Петербургские эксперты и священники: Религия в школах - опрометчивое решение

Москва, 11 декабря 2012, 17:59 — REGNUM  Начальник информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Сорокин "туманно" представляет взаимодействие церкви и школы" Об этом сегодня, 11 декабря, священник сказал журналистам, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Даже если процесс придет к какому-то финалу, будет принят закон, все знают, как исполняются у нас законы, - пояснил Сорокин. - Острота ситуации состоит в том, оставлять ли религиозное воспитание лишь в личной и семейной сфере, в зоне ответственности родителей или это может быть предметом большого внимания и контроля со стороны государства. Эта острота не абстрактная, она выстрадана историческим опытом".

"Перспектива решения вопроса не то что туманна - непонятна, - сказал, в свою очередь заместитель председателя духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона РФ, настоятель мечети Приморского района Санкт-Петербурга Равиль Пончаев. - Во-первых, этот вопрос должны родители решать. Во-вторых, если говорить об условиях для преподавания такого предмета в школе, то каким образом будут созданы эти условия?. Если говорим об исламе - это очень сложно. Даже ритуально - если говорить об омовении... где это делать? На сегодняшний момент даже родители и общество не готовы к этому. Есть наплыв идеологии из-за рубежа. Есть сектантские организации. Они в первую очередь появятся. Появится идеологическая литература, которая будет противоречить традиционным конфессиям. Кто будет контролировать, какие именно религиозные организации приходят в школы?"

"Помню свое чувство недоумения, когда читал слова протоиерея Всеволода Чаплина, сказанные им в Общественной палате РФ, о том, что церковь ожидает срочного принятия от государства мер, которые оградят ее от нападок, - заметил директор еврейской школы "Менахем" Валерий Столов. - Это неблагодарность, государство сделало много хорошего и церкви православной, и другим конфессиям". Валерий Столов отметил, что "Россия - страна крайностей". "Все говорят, что надо найти баланс, но на практике мы не можем его найти", - посетовал директор еврейской школы.

Депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга, председатель постоянной комиссии по науке, образованию и высшей школе Максим Резник рассказал, что в ходе рассмотрения поправок в закон об образовании, который обсуждался в Государственной думе РФ 7 декабря, петербургский парламент представлял депутат фракции КПРФ Законодательного собрания Санкт-Петербурга Владимир Дмитриев. "Владимир Дмитриев пока в неофициальном порядке рассказал нам, как это происходило, там были тысячи поправок, все они отклонялись, - сказал Максим Резник. - Мы подавали свои поправки от петербургского парламента. Пока не могу сказать, какие из них будут учтены. Мы обращались к министру образования России Дмитрию Ливанову по поводу пятидневного режима обучения для учащихся 5-6 классов, потому что процесс обучения должен быть не для программ а для обучаемых. Если ребенок учится в субботу, а в воскресенье делает уроки на понедельник, то когда же он отдыхает и проводит время со своей семьей. Я считаю, что религиозное воспитание - это вопрос семьи. Жаль, что поправки были отвергнуты".

Максим Резник подчеркнул, что "это будет опрометчивое решение - запустить религиозные организации в школы". "Я не понимаю, почему нельзя преподавать историю религий или включить ее в уроки истории", - сказал Максим Резник. Депутат также отметил, что "в школе дают знания, а не веру", и делить детей по конфессиональным признакам неправильно. "Учитывая все обстоятельства, я бы не стал создавать еще одно проблемное поле", - подытожил депутат.

"Отец Всеволод Чаплин сразу на слушателя обрушивает терминологию, где все понятийные строгости сливаются, путаются государство, общество, понятия светскости и секулярности, - сказала профессор, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского Государственного университета Марианна Шахнович. - Религиозные организации отделены от государства, но никак не могут быть отделены от общества, они часть общества. Есть РПЦ, но есть и старообрядцы. Есть уважаемы протестантские конфессии, протестанты живут в России несколько веков. Есть разные мусульмане. При глубочайшем уважении к традиционному петербургскому исламу, есть шииты, приехавшие из Азербайджана. И неверующие разные. И весь этот спектр представлен в школах".

Марианна Шахнович подчеркнула, что "государство должно всячески помогать и развивать в рамках дополнительного образования воскресные школы", а не пытаться поделить школьников с их многообразными религиями на 6 образовательных модулей. "Именно в эти воскресные школы те родители, которые обдуманно относятся к выбору духовника, духовного учителя, ведут своих детей, - сказала профессор. - И те родители, которые выбирают курс светской этики - не обязательно все неверующие. Это в том числе и верующие, которые хотят, чтобы их детей по жизни вел тот духовник, которого они выбрали".

Марианна Шахнович также отметила, что в дискуссиях о введении курса основ религиозного воспитания есть путаница между понятиями "знание о религии" и "преподавание религии". "Знание о религии можно преподавать любым образом, через географию, историю и так далее, - сказала профессор. - А преподавание религии - это совершенно другое. Преподавание знаний о религии в форме 6 модулей или как-то иначе можно обсуждать. Я готова обсуждать возможность преподавания знаний о религии. А если речь о преподавании религии, то мы имеем не только иную конфигурацию образования в школе, но и государства. Исторический опыт России был очень печален в этом контексте. Активными борцами против церкви были выходцы из духовного сословия, разночинцы. Коллеги, давайте не будем наступать на те же грабли. Если знания подменяются преподаванием религии, я в этой дискуссии не участвую, и с моей точки зрения это нарушение Конституции РФ".

"Я согласен со сказанным профессором на 99%, - сказал, в свою очередь, протоиерей Александр Сорокин. - 1% - это для приличия. Знание о религии и религия и вера, которые наследуют в семье и приобретают в личном духовном опыте - это разные вещи. Это свидетельствует о том, что в самой Русской Православной Церкви есть разные взгляды на этот вопрос. Мы живем в эпоху, когда можно спорить, но надеемся, что к чему-то придем".

Напомним, что Государственная дума РФ приняла закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"...", в котором, в частности, предлагается правка в закон "О свободе совести и религиозных объединениях". Последняя предусматривает, что: "Религиозные обряды могут также проводиться в зданиях (строениях) религиозного назначения, расположенных на территории образовательных организаций, а также в помещениях, специально выделяемых администрацией таких организаций, по просьбе совершеннолетних обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся этих образовательных организаций". При этом в конце ноября 2012 года официальные представители РПЦ сообщили, что РПЦ не поддерживает инициативу по созданию в школах молельных комнат.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.