Обзор прессы Воронежской области с 19 по 25 ноября

Экономика

Руководство ОАК лоббирует госзаказ для воронежского авиазавода, пишет 21 ноября Коммерсантъ. Как было заявлено 20 ноября на рабочем совещании под председательством президента ОАК Михаила Погосяна, целью Воронежского акционерного самолетостроительного общества должен стать контракт на строительство примерно 20 самолетов Ан-148 общей стоимостью около 500 млн долларов. Общий консолидированный заказ на самолеты линейки ОАО "ОАК", по предварительным оценкам самой корпорации, может превысить 100 единиц, из них 20 Ан-148 могут быть заказаны рядом госструктур (управлением делами президента РФ, Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ, Министерством обороны РФ, Федеральной службой безопасности РФ). "Получение консолидированного заказа по Ан-148 уже обсуждалось на уровне руководства Воронежской области, ОАО "ОАК", ряда руководителей силовых ведомств, - отметил генеральный директор ОАО "ВАСО" Виталий Зубарев. - Получение заказа не только бы содействовало развитию программы Ан-148, но и укрепило бы позиции ВАСО как крупнейшего налогоплательщика региона и одного из его ведущих предприятий".

В ходе совещания также обсуждались перспективы оформления твердых контрактов на коммерческие заказы по самолетам Ан-148, а также примерный объем инвестиций на 2013-й год, необходимый для реализации всех намеченных проектов. По программе на 2012 год будет построено семь Ан-148, один Ил-96, а также 22 комплекта агрегатов для SSJ-100, один самолетокомплект для Ил-476, два комплекта для Ан-148 украинской сборки.

По данным источника издания, в текущем году ВАСО уже практически выполнил свою производственную программу: три Ан-148 изготовлены для авиакомпании "Ангара" (два из них уже отправлены заказчику), один Ан-148 произведен для управлениями делами президента, еще один - для МЧС, еще две таких машины "перешли с прошлого года", изготовлены в "англоязычном исполнении". Произведен также Ил-96 (заказчик неизвестен), комплекты агрегатов и самолетокомплекты находятся в разной стадии готовности и до конца года будут доделаны. Издание напоминает, что 18 ноября на Международной выставке Airshow China-2012 в Китае Михаил Погосян заявил, что производство самолетов Ил-96 будет сохранено на ВАСО до 2020 года.

Между тем, Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru, назвал такой объем работ для предприятия уровня ВАСО "ненормальным". По мнению эксперта, при таком объеме завод может быть только убыточным, а, значит, "постепенно разорится без подпитки извне". "Происходит интересное жонглирование цифрами, - комментирует господин Гусаров, - за все время выпущено всего-то штук десять Ан-148, откуда их взялось семь только в этом году? Привычка отчитываться несколько раз за один и тот же самолет ни в какие ворота не лезет. Сегодня принято для пиара кормить обещаниями, присылать в качестве "новости" релизы не о конкретном производстве или продажах, а информацию о том, что "нами кто-то заинтересовался". Но я вижу новости за последние десять лет - ничего подобного не происходит. Ни о каком крупном госзаказе речи не идет. Зато я своими глазами видел в программе Минпромторга слова, что производство Ан-148 убыточное и необходимо консолидировать производство на "Суперджетах". То есть его просто хотят закрыть. Вот это - факт. В госпрограмме не предусмотрен никакой заказ для ВАСО. Своих денег у убыточного предприятия нет, кредитов ему никто не даст, на господдержку лучше не рассчитывать. И все эти похвальбы не более чем попытка с тремя рублями в кармане казаться миллионерами", - цитирует эксперта Ъ. Управляющий директор инвестиционной компании "Трейд-Портал" Павел Филиппенков оценил перспективы получения ВАСО контракта на 20 машин как "хороший заказ". "Учитывая, что стоимость одного самолета находится в районе 25 млн долларов, общая стоимость заказа будет в районе 500 млн. долларов", - считает эксперт. Однако он выразил сомнения, что завод сможет "оперативно справиться с таким объемом, учитывая изношенную производственную базу и трудности с комплектующими. Этот заказ будет для ВАСО своего рода тестом, готов ли завод к серийному производству большого числа самолетов, и какую поддержку ему может оказать государство. На стороне ВАСО - общие усилия власти по реанимации отечественного ВПК и производства техники, с другой стороны, завод оценивал затраты на модернизацию производства в 15 млрд руб., и пока непонятно, где найти эти средства".

ООО "Монолитные системы" в 2013 году намерено запустить четырехзвездочный отель в центре Воронежа на 140 номеров, пишет 23 ноября Коммерсантъ.

Отель на 140 номеров будет запущен на базе многофункционального центра площадью 57 тыс. кв. м на ул. Сакко и Ванцетти. Он будет включать wellness-центр площадью 1,5 тыс. кв. м, бассейн и два ресторана. Управлением объекта компания займется самостоятельно.

По словам гендиректора компании Александра Гоза, "несмотря на наличие отелей в центре города уровня 4 звезды ("Арт-отель" и строящаяся гостиница на Орджоникидзе), в Воронеже все еще остается дефицит номерного фонда". "Потребности Воронежа в номерном фонде составляют 2,5-3 тыс. номеров, в то время как на данный момент насчитывается лишь 1 тыс. номеров, поэтому запуск новой гостиницы должен быть вполне успешным".

Всего, по данным отдела исследований рынка компании Knight Frank, на гостиничном рынке Воронежской области сегодня представлено более 20 объектов, включая гостиницы, мини-гостиницы и ведомственные объекты общим номерным фондом порядка 1,5 тыс. Основные отели города - "Арт-отель" (56 номеров), Benefit Plaza (175), "Петровский пассаж" (41), "Феникс" (28), "Брно" (334), "Россия" (59) и "Дон" (41). Около 80% всего номерного фонда располагается непосредственно в Воронеже. На территории региона на данный момент нет ни одной гостиницы международного бренда. Основной спрос на гостиницы в областном центре, по данным Knight Frank, формируют бизнес-туристы. По прогнозам Knight Frank, общий номерной фонд в Воронеже к 2014 году может увеличиться как минимум на 30%.

В Воронеже элитный дом попал в программу капитального ремонта, между тем порядка 600 многоэтажек, действительно нуждающихся в капремонте, могут его не дождаться. Об этом к номере от 20 ноября пишет газета Моё!.

Издание выяснило, что в программу капитального ремонта неожиданно оказались включены дома, построенные в середине - конце 1990-х годов. Это дома по адресам: ул. Свободы, 10; Ростовская, 61; Моисеева, 49; Защитников Родины, 10а; Димитрова, 157. Самым молодым домом в программе стал дом № 10 по улице Свободы, сданный в эксплуатацию в 1999 году.

"Дом № 10 на улице Свободы - это девятиэтажка из красного кирпича с охраняемым двором, свежевыкрашенными подъездами, выложенным плиткой полом и новыми лифтами. С ним соседствует дом №1 по Станкевича - пятиэтажная хрущёвка 1958 года постройки. По словам жильца пятиэтажки Александра Сафонова, трубы в подвалах дома проржавели практически насквозь. Однако ремонт сделали не на Станкевича, 1, а в доме на Свободы, 10. В 2008 году, когда дому ещё не исполнилось и 10 лет, в нём перекрыли крышу, поменяли коммуникации и заменили лифты во всех трёх подъездах. На капремонт девятиэтажки было выделено 7,5 млн бюджетных рублей", - пишет издание.

По словам Валерия Долганова - директора ТСЖ "Радуга", обслуживающего дом, - в ТСЖ за эти годы несколько раз менялось руководство, документы на капремонт подавали другие люди. Однако, как утверждает директор ТСЖ, ссылаясь на слова жильцов, лифты и крыша находились в плохом состоянии. Застройщика, построившего дом, который начал разваливаться через девять лет, директор ТСЖ назвать не смог, однако посоветовал обратиться к одному из жильцов дома и по совместительству архитектору - автору проекта, по которому строился дом, Николаю Гуненкову. "Застройщика назвать сложно, ведь строительство начиналось ещё в советское время, потом было заморожено из-за отсутствия средств, а затем его продолжали разные организации, - рассказал архитектор. - Изначально предполагалось, что квартиры в этом доме получат работники культуры. Но потом, когда стало понятно, что государство дом не достроит, его было решено отдать под коммерческую застройку. Работники культуры получили только 20 квартир из 108".

В мэрии тот факт, что капремонт проведен в новом доме, объясняют оперативностью ТСЖ (кстати, пятью вышеперечисленными новыми домами управляют как раз товарищества собственников жилья). И добавляют, что "не все жильцы основной массы домов, требующих проведения капитального ремонта, верили в выделение денежных средств, зачастую игнорировали проведение собрания и подписание протокола" и т. д.

"На сегодня в мэрии есть 150 оформленных или почти оформленных заявок на ремонт домов. Часть этих заявок была подана ещё в 2010 году. То есть сейчас дома за федеральными деньгами выстроились в очередь. И продвинется ли она, пока неизвестно. Ведь до сих пор под вопросом судьба Фонда содействия реформированию ЖКХ. Уже 31 декабря он должен прекратить своё существование. Премьер-министр Дмитрий Медведев в течение осени несколько раз заявлял, что принято "политическое решение" о продлении срока работы фонда до 1 января 2015 года. Однако документально это пока никак не оформлено, поэтому заявку от Воронежа на 2013 год фонд не принимает. Но даже если заявка будет принята, не факт, что за два года удастся сделать ремонт во всех 150 домах. Если работы будут вестись нынешними темпами, шанс есть у 50 - 60 домов. А те, кто ещё не подавал заявку, похоже, опоздали навсегда. Между тем ещё в 2008 году мэрия подсчитала, что различные работы капитального характера нужно провести примерно в 1 260 домах Воронежа. С тех пор отремонтировано 685 домов. А около 600 строений по-прежнему нуждаются в ремонте", - пишет издание.

Вопрос о реконструкции Центрального рынка в Воронеже, закрытие которого запланировано на начало 2013 года, вновь обострился на минувшей неделе. Как пишет 24 ноября Молодой коммунар, предприниматели боятся закрытия рынка и готовы скинуться по 100 тысяч рублей на его реконструкцию.

"Конфликт вокруг Центрального рынка выплеснулся на улицу - торговцы не удовлетворены перепиской и встречами с чиновниками. Реконструкция здания, построенного в 1971 году, необходима - это признают все стороны. Спорные вопросы: возможен ли поэтапный ремонт здания, с сохранением торговли на незатронутых реконструкцией участках, и не утратит ли рынок статус универсального, иначе говоря - останутся ли там работающие сейчас торговцы промтоварами, в основном одеждой", - пишет издание.

"Один из главных поводов для гордости действующей администрации города - они убрали с улиц лоточную торговлю. Действительно, еще несколько лет назад весь центр Воронежа представлял собой гигантскую барахолку - бельем и продуктами торговали с каждого тротуара. Сейчас по центру можно пройти более-менее спокойно, за исключением улицы Пушкинской - на том ее отрезке, что прилегает к Центральному рынку, придется пробираться сквозь шумный "шанхай" из лотков и палаток..."

Как напоминает автор статьи, федеральный закон №271, запрещающий торговлю промтоварами под открытым небом, был принят в 2007 году, однако из-за финансового кризиса вступление его в силу было отложено до 1 января 2012 года.

"Последний год вещевые рынки действуют в статусе сельскохозяйственных ярмарок, и долго это продолжаться не может. Торговцы это знают и хотели бы перебраться под крышу рынка. Однако мэрия Воронежа намерена закрыть здание рынка, ставшего рассадником антисанитарии и спекуляции, на капитальную реконструкцию".

Согласно проекту реконструкции, в двухэтажном здании рынка появятся лифты и эскалаторы, торговые площади увеличатся на 2 тыс. кв. м, а на месте нынешних торговых мест перед зданием будет обустроена парковка на 300 машин. Расходы на реконструкцию по проекту составят около 400 млн рублей.

"По прогнозам городских властей, работы займут около года, на это время предпринимателям будут предоставлены рабочие места на других рынках города, в частности - на рынке "Кольцовский" (в районе остановки "Луч"). Уведомления о расторжении договора аренды с 1 января 2013 года торговцы получили еще в августе. Сами предприниматели согласны с тем, что зданию Центрального рынка необходим ремонт, правда, без лифтов и эскалаторов, по их мнению, можно и обойтись. Реконструкция, как они считают, возможна и без закрытия рынка", - пишет издание.

"Мы можем потесниться на время, дать площади тем, кто остался без рабочего места из-за ремонта, - утверждает Ирина Огнищева, работающая на Центральном рынке 15 лет. - Многие из нас держат по три-четыре точки - мы готовы сократиться".

"На этой неделе предприниматели встретились с представителями мэрии (собственника МУП "Центральный рынок"), однако остались недовольны результатами переговоров. Их требования: сохранение за рынком статуса универсального (проект мэрии предполагает оставить на Центральном только продовольственные товары); реконструкция без закрытия; гарантии рабочих мест для тех, кто торгует сейчас. Представители горадминистрации, в свою очередь, ссылались на результаты технической экспертизы здания". Мэр предложил предпринимателям провести свою экспертизу проекта, и если заключение разрешит проводить ремонт без закрытия рынка выразил готовность обсудить такой вариант. "Если не разрешит - рынок закрывается на 9-12 месяцев, вы временно переходите на другие рынки, а мы собираемся для того, чтобы с вами обсудить размещение торговых точек после завершения работ", - сообщили представители мэрии.

Торговцы заявили, что готовы вложиться в ремонт рынка сами - по 100 тысяч рублей, в счет будущей аренды, естественно, при условии сохранения их рабочих мест. Те, у кого нет сейчас ста тысяч, готовы взять кредит, говорят предприниматели. В общей сумме они готовы собрать 100 млн рублей. "Предприниматели подозревают, что городские власти намерены закрыть рынок и отдать здание инвестору под торговый центр, который уничтожит мелкую торговлю в округе", - пишет издание.

Общество

Проблему парковок, стольк актуальную для Воронежа, поднимает в номере от 22 ноября Берег.

"В Воронеже у главного корпуса ВГУ прошло показательное мероприятие по наведению порядка с парковкой машин. С раннего утра в течение нескольких часов здесь дежурили сотрудники ГИБДД, напоминавшие водителям о необходимости соблюдать ПДД и убирать транспорт с тех мест, где стоять ему не положено. Наиболее злостным нарушителям выписали штраф. А для тех машин, которые в нарушение всех норм были брошены либо прямо перед пешеходными переходами, либо - во втором ряду, блокируя другие авто, - муниципалитет и ГИБДД подготовили и вовсе неприятный сюрприз в виде эвакуатора. Место проведения акции было выбрано не случайно. После реконструкции дорожного покрытия возле главного корпуса ВГУ на него нанесли новую разметку, состоящую в том числе и из трех так называемых "островков безо­пасности" по кольцу. Формально подобные зоны на дороге разделяют транспортные потоки противоположных направлений и обозначают границы полос движения в опасных местах, плюс - границы проезжей части, на которые въезд запрещен. Но у ВГУ автомобилисты решили использовать их по-своему - в качестве парковки, ведь найти свободное место у главного корпуса университета крайне проблематично. В результате блокированным оказался радиус разворота, по которому движутся городские троллейбусы. Высадив людей у ВГУ, транспорт зачастую не способен вписаться в оставленное ему пространство. Возникает вынужденная остановка, которая ломает график на несколько часов. Но даже если водитель и сможет выехать под острым углом, то это часто приводит к падению дуг. Соответственно, те самые машины, которые перегородили ему движение, также рискуют своей целостностью".

"По словам сотрудников ГИБДД, приехавших к главному корпусу, происходящее здесь - сплошное нарушение правил. Кто-то ставит авто вблизи пешеходного перехода, кто-то во втором ряду. А заезд на те же островки безопасности можно приравнять к выезду на встречную полосу. Однако они начерчены так, что троллейбус просто не способен их обогнуть".

Заместитель генерального директора компании "Воронежпассажиртранс" Николай Образцов рассказал, что практически ежедневно к главному корпусу выезжают сотрудники службы безопасности предприятия. Ищут владельцев машин, мешающих движению троллейбусов. При этом порой сталкиваются с откровенной грубостью и хамством. "Накануне сегодняшней акции мы уже пытались навести порядок с помощью эвакуаторов. Так вот, за день мы вывезли шесть машин и еще три переставили на другое место. Но эти цифры - лишь капля в море. Сотрудники ГИБДД могли бы принять более активное участие в решении подобных проблем. По городу существует порядка пяти особо проблемных точек, в которых заблокированный пассажирский транспорт может стать причиной транспортного коллапса".