В Свердловской области социальная политика, оказание помощи социально-незащищённым слоям населения - один из основных приоритетов власти. В интервью корреспонденту ИА REGNUM министр социальной политики региона Андрей Злоказов подвёл итоги года и обозначил планы на перспективу.

ИА REGNUM: Андрей Владимирович, уходящий год был для Министерства социальной политики насыщенным на перемены. Вы возглавляете его семь месяцев, а до его переименования были первым заместителем министра социальной защиты населения. На решение каких основных проблем и задач сейчас направлены усилия Минсоцполитики?

Развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни свердловчан, уровня их материальной обеспеченности и социальной защищенности - на решение этих стратегических задач направлены мероприятия, проводимые в рамках государственной социальной политики в Свердловской области. На их реализацию в 2012 году направлено более 27,5 млрд рублей, а в 2013 году запланировано 30,4 млрд рублей.

С начала 2012 года произведена выплата более двух миллионов социальных пособий. Ежегодно объем расходов по государственным социальным обязательствам увеличивается: вводятся дополнительные меры соцподдержки, повышается уровень социальной защищенности граждан и, как следствие, качество жизни жителей Свердловской области.

ИА REGNUM: Какие новые меры поддержки социально-незащищённых слоёв населения появились в регионе за последнее время?

За последние два года введен ряд дополнительных мер социальной поддержки граждан. Инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий I и II групп, имеющим транспортные средства, предусмотрена ежегодная компенсация расходов за бензин, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств в размере 2.276 рублей. На каждого члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий введено ежемесячное пособие в размере тысячи рублей. Кроме того, появилась единовременная денежная выплата на усыновленного (удочеренного) ребенка - 30 тыс. рублей, а одиноко проживающим инвалидам и участникам войны - единовременное денежное пособие на проведение ремонта принадлежащих на праве собственности жилых домов - 100 тыс. рублей. В связи с годовщиной победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов также введены единовременные выплаты в зависимости от категории получателей: тысяча или 500 рублей.

Кроме того, в Свердловской области учреждено звание "Ветеран труда Свердловской области" - предусмотрена ежемесячная выплата в размере 600 рублей, учреждён знак отличия Свердловской области "Совет да любовь", которым награждаются пары, прожившие в браке 50 и более лет. Для них установлено единовременное пособие в размере 5.000 рублей на каждого из супругов. В 2011 году принята областная целевая программа "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области на 2011-2015 годы". Реализуется социальный проект "Чужих детей не бывает", призванный активизировать развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И это далеко не полный список.

ИА REGNUM: Свердловская область известна своими масштабными социальными акциями. "Весенние Недели Добра", "Дни милосердия", Добровольческий форум и крупные акции стали уже традиционными, проводятся много лет. Можно ли сказать, что ряды добровольцев ширятся, и какие факторы на это влияют? Губернатором и правительством Свердловской области проводится активная последовательная политика, направленная на развитие сотрудничества государственных институтов и негосударственных некоммерческих организаций. Сегодня в Свердловской области действует множество общественных объединений: ветеранские, национально-культурные, молодёжные, благотворительные, экологические и другие. Ежегодно правительством Свердловской области из средств областного бюджета выделяются субсидии негосударственным некоммерческим организациям. Отмечу, государственная поддержка общественных организаций является одним из важнейших направлений деятельности Минсоцполитики. В 2012 году на поддержку общественных организаций выделено 74,5 млн рублей ( с учетом федерального бюджета), что в 4,4 раза больше, чем в 2010 году (16,8 млн рублей). В 2013 году предусмотрено 78,7 млн рублей из областного бюджета на поддержку некоммерческих общественных организаций. Принимаемые меры позволяют ежегодно расширять круг общественных организаций - участников различных акций и конкурсов, проводимых под эгидой губернатора и правительства Свердловской области, популяризировать добровольческое движение в области.

В 2012 году появились существенные новации в деятельности федеральных и областных органов власти по поддержке добровольческого движения. Если раньше общественные организации призывали органы власти обратить внимание на необходимость поддержки добровольческого движения, то сегодня в Свердловской области власти открыты к диалогу, готовы поддерживать и на повестку дня ставится задача поиска оптимальных форм взаимодействия.

В этом году впервые организован грантовый конкурс для НКО, средства направляются на социальные проекты. Одним из таких проектов стал "Центр поддержки НКО", которым будет реализоваться ряд мероприятий по методическому и ресурсному сопровождению НКО. В рамках "Центра" предусмотрено функционирование "Лаборатории социального проектирования", учебного центра для НКО, "Штаба по проведению социально значимых акций", "Сетевого ресурсного центра", единой информационной системы для НКО. "Центр поддержки НКО" - это новый импульс в государственной поддержке общественных инициатив.

4 декабря Конференция "Государство и добровольчество-новый взгляд" открыла Дни милосердия, которые пройдут с 4 по 25 декабря, объединяя большое количество единомышленников. Также в рамках Дней милосердия 5 декабря на территории всей Свердловской области прошла добровольческая акция "10 000 добрых дел в один день", 10 декабря на Добровольческом форуме наградили победителей конкурса социальных проектов и самых активных участников акции. Завершатся Дни милосердия 25 декабря церемонией награждения лучших благотворителей года. За последние 10 лет сумма благотворительной помощи, оказываемой в Свердловской области, увеличилась с 400 млн рублей до 11,5 млрд рублей (в прошлом году). Абсолютно точную сумму благотворительной помощи определить сложно, поскольку некоторые предприятия оказывают помощь в натуральном виде - предоставляют одежду, обувь, продукты питания, строительные материалы, оказывают транспортные услуги, не указывая их стоимости.

Можно сказать, что активная поддержка добровольчества со стороны власти способствует тому, что ряды волонтёров ширятся.

ИА REGNUM: В Свердловской области проживают более 300 тыс. инвалидов. Какие изменения в их поддержке произошли в 2012 году?

В Свердловской области создана база поддержки граждан с ограничениями здоровья. Им предоставляются все меры поддержки, предусмотренные областным и федеральным законодательством. В регионе действует подпрограмма "Доступная среда" областной целевой программы "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011-2015 годы. Целью подпрограммы "Доступная среда для инвалидов" является формирование условий для обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, их социальной адаптации и интеграции в общество. В рамках неё предусмотрены мероприятия по созданию доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Общая сумма, предусмотренная на реализацию мероприятий подпрограммы "Доступная среда" в 2011 году составила 17,9 млн рублей, а в 2012 - 163,2 млн рублей.

С 2012 года в рамках подпрограммы "Доступная среда для инвалидов" предусмотрено приобретение и выдача специальных устройств и средств технической реабилитации инвалидов на сумму 11 млн рублей. Граждане с ограниченными возможностями здоровья могут получить передвижные и стационарные подъёмники, которые предназначены для самостоятельного перемещения из кресла-коляски в ванну, на стул или кровать. А также поручни и передвижные рампы.

Получить напрокат их могут инвалиды любого возраста, проживающие на территории Свердловской области, которым индивидуальными программами реабилитации, выданными федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, рекомендованы кресла-коляски. Технические средства предоставляются инвалидам на основании заявления в порядке очередности бесплатно и в бессрочное пользование.

Кроме того, с 1 января 2012 года началось внедрение Автоматизированной информационной системы "Доступная среда Свердловской области", которую разработали по заказу Министерства социальной политики Свердловской области. Её целью является формирование базы данных об объектах социальной инфраструктуры, в том числе оборудованных элементами доступности для инвалидов и мониторинга ситуации. Нужно отметить, что система учреждений, в которых оказывается помощь гражданам с ограниченными возможностями здоровья, включает 61 управление соцполитики, Областной центр реабилитации инвалидов и 66 учреждений соцобслуживания с пунктами проката технических средств реабилитации.

На Среднем Урале, в одном из немногих субъектов Российской Федерации, действует разветвленная сеть пунктов проката технических средств реабилитации и адаптации. В Свердловской области первые пункты появились в 2001 году и стали очень востребованными. Неоспоримым преимуществом такой разветвленной сети является шаговая доступность для граждан с ограниченными возможностями здоровья и находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2011 году свердловчанам были выданы 29 тыс. технических средств реабилитации, а ежегодно из областного бюджета тратится порядка 5 млн рублей на приобретение новых средств. На рынке технических средств ухода, реабилитации и адаптации практически ежемесячно появляются инновационные и высокотехнологические приборы и устройства. Так, на выставке "Иннопром-2012" на секции Министерства социальной политики Свердловской области были продемонстрированы последние наработки в реабилитации инвалидов.

Все передовые технологии реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья аккумулируются в Областном центре реабилитации инвалидов, которые затем распространяются в учреждения системы социальной политики Свердловской области. Стоит отметить, с 2012 года началось строительство второй очереди центра, которая включает в себя спортивный зал, бассейн и другие социально значимые отделения. Завершение строительства центра позволит расширить спектр оказываемых социальных и реабилитационных услуг и внедрять в учреждениях социального обслуживания населения наиболее эффективные и инновационные технологии реабилитации.

Ещё одним направлением реабилитации инвалидов является спортивный туризм, граждане с ограниченными возможностями здоровья могут вести активный образ жизни - участвовать в сплавах по рекам, поездках на снегоходах. В июле 2012 года в парке-заповеднике "Оленьи ручьи" прошёл туристический слет клубов пенсионеров и инвалидов, где в течение двух дней им была предоставлена возможность активно провести время и расширить круг общения. Нужно отметить, что на Среднем Урале более двадцати лет работает автошкола для инвалидов. За годы ее существования множество граждан с ограниченными возможностями здоровья получили водительские права категории "В", только в первом полугодии 2012 - 38 человек. В 2012 году приобретено четыре новых автомобиля. Часть автомобилей оснащена системой ручного управления, часть приспособлена для слабослышащих курсантов. В рамках областной целевой программы "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области на 2011-2015 годы" предусмотрено приобретение новых автомобилей в 2013-2015 годах на сумму 1,86 млн рублей.

Кроме того, Правительство Свердловской области в течение четырёх лет оказывает поддержку общественным организациям инвалидов в форме субсидий на проведение различных социально-значимых мероприятий и укрепление материально-технической базы организаций. В этом и следующем году по областной целевой программе "Социальная защита и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011-2015 годы" для сохранения и модернизации рабочих мест инвалидов предусмотрены субсидии в размере 20 млн рублей организациям, единственным учредителем которых являются общественные организации инвалидов.

ИА REGNUM: Для Свердловской области, как и для многих других регионов России, актуальна проблема сиротства, в том числе, социального. Одной из причин социального сиротства являются отказы от детей. Какие меры принимают областные власти для снижения остроты проблемы?

Обеспечение условий для реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, прав, гарантированных им государством - одна из приоритетных задач министерства. В Свердловской области в последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения их численности. Так, если на момент принятия территориальными управлениями социальной защиты населения полномочий по опеке и попечительству (по состоянию на 01.01.2008 года) численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом усыновленных детей составляла 27.881 человек, то на 1 октября 2012 года уже 22.474 ребенка. Только за прошлый год численность детей, оставшихся без попечения родителей, сократилась на 6,18%, в то время как в целом по Уральскому федеральному округу на 3,42%, а по Российской Федерации - на 1,74%.

В Свердловской области активно пропагандируются развитие патронатных и приёмных семей, профилактика социального сиротства и т.д. В результате отмечается стабильный рост численности усыновленных детей. Так, например, если в 2010 году было усыновлено российскими гражданами 235 детей, то в 2011 году - 276 детей. В регионе действует единовременная денежная выплата на усыновленного (удочеренного) ребенка. С 2011 года таким правом на неё воспользовался 551 усыновитель.

С 1 января 2012 года детям-сиротам выделяется единовременно 100 тыс. рублей на проведение ремонта закрепленных за ними жилых помещений. Этим правом уже воспользовались 338 человек.

С 1 сентября 2012 года, согласно федеральному законодательству, подготовка граждан, пожелавших принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, является обязательным условием для передачи ребенка в семью. В Свердловской области "Школы приемных родителей" действуют с 2008 года.

На сегодняшний день на Среднем Урале действует 106 "Школ приемных родителей", в том числе 56 центров социального обслуживания населения, 48 образовательных учреждений для детей-сирот и две общественные организации ("Аистенок" и "Дорогами добра"). За девять месяцев 2012 года подготовку в таких школах прошли 1781 человек. В 2011 году подготовку в "Школе приемных родителей" прошли 1763 гражданина, выразивших желание стать опекунами, попечителями, приемными родителями и усыновителями несовершеннолетних граждан. Как результат - существенное сокращение отмененных решений органов опеки и попечительства о передаче детей-сирот на воспитание в семьи.

Так если в 2009 году органами опеки и попечительства было принято 330 решений об отмене приказов о передаче ребенка в семью, то в 2011 году - 150. Как показывает практика, в большинстве случаев причинами невыполнения усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями своих обязанностей являются недостаточная правовая и педагогическая подготовленность потенциальных родителей к проблемам воспитания приемного ребенка, а также их личностные особенности.

ИА REGNUM: Каким образом Свердловская область поддерживает многодетные семьи? Насколько за последнее время изменилось количество таких семей, и в какую сторону?

Число многодетных семей за 2011 год увеличилось на 12% - с 22 тыс. 511 до 25 тыс. 975 семей. Сейчас в Свердловской области насчитывается 27.304 многодетные семьи. По состоянию на 1 января 2012 года ежемесячное пособие на ребенка получали 175, 1 тыс. человек. С 1 января 2012 года действует закон "Об областном материнском (семейном) капитале", который предусматривает возможность направления средств областного материнского (семейного) капитала в размере 100 тыс. рублей на получение образования в образовательных учреждениях и на улучшение жилищных условий многодетных семей. Выплата капитала начнется с 2013 года. На это будет направлено 772,1 млн рублей областного бюджета.

В рамках областной целевой программы "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области на 2011 - 2015 годы" организован областной конкурс "Семья года". Он объединил такие конкурсы как "Женщина года", "Самый лучший папа", "Лучшая семья", "Такие разные мамы", отборочные этапы которых прошли с марта по сентябрь 2012 года. В отборочных мероприятиях областного конкурса "Семья года" приняли участие около тысячи человек.

С 2007 знаками отличия Свердловской области "Материнская доблесть" различных степеней были награждены 2.273 матери, родивших и (или) усыновивших и воспитавших пятерых и более детей. Особо скажу, что в Свердловской области знак был учреждён одной из первых в России. Многодетным матерям, награжденным им, производится выплата единовременного пособия в размере от 28,2 тысяч рублей до 112, 9 тысяч рублей.

С 2013 года будет введена новая мера социальной поддержки в виде выплаты пособия для многодетных семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, в связи с рождением после 31 декабря 2012 года третьего и последующих детей, до достижения им трехлетнего возраста. На эти цели в 2013 году предусмотрено 273,5 млн рублей. Также с 2013 года будут выплачиваться пособия матери, родившей третьего и последующего ребенка, и матери, родившей при многоплодной беременности.

ИА REGNUM: Каковы планы Минсоцполитики на 2013 год? На решении каких задач планируется сосредоточить основные усилия?

Будет продолжена работа по повышению эффективности деятельности системы социальной политики, модернизации системы социальной политики по основным направлениям, развитию инновационных технологий социального обслуживания и т.д. Разумеется, продолжится предоставление гражданам государственных мер социальной поддержки, в том числе выплат социальных пособий и компенсаций своевременно и в полном объеме. Также будет продолжена работа по созданию условий равнодоступности для инвалидов в общественной жизни, развитие системы комплексной социальной реабилитации граждан и развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работа по развитию взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями.

Продолжится реализация законов, направленных на поддержку ветеранов, тружеников тыла, реабилитированных лиц, малоимущих граждан. Особое внимание уделяется и будет уделяться социальной поддержке семей с детьми, в том числе многодетных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов, опекаемых и приемных детей.

Кроме того, ведется проработка стратегических документов Министерства социальной политики Свердловской области. Одним из таких документов стала "Дорожная карта" новой социальной политики 2020 года, при разработке которой за основу был взят Доклад группы экспертов о результатах реализации "Стратегии-2020", "майские" Указы президента Российской Федерации. Кроме того, в федеральном законодательстве о соцобслуживании населения предусмотрен ряд изменений. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработан законопроект "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", широкое обсуждение которого прошло в субъектах Российской Федерации до 1 декабря.

В Свердловской области в обсуждении законопроекта и выработке предложений приняли участие сотрудники системы социальной политики Свердловской области, эксперты научного сообщества, представители аппарата уполномоченного по правам человека, председатели общественных организаций и другие. Итоговый документ с предложениями по доработке законопроекта был сформулирован 30 ноября на Общественных слушаниях и утвержден Общественным советом Министерства социальной политики Свердловской области. Предложения Свердловской области направлены в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Законопроект "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" задает новые федеральные рамки социального обслуживания и новые возможности, предусматривает обязанность регионов определять порядок оказания услуг и содержание социальных стандартов. Предлагает отходить от типовых схем помощи и обеспечивать индивидуальный план выхода из трудной жизненной ситуации. Современная социальная политика должна динамично развиваться, а сама система социальных услуг отвечать структуре потребностей общества, включая средний класс, гибко реагировать на изменения в обществе. Именно на эти задачи будет направлено основное внимание в будущем.