Отказ Тбилиси от открытия транскавказской железной дороги демонстрирует, насколько Грузия не самостоятельна в своих действиях. Несмотря на то, что власти Грузии объяснили это решение отсутствием интереса к железной дороге со стороны Абхазии, понятно, что отсутствие согласия Сухума в данном случае не было бы основным препятствием и, в любом случае, это стало бы заботой Москвы, а не Тбилиси.

Реальной причиной срочного снятия вопроса запуска железной дороги стала позиция Азербайджана, для которого открытие прямого железнодорожного сообщения между Арменией и Россией означало бы конец блокады Армении, что невероятно сильно ослабило бы позиции Баку в дискуссии по Нагорному Карабаху.

В условиях современного Кавказа, с его фактической блоковостью и диаметрально противоположными позициями сторон, очень трудно быть равно хорошим для всех и пытаться вести ровную и нейтральную политику. Это особенно верно для такой слабой страны как Грузия. Активно "уходя" от России в 2000-х годах, Грузия настолько сильно "вошла" в Азербайджан и ее реальная независимость настолько деградировала, что в настоящий момент она не может вести собственную внутреннюю политику без оглядки на интересы этой страны.

Железная дорога - яркий тому пример. Кажется, что это совершенно явный внутригрузинский экономический проект и, крайне важный и нужный для Грузии шаг, но, как выясняется, этот шаг противоречит интересам Азербайджана, и Грузия просто лишена возможности на него пойти. В ином случае, Баку может задействовать немалое количество имеющихся у него рычагов влияния, и мы станем свидетелями таких процессов, как война цен на азербайджанские энергоносители для Грузии и на их прокачку в Турцию, резкое снижение азербайджанских и турецких инвестиций в грузинскую экономику, нагнетание обстановки в восточных районах Грузии, где компактно проживают этнические азербайджанцы, улучшение отношений Турции с Абхазией в обход Грузии и многое другое. В результате, решение об открытии железной дороги имеет шансы стать крайне дорогим шагом для Грузии как в экономическом, так и в политическом смысле, чего, естественно, желают избежать в Тбилиси.

Это желание совершенно понятно, равно как и то, что такое положение вещей свидетельствует о том, что фактически Грузия уже не является независимой страной в международной политике и если раньше это правило действовало в отношении США и стран Запада в целом, то теперь оно в полной мере относится и к некоторым странам регионального уровня.

Проблема в том, что отказ от открытия железной дороги и удовлетворение амбиций Баку также не дают Грузии хорошего выхода из ситуации. Наряду с отказом от некоторых других шагов, они означают то, что новые власти Грузии не смогут исполнить одни из своих ключевых предвыборных обещаний - наладить отношения с Россией и открыть российский рынок для грузинской сельхозпродукции. Тогда с большой долей уверенности можно говорить, что и у этого шага тоже есть своя цена и ею станет продолжение почти полной стагнации грузинского сельского хозяйства, попадание Грузии во все в большую зависимость от западных инвестиций и грантов и, в конечном итоге, с конца 2013 года и далее усиление критики правительства Бидзины Иванишвили по причине неисполнения им своих предвыборных обязательств и его возможное падение на следующих выборах.

Заявления грузинских околоправительственных деятелей о том, что, не открывая дорогу, Грузия будет искать иные пути восстановления отношений с Россией, понятны, но проблема в том, что список всех возможных путей очень узок, выбирать из него особо не получится и, отказываясь от уже известных путей, Грузия рискует остаться с пустыми руками, а, значит, вероятность наступления второго варианта цены вопроса все более увеличивается.

Какой вариант из двух худших будет лучше для Грузии?