Андрей Епифанцев: Без самостоятельности в действиях Грузия рискует остаться с пустыми руками

Москва, 1 декабря 2012, 13:37 — REGNUM  

Отказ Тбилиси от открытия транскавказской железной дороги демонстрирует, насколько Грузия не самостоятельна в своих действиях. Несмотря на то, что власти Грузии объяснили это решение отсутствием интереса к железной дороге со стороны Абхазии, понятно, что отсутствие согласия Сухума в данном случае не было бы основным препятствием и, в любом случае, это стало бы заботой Москвы, а не Тбилиси.

Реальной причиной срочного снятия вопроса запуска железной дороги стала позиция Азербайджана, для которого открытие прямого железнодорожного сообщения между Арменией и Россией означало бы конец блокады Армении, что невероятно сильно ослабило бы позиции Баку в дискуссии по Нагорному Карабаху.

В условиях современного Кавказа, с его фактической блоковостью и диаметрально противоположными позициями сторон, очень трудно быть равно хорошим для всех и пытаться вести ровную и нейтральную политику. Это особенно верно для такой слабой страны как Грузия. Активно "уходя" от России в 2000-х годах, Грузия настолько сильно "вошла" в Азербайджан и ее реальная независимость настолько деградировала, что в настоящий момент она не может вести собственную внутреннюю политику без оглядки на интересы этой страны.

Железная дорога - яркий тому пример. Кажется, что это совершенно явный внутригрузинский экономический проект и, крайне важный и нужный для Грузии шаг, но, как выясняется, этот шаг противоречит интересам Азербайджана, и Грузия просто лишена возможности на него пойти. В ином случае, Баку может задействовать немалое количество имеющихся у него рычагов влияния, и мы станем свидетелями таких процессов, как война цен на азербайджанские энергоносители для Грузии и на их прокачку в Турцию, резкое снижение азербайджанских и турецких инвестиций в грузинскую экономику, нагнетание обстановки в восточных районах Грузии, где компактно проживают этнические азербайджанцы, улучшение отношений Турции с Абхазией в обход Грузии и многое другое. В результате, решение об открытии железной дороги имеет шансы стать крайне дорогим шагом для Грузии как в экономическом, так и в политическом смысле, чего, естественно, желают избежать в Тбилиси.

Это желание совершенно понятно, равно как и то, что такое положение вещей свидетельствует о том, что фактически Грузия уже не является независимой страной в международной политике и если раньше это правило действовало в отношении США и стран Запада в целом, то теперь оно в полной мере относится и к некоторым странам регионального уровня.

Проблема в том, что отказ от открытия железной дороги и удовлетворение амбиций Баку также не дают Грузии хорошего выхода из ситуации. Наряду с отказом от некоторых других шагов, они означают то, что новые власти Грузии не смогут исполнить одни из своих ключевых предвыборных обещаний - наладить отношения с Россией и открыть российский рынок для грузинской сельхозпродукции. Тогда с большой долей уверенности можно говорить, что и у этого шага тоже есть своя цена и ею станет продолжение почти полной стагнации грузинского сельского хозяйства, попадание Грузии во все в большую зависимость от западных инвестиций и грантов и, в конечном итоге, с конца 2013 года и далее усиление критики правительства Бидзины Иванишвили по причине неисполнения им своих предвыборных обязательств и его возможное падение на следующих выборах.

Заявления грузинских околоправительственных деятелей о том, что, не открывая дорогу, Грузия будет искать иные пути восстановления отношений с Россией, понятны, но проблема в том, что список всех возможных путей очень узок, выбирать из него особо не получится и, отказываясь от уже известных путей, Грузия рискует остаться с пустыми руками, а, значит, вероятность наступления второго варианта цены вопроса все более увеличивается.

Какой вариант из двух худших будет лучше для Грузии?

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
29.05.17
Непрерывное и вечное ЧП в энергетике Украины
NB!
29.05.17
Кому не нужны переговоры о мире в Нагорном Карабахе?
NB!
29.05.17
Лейбористы накануне выборов: ошибки или верная ставка?
NB!
29.05.17
Сбудется ли пророчество Мао?
NB!
29.05.17
Итоги саммитов G7 и НАТО: Меркель подписала капитуляцию
NB!
29.05.17
Реформа Конституции в Польше. О каких правах заявляют автономисты?
NB!
28.05.17
«Одним нажатием кнопки можно отправить врага в доцифровую эпоху»
NB!
28.05.17
МС-21 полетел: сможет ли надежда авиастроения России достичь успеха?
NB!
28.05.17
«Перестройка – это когда ядро системы работает на саморазрушение»
NB!
28.05.17
Прибалтика, наконец, вымолила себе экономическую блокаду у России
NB!
28.05.17
«Наполи» и «Сампдория» устроили голевую феерию
NB!
28.05.17
Кто враг русским на Севере? Личные махинации или английские империалисты?
NB!
28.05.17
Осталось ли у России право на Историю и у русских — право на самоуважение?
NB!
28.05.17
«СКА-Хабаровск» оказался сильнее «Оренбурга» в серии пенальти (3:5)
NB!
28.05.17
Украина: как и почему левая политика умерла
NB!
28.05.17
В Москве проходит новая акция протеста против реновации
NB!
28.05.17
Бжезинский умер, но дело его живет
NB!
28.05.17
«Тайфун» еще может грянуть
NB!
28.05.17
Смотреть «наше кино» мешают прокатные удостоверения и цены Госфильмофонда
NB!
28.05.17
«Православная церковь не может быть отделена от Российского государства!»
NB!
28.05.17
Анкара и Дамаск на грани примирения?
NB!
28.05.17
В Иркутске состоялся первый полет нового российского самолета МС-21