Проблема коптско-христианского населения в Египте при нынешнем развёртывании событий особого оптимизма не внушает. "Тахрирская революция" сама по себе - опасность для этих представителей одной из древнейших ветвей восточного христианства, коль скоро итогом стал приход к власти "Братьев-мусульман" и ваххабитов, стремящихся пересмотреть Конституцию страны и установить шариатский строй (да ещё в его салафитской трактовке).

Исследованиями коптов занимались и занимаются и в СССР-России, и на Западе, не говоря уже о самих коптских специалистах. Копты - это своеобразный этнос, обладающий целостностью, внутренней национально-религиозной сплочённостью и солидарностью. Центральными идеями их культурной самоидентификации являются принадлежность к христианству и преемственная связь с древнейшей историей Египта. Они обоснованно считают себя прямыми потомками древних египтян. Они приняли христианство примерно в I в. н.э. Само слово "копт" появилось после мусульманского завоевания и является арабской транскрипцией греческого слова aiguptos, "египтянин". Но, кроме названия, арабы привнесли ещё множество других изменений в обыденную жизнь египетских христиан, в том числе они поглотили коптский язык, который, по утверждению самих коптов, является истинным древнеегипетским языком. Действительно, современный коптский язык успешно использовался учеными для расшифровки древнеегипетских папирусов. Но язык не "умер", что называется.

Коптам пришлось интегрироваться в мусульманское сообщество Египта, но они никогда не отказывались от своей особой идентичности, на протяжении многих веков сохраняя обычаи, взгляды, мировоззрение и поддерживая, пусть и искусственно, коптский язык. Понятно, что окружающая среда способствовала тому, что в повседневной жизни его в значительной мере заменил арабский, а древний коптский стал использоваться только как язык богослужений в церкви. Тем не менее, коптский язык не стал очередным в списке "мёртвых языков".

Однако место коптов в современном Египте не соответствует их представлению о своих правах. Не соответствует оно и современным демократическим эталонам в области прав меньшинств. Коптские ассоциации не просто требуют уравнивания в правах коптов с мусульманами Египта, они приводят страшные факты дискриминации своего народа, а отчасти и его геноцида. Американская коптская Ассоциация в срочном обращении к ООН приводила такие данные: 3 января 2000 г. в районах Верхнего Египта, Ал-Кошехе, Дар Ал Салам и западном Аулад Тог мусульманские крестьяне пришли в неистовство и разгромили три христианские фермы. Тогда, по официальным данным, были застрелены и похоронены более 20 коптов, а ещё 10 пропали без вести - как утверждали авторы данного послания, их убили, а тела сожгли в целях снижения официального количества жертв.

Надо сказать, что при предыдущем 117-м коптским патриархе Шенуде III положение коптов-христиан было терпимым. После интронизации в 1971 г. он начал активно развивать контакты с мировыми лидерами. Благодаря ему, о малоизвестной тогда общине египетских христиан, притесняемой при Насере и Садате, стало известно во всём мире. Покойный патриарх был первым, начиная с V в. коптским религиозным лидером, встретившимся с Папой Римским. Чтобы защитить общину от преследований, он стремился к более близким отношениям с другими Церквями. Ну а во время правления Хосни Мубарака, чья жена была из коптов, и в администрации которого было немало коптов (даже Бутрос Бутрос Гали, в 1977-91 гг. исполнявший обязанности министра иностранных дел Египта и возглавлявший ООН в 1992-96 гг., был коптом-христианином) положение египетских христиан ещё более облегчилось.

Правительство получало западную помощь, несколько миллиардов долларов ежегодно, и это давало возможность требовать соблюдения прав религиозных меньшинств. Сейчас же положение, усугубленное обострением кризиса в Египте, нестабильное и даже угрожающее. Салафиты, ориентирующиеся на Саудовскую Аравию и Катар, относятся к коптам довольно сурово. Хуже они относятся, наверное, только к христианам и алавитам Сирии. Они считают, что в Египте надо вводить шариат, а христиан сделать "зимми". Так называются немусульмане, признающие власть ислама и обязанные платить специальный налог "джизью". Тем самым коптов могут лишить возможности участвовать в политической жизни страны, поднять вопрос о законности владения египетскими христианами обширным имуществом.

Копты составляют порядка 10% от 80-миллионного населения страны. Это не меньше 8 млн человек. Но этот вопрос вызывает споры, порой ожесточённые. Имеются довольно противоречивые статистические данные, представленные как внутренними статистическими органами, так и международными статистическими организациями. Согласно коптским источникам, численность коптов-христиан Египта колеблется от 10 до 15 млн человек, что составляет от 14 до 20% от всего населения Египта. Однако, согласно официальным государственным источникам Египта, численность коптского населения в конце XX в. не превышала 4 млн человек (то есть 6% населения страны). Данная статистика может варьироваться по той причине, что возросла численность коптов, родившихся за пределами Египта и не имеющих гражданства данной страны. Но при этом есть ещё ведь и копты-мусульмане. То есть реальную численность коптов в АРЕ установить довольно-таки трудно - ведь исламизированные копты не просто оторваны от христианской общины, но и практически полностью арабизированы, ассимилированы.

Христиане-копты работают в финансовой сфере, в ИТ, занимаются ювелирным бизнесом. Эта группа играет значительную роль в жизни Египта, многие выходцы из их среды занимают значительные посты в самых разных отраслях. Если на сайтах коптских ассоциаций других стран постоянно появляются статьи о случаях угнетения коптов на родине, то на коптских сайтах Египта большая часть информации посвящена мирным встречам нового патриарха с представителями власти, постановлениям о праздновании каких-либо событий, мирским вопросам, но почти никогда религиозно-политическим. Даже коптская газета "Ватани", издающаяся в Египте, редко поднимает подобные вопросы. В "Ватани" можно найти статьи, обвиняющие коптов в некотором бездействии, выражающемся в их нежелании вести диалог непосредственно с египетскими властями. Очень часто копты подключают своё лобби в США и Канаде, где диаспора политически активна. Это зачастую является единственным действенным способом решения коптских проблем. Однако почему копты, живущие в Египте, просят о помощи людей, которые находятся в гораздо лучшем положении и которые, по сути, заинтересованы лишь в привлечении внимания, но не в решении вопроса?

Так или иначе, положение коптов-христиан остается непростым, и возможность возникновения межконфессионального конфликта довольно велика. Особенно если руководство страны будет пытаться направить недовольство правительством в русло межконфессиональных распрей. А такое уже было в начале октября прошлого года, когда в Каире произошли столкновения между мусульманами и христианами после закрытия церквей под Асуаном. В районах, где вроде бы умеренные (по сравнению с ваххабитами) "Братья-мусульмане" пользуются наибольшей поддержкой, коптам жить просто небезопасно. Они превратились в неких изгоев. Исламисты полагают, что копты являются подсобниками израильских спецслужб. Подобные заявления ничем не основаны, ведь после свержения Мубарака ни один представитель коптов не имеет доступа к важным государственным постам. В данном случае исламисты делают всё, чтобы обрушить гнев населения на христиан.

Наблюдается тенденция уменьшения коптского населения Египта, его оттока, и "тахрирская революция" усугубила процесс. Этот факт вызван следующими причинами: дискриминация христианского населения Египта со стороны правительства Египта и исламистских организаций, трудности при трудоустройстве, проблемы при приобретении собственности, притеснение на религиозной почве. Египетские копты зачастую являются главным объектом актов дискриминации со стороны мусульманских экстремистских группировок, в частности "Братьев-мусульман".

Согласно докладу Human Rights Watch по Египту, подготовленному ещё в мае 2007 г., проблема дискриминации коптов продолжает оставаться одним из барьеров, преграждающих движение Египта к демократии. В докладе было отмечено около 60 фактов дискриминации коптов по всей стране. Значит, говорить об излишней свободе коптского населения просто неуместно, а с учётом реалий 2012 г. - просто безответственно. Впрочем, уже не раз в современной истории Египта внимание властей отвлекалось от коптской проблемы всякий раз, когда перед ними вставала какая-нибудь другая острая проблема. Так было во время 4-й арабо-израильской войны 1973 г., когда Египет перевёл всё своё внимание на борьбу с Израилем. То же самое было в 1995 г., после покушения исламистов на Мубарака в Аддис-Абебе. В эти редкие моменты копты чувствовали себя более вольготно. Однако всё возвращается на свои места, когда власти вновь концентрируют своё внимание на внутриполитической ситуации.

Экстраполяция с современным положением напрашивается: исламист Мухаммед Мурси пытался играть активного "игрока" во внешней проблеме - то есть по Сирии и "сирийской революции". Но потерпел крах, и сейчас исламисты вовсю "варятся" в обострении внутриполитической ситуации. Следовательно, именно сейчас копты-христиане могут стать крайне уязвимыми. Даже американская Wall Street Journal считает, что нынешнее положение коптов в Египте можно квалифицировать как гонение на христиан. Тем не менее, Запад не спешит помочь египетским христианам - ведь в этом случае придётся "наказывать" тех "революционеров", которых Запад поддерживает в арабских странах с 2010 года.

Сергей Шакарянц, эксперт по региональным проблемам