Представители правительства РФ не имеют оснований для упрёков официального Минска в нанесении ущерба российскому бюджету экспортом с территории Белоруссии "растворителей" - ситуация урегулирована, но продолжает муссироваться СМИ. Об этом 26 ноября в интервью информагентству "Рейтер" заявил Александр Лукашенко, сообщает пресс-служба президента Белоруссии.

Напомним, созданная властями РФ межведомственная группа занималась изучением схемы "белорусского нефтяного оффшора". Используя данную схему, белорусские компании резко нарастили поставки на рынок ЕС "растворителей", "разбавителей" и "смазок". Поставки данных нефтепродуктов, выработанных из российской нефти (или прямогонного бензина) и экспортируемых без уплаты вывозных таможенных пошлин в российский бюджет, осуществляются в основном в страны Евросоюза - Нидерланды и республики Прибалтики. Летом 2012 года российской стороне удалось создать препятствия на пути экспорта данных нефтепродуктов за территорию Таможенного союза, а позднее ограничить поставки российской нефти в Белоруссию, которая получает российскую нефть без ограничений в объёмах и уплаты вывозных пошлин.

Комментируя последствия использования "растворительно-разбавительной" схемы, существенно пополнившей госбюджет Белоруссии (но не пополнившей российский госбюджет), Лукашенко отметил: еще во времена СССР предприятия БССР находились в теснейшей кооперации с предприятиями РСФСР. "Здесь были самые высокопроизводительные, основанные на глубокой науке предприятия, все: "БелАЗ", "МАЗ", "МТЗ", нефтеперерабатывающие заводы. Нефтепереработка давала нам продукцию для нефтехимических предприятий (у нас большая нефтехимия), а это нефть. И так далее, и так далее. Вот и сегодня мы получаем металл, комплектующие из Российской Федерации. Здесь мы создаем трактор. Так же, как и в Европе, вы же из Америки берете компоненты, и они у вас берут и так далее. Так и у нас, но в основном из Российской Федерации. Получаем для тракторов, для автомобилей, для станков, для нефтехимии, для переработки и так далее. Таким же товаром является и нефть. Мы и раньше получали у них, и сейчас получаем для переработки нефть".

"Вы сказали об этих компонентах, нефтепродуктах и так далее, - продолжил Лукашенко. - Там в основном российские компании, которые работают в Белоруссии и в России, они покупали у них, к примеру, дизельное топливо с высоким содержанием серы, но оно не могло быть на рынке, а нефтеперерабатывающие заводы то ли не были заинтересованы, то ли не могли глубину осуществить переработки и убрать эту лишнюю серу. Эти компании купили, которые у нас зарегистрированы, в России по высокой цене это дизельное топливо с высоким содержанием серы, привезли на наши заводы, очистили дизельное топливо и создали биотопливо (у немцев, по-моему, они покупали какие-то биологические добавки и прочее), очистив это дизельное топливо, сделали биодизель и продали на европейских рынках. Что тут такого - продали. Купили исходное сырье, переработали и продали. Не запрещено. Объемы, конечно, были приличные здесь. И это насторожило россиян. Они нам об этом сказали. На что я им сказал: "Ребята, если вы считаете это неправильным, я с вами не согласен. Если вы считаете, что это вам ущербно, хорошо, мы не будем производить этот товар".

Руководитель Белоруссии добавил: "Мы уже месяц не производим. Или в минимальных количествах производим этот товар". По его словам, конфликт с российской стороной вокруг "растворительно-разбавительной" схемы урегулирован. "Мы пригласили специалистов сюда российских, они приехали. Мы им показали все, что они хотели. И перед нами сейчас вопросов никто не ставит этих", - сказал он. При этом он затруднился ответить, довольна ли российская сторона результатами разбора спорной ситуации.

"Я не знаю, довольны или недовольны, - сказал руководитель Белоруссии. - Но мы ничего не нарушали. Я же вам рассказал, что это обычный процесс: вы покупаете и мы покупаем. Никто никому не препятствует, перерабатывают и продают".

"Если этот вопрос не был урегулирован и он не удовлетворяет интересы России, то мы договорились: давайте сядем за стол переговоров и отрегулируем все. Добро, отрегулируем. Больше, по крайней мере, на меня никто ни с какими вопросами не выходил, - добавил Лукашенко. - Но это больше в средствах массовой информации крутят эту проблему. Не знаю только зачем".

Как сообщало ИА REGNUM, 14 сентября на пресс-конференции в Минске председатель Совета министров Белоруссии Михаил Мясникович заявил, что 4 августа Белоруссию покинул последний вагон с "растворителями", выработанными из российской нефти и экспортируемыми за пределы Таможенного союза без уплаты вывозной таможенной пошлины в российский бюджет. Мясникович отметил также, что официальный Минск намерен возобновить экспорт данных нефтепродуктов, т.к. считает этот бизнес выгодным, и намерен согласовать данный процесс с российской стороной, чтобы не возникало недоразумений.

Напомним, 15 ноября премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович, комментируя ситуацию, сложившуюся вокруг экспорта изготовленных из российской нефти нефтепродуктов, которые белорусская сторона продавала ряду европейских стран в обход договорённостей, действующих в рамках Таможенного союза, заявил: "Что касается каких-то мифических миллиардов, то белорусская сторона ничего не нарушила, поэтому упрекать нас недоплатами или другими какими-то вещами - некомпетентно". По мнению Мясниковича, все недоразумения следовало решать заранее, и если в правилах Таможенного союза и ЕЭП были возможности воспользоваться "растворительно-разбавительной" схемой, то не надо считать упущенные выгоды постфактум и упрекать официальный Минск. Более того, отметил Мясникович, партнёрам надо идти на взаимные уступки.

После этого, 16 ноября, в Минске замминистра экономики Белоруссии Анатолий Филонов заявил, что Россия не требовала от Белоруссии компенсировать $1,5 млрд, недополученных российским бюджетом из-за экспорта с территории Белоруссии "растворителей" и "разбавителей". Чиновник отметил: "Цифра прозвучала, но никто не заострял на этом внимания, никаких претензий не было. В последние дни переговоров речь не шла об этой сумме вообще".