В этом в году Чувашии по факту сокращения количества рейсов пригородного железнодорожного транспорта возбуждено одно дело, сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Чувашского УФАС, комментируя возможное сокращение электричек и составов пригородных поездов в рамках правительственной концепции пригородных пассажирских перевозок. Антимонопольщики приняли дело к рассмотрению по жалобе жителей поселка Киря Алатырского района. "Дело было возбуждено в отношении ОАО "Содружество" (г.Казань) по признакам нарушения п.4 ч.1 ст.10 федерального закона "О защите конкуренции" в части сокращения количества рейсов железнодорожного транспорта по маршруту "Канаш-Алатырь-Канаш", - сообщили в антимонопольной службе, отметив, что перевозчик число рейсов сократил в два раза: ежедневно вместо четырёх рейсов отправлялись только два.

Первое рассмотрение дела было 15 ноября, однако его отложили, так как управление запросило у ответчика новые документы. Второе заседание назначено на 18 декабря 2012 года.

Отметим, что ранее ОАО "Содружество" фигурировало в скандале в связи с бунтом дачников в Чебоксарах, который произошёл 15 июня. Тогда компания, осуществляющая пригородные пассажирские перевозки в Чувашии, подала на один из наиболее загруженных маршрутов - Чебоксары-Канаш - один вагон вместо двух. В результате около 40 человек остались на перроне и блокировали движение электрички на полчаса. В Чувашском линейном отделе МВД РФ на транспорте отмечают, что непосредственно на железнодорожные пути встали около 12 человек, из них четверо по итогам проверки привлечены к административной ответственности. В адрес перевозчика было направлено представление об устранении условий, способствующих совершению правонарушений. При этом, как позже заявили представители перевозчика, одновагонные поезда в сторону Канаша пошли уже с 12 июня.

В Чувашии, по данным регионального правительства, перевозки пригородными поездами занимают 1% от общего числа перевозок, при этом субсидия, которую выдвигает перевозчик, в 100 раз больше по сравнению с другими видами транспорта в расчёте на одного пассажира. При отсутствии в дефицитном бюджете таких огромных дотаций, но ввиду социальной значимости пригородных перевозок, в этом году власти стали постепенно снижать количество вагонов, оптимизируя маршрутную сеть и расписание. В июне железнодорожники заявляли, что в результате оптимизации из 37 поездов остался 21.

Комментируя бунт дачников, премьер-министр Чувашии Иван Моторин в июне на пресс-конференции высказал мнение, что проблема с пригородными пассажирскими перевозками "безболезненно не решится". "Моё мнение такое: наши монополисты, а ОАО "РЖД" таковым является, очень интересно реализуют свою реформу. Если что-то представляет мало-мальский интерес, то это остаётся, соответственно, за компанией. Там, где есть проблемы, они всяческими путями пытаются возложить на других, в данном случае - на субъект федерации", - считает, в частности, премьер республики. Премьер Чувашии также отдельно остановился на тарифах, "которые вроде бы мы регулируем". "Мы пытались найти более экономное решение, но большая часть средств и компенсации, которые просит у нас "Содружество", поступает всё тому же РЖД за аренду подвижного состава и какого-то там мифического оборудования", - сказал Моторин. "В принципе, в этой ситуации потерпевшими остались пассажиры, регионы, даже то же бедное "Содружество", которое эти все шишки получает. А дивиденды и пресс-релизы рассылает РЖД, рассуждая на тему, кто и в чём виноват", - говорил открыто председатель чувашского правительства.

На июньской пресс-конференции также было отмечено, что эта проблема - не только в Чувашии: десятки регионов с этим не согласны. "Потому что не бывает такового: нам - проблемы и затраты, кому-то, условно говоря, каштаны из костра", - подчеркнул Моторин. При этом он также заверил, что в Чувашии при очередном уточнении бюджета "какие-то средства" заложат, но принципиальное решение нужно искать на федеральном уровне.

Ситуация получила продолжение в ноябре на сессии Госсовета Чувашии, в рамках рассмотрения бюджета на 2013 год: глава Минфина республики Михаил Ноздряков сообщил, что власти региона намерены перейти на персональное субсидирование пассажиров-льготников, пользующихся услугами пригородного железнодорожного транспорта. Такая система будет "более эффективна для бюджета республики", так как сегодня выделение компенсации напрямую железнодорожному перевозчику "решается кровью". "В 2012 году железнодорожному перевозчику выделен 51 млн рублей. Скажу честно, у нас кровью эти деньги "Содружество" взяло", - сказал глава ведомства.

При этом министр финансов отметил, что "расчет потерь" компании на перевозку пассажиров-льготников "вызывает у республики большое сомнение - так же, как и у других субъектов России". По словам Михаила Ноздрякова, Минфин Чувашии и республиканская служба по тарифам склонны к тому, чтобы "сместить акценты". "Если установим тариф на уровне экономически обоснованного и перейдем на персональное субсидирование малоимущих граждан, которые пользуются услугами железнодорожного транспорта для поездок на дачи, то сумма бюджетных потерь будет гораздо меньше", - считает министр. По предварительным оценкам Минфина Чувашии, в этом случае расходы снизятся до 15 млн рублей.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, с 1 января 2011 года ОАО "РЖД" больше не является пригородным перевозчиком. Это бремя возложено на десятки региональных пригородных пассажирских компаний (ППК), в которых РЖД принадлежат лишь 49% акций, а 51% - местным властям. ППК, которые за редким исключением называются красивым словом "Содружество", теперь могут лишь брать у РЖД в аренду подвижной состав на то количество рейсов, которые они (то есть местные власти) способны оплатить. Причём "местные власти" - это больше условное определение. Например, в ООО "Содружество", которое осуществляет пригородные перевозки в Чувашии и ряде других субъектов, почти 51% акций делят пополам Татарстан и Удмуртия (по 25,3333%). То есть в данном случае даже если кто и имеет что-то с пригородных перевозок, то только эти два субъекта.