22 сентября в Министерстве экономического развития и торговли Российской федерации состоялся брифинг заместителя министра Валерия Шипова. Брифинг был посвящен новой редакции федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления", принятой Государственной думой в третьем чтении 16 сентября.

Закон должен вступить в силу с 1 января 2006 года, но его переходные положения вступают в силу со дня опубликования, что позволяет осуществить подготовку к реализации его положений в течение 2004-2005 годов. Цель закона - обеспечить реальное осуществление местного самоуправления на всей территории России. По словам В. Шипова, суть закона состоит в том, что система местного самоуправления отныне будет обязательной, а не рекомендательной, как это зафиксировано в предыдущей редакции 1995 года.

В настоящее время, отметил замминистра, российские регионы сталкиваются с рядом проблем в связи с тем, что система местного самоуправления является во многом недоработанной и несогласованной. В частности, многие полномочия не разведены между ведомствами, что снижает ответственность и приводит к путанице, в том числе в сфере финансирования. Некоторые субъекты федерации до сих пор не имеют собственного бюджета, а работают по смете. Приблизительно треть муниципальных образований не имеет муниципальной собственности; эту ситуацию новый закон также призван преодолеть. Такие объекты, как учреждения культуры, здравоохранения, социального обеспечения, должны находиться в ведомстве того субъекта, который их эксплуатирует. То же касается и органов охраны правопорядка на местах: в настоящий же момент они представляют собой местные органы МВД.

Что нового привносят поправки к закону? В. Шипов назвал ряд существенных изменений. В частности, c принятием новой редакции закона будут лучше разграничены полномочия, а следовательно, и их финансовое обеспечение. Полномочия будут делиться на два типа: обязательные к выполнению в каждом муниципальном образовании и реализуемые на уровне муниципального района. Как пояснил замминистра, если уборка мусора на территории относится к первому типу, то его утилизация - уже ко второму, так как "не нужно строить полигон для утилизации твердых бытовых отходов в каждом поселке". Он также отметил, что выполнение полномочий станет носить не рекомендательный, а обязательный характер, что также в конечном итоге обернется на пользу гражданам.

Закон предполагает закрепление на федеральном уровне налоговых поступлений в Бюджетном кодексе на долговременной основе. Сейчас бюджет субъектов составляется ежегодно, что лишает их стимула принимать долгосрочные проекты, требующие регулярного гарантированного финансирования. Теперь мотивация для такой деятельности станет очевидной, отметил В. Шипов. Он сослался на опыт развитых стран, где доля местных налогов в бюджете составляет 50-55%, а в РФ эта цифра ничтожна.

Число муниципальных образований увеличится: если сейчас в России их насчитывается около 11 тыс., то после вступления закона в силу планируется произвести увеличение их числа до 24-25 тыс., причем каждое будет иметь свои выборные органы власти и бюджет, достаточный для решения вопросов местного значения. При этом, подчеркнул В. Шипов, количество чиновников не только не увеличится, но даже сократится, так как сейчас число местных администраций - около 27 тыс., а большинство должностных лиц там не выборные, а назначенные. Что же касается местных органов представительства, то число депутатов там, согласно законодательству, будет составлять не менее 35 человек на 500 тыс. жителей. Расширится также и перечень прав граждан в сфере представительства, формы их политического участия, включая сходы, референдумы, публичные слушания и пр.

В заключение своего выступления замминистра сообщил, что федеральный закон "О местном самоуправлении" был рассмотрен 21 сентября комитетом Госдумы по бюджету и комитетом по делам местного самоуправления, а 24 сентября будет представлен на заседании Совета Федерации.