. Нельзя в таком документе так формулировать целевые задачи", - полагает Николаев.