Дмитрий Ефимов: Контрактование - тренд на открытость

Москва, 10 декабря 2012, 16:29 — REGNUM  Недавний скандал вокруг хищения средств, выделенных на строительство АТЭС, выявил одну системную проблему российского бизнеса: непрозрачность системы контрактования, оторванность компаний-заказчиков от проблем поставщиков и подрядчиков приводит к коррупции.

Так, в конкурсе на строительство объектов саммита АТЭС принимали участие компании, афилированные с менеджментом, чиновники проводили конкурсы формально, компании не выполняли вообще никаких работ. Очевидно, что с этой проблемой необходимо бороться, и в российской экономике есть уже ряд наработанных методик. Так, например, в дорожном строительстве (пожалуй, самой коррупционноемкой отрасли) решать проблемы "откатов" и "серых схем" предлагается с помощью организации открытых конкурсов. Министр транспорта РФ Максим Соколов считает, что снизить коррупцию, в том числе, и при строительстве автомобильных дорог можно, допустив на открытый транспортный рынок на понятных правилах наибольшее количество конкурентов.

Станут ли эти предложения реальностью? Дадут ли они эффект в случае своей реализации? Говорить об этом пока преждевременно. Но ведь есть и системообразующие отрасли. Те, которые имеют высокий мультипликативный эффект. От которых зависит, в том числе, и строительная индустрия. Для нашей страны это, прежде всего, нефтегазовый сектор. Понятно, что на таком значимом для России рынке, когда бок о бок работают крупные государственные и небольшие частные компании, в разы повышается ответственность сторон за правильное выстраивание отношений с тем, чтобы не допустить конфликта интересов менеджеров компаний-заказчика. Тем более, что объемы контрактования тут невероятно велики. Так, по словам менеджера подразделения "Стратегии и Операции" в нефтегазовой группе Deloitte Ольги Ошаровой, уже два года нефтесервисный рынок переживает восстановление, в 2011 году он вырос на 15%, в 2012 году его рост составит около 10%. Соответственно растут и контракты на этом рынке. И по прогнозам аналитического агентства Douglas-Westwood, этот показатель будет расти в среднем на 9% в год вплоть до 2015 года. К 2020 году объем рынка может достигнуть 45 млрд долларов (без учета производства оборудования).

При этом, как отмечают эксперты, тренд на открытость и честность в этой сфере пока только набирает обороты. "В стране сейчас на государственном уровне идет борьба с коррупцией, но система заключения годовых контрактов наносит огромный ущерб государственной безопасности, провоцируя развитие коррупции. Ежегодное проведение тендеров создает условия для ее процветания. Так что точкой отсчета для заключения контрактов в нефтесервисной отрасли должны быть как минимум три года", - отмечает исполнительный вице-президент по обеспечению бизнеса ГК "Интегра" Дмитрий Шульман.

В этой связи интересен опыт некоторых крупных компаний - лидеров сектора. Как рассказал Алексей Када, директор по закупке материально-технических ресурсов (МТР) УСС БН "Разведка и добыча" ОАО "ТНК-ВР Менеджмент", - при структуре затрат компании на закупку материально-технических ресурсов около 1.5 млрд. и услуг около 6 млрд. долларов, около 55% материалов и оборудования и 50% услуг закупается на основе долгосрочных договоров. Это тот баланс, который позволяет выстраивать отношения с рынком и дает нашим партнерам уверенность в завтрашнем дне". "Мы прикладываем значительные усилия для развития наших подрядчиков, их потенциала. Это управление эффективностью деятельности, которая через систему мотивации обеспечивает своевременное и качественное завершение подрядчиком работ по договору. Для отдельных секторов действуют бонусные объемы", - отмечает Анатолий Кузьмин, Директор по закупке услуг ОАО "ТНК-BP Менеджмент".

Что же это дает компании? Конечно же, снижение издержек и повышение эффективности работы подрядчиков. Следовательно, жесткое следование принципам ТНК-BP в работе с поставщиками: "не пытаться демонстрировать борьбу с коррупцией, а действительно ее проводить", - как отмечал исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан в интервью российским СМИ. Так что эффективность в политике контрактования - это четкий тренд в работе всего ТНК-ВР. Очевидно, что это возможно только при желании менеджмента, его постоянном контроле. Пока больше характерно для частных компаний, которым важен результат. Но, как говорится, "Москва не сразу строилась".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.