В Чувашии продолжается депутатская битва вокруг законопроекта о проведении митингов, который ранее ряд политиков и правозащитников окрестили "драконовским". Уже появилась первая политическая жатва: на минувшей сессии парламентарии подавляющим большинством голосов приняли в первом чтении предложенный документ за основу. И отклонили альтернативный законопроект, который принципиально отличается отсутствием статьи о дополнительных местах, запрещённых для проведения митингов. Единороссы упрекнули оппозицию в том, что она всё видит в чёрных тонах и ограничена внутрипартийными интересами. Отметив, что ЕР работает в таких же условиях. Оппозиция апеллировала к антиконституционности решения по поводу введения дополнительных мест, где запрещается проведение митингов, так как это ограничивает права и свободы человека, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Игорь Кушев и Валерий Филимонов (на сессии Госсовета)

Напомним, первая попытка внести данный законопроект на сессию провалилась. Этому предшествовали многочисленные протесты со стороны общественности - правда, в основном в интернете. В день рассмотрения законопроекта, 18 сентября, один из правозащитников вышел с пикетом у здания Дома правительства "в защиту 28-й статьи Конституции Чувашии, в которой оговаривается право граждан собираться мирно, без оружия, проводить митинги и демонстрации, шествия и пикетирования". А в это время на заседании профильного комитета Госсовета республики при рассмотрении данного документа в показательном одиночестве остался глава комитета Николай Малов: его соратники по партии воздержались при голосовании. Глава другого комитета парламента, единоросс Петр Краснов первоначально тщетно пытался добиться ответа на вопрос о том, кто автор и инициатор законопроекта - после долгой пикировки Малов взял ответственность на себя и голосовал в одиночестве. Законопроект был отклонён для вынесения на сессию.

Документ был доработан и вынесен на сессию в ноябре. Как пояснил Николай Малов, законопроект разработан в соответствии с федеральным законодательством и его цель - отведение специальных мест для проведения публичных мероприятий, определение нормы предельной их заполняемости, а также численности лиц, участвующих в митингах, уведомление о проведении которых не требуется. По словам Малова, после первого заседания рабочей группы "практически по всем основным моментам пришли к общему пониманию", однако впоследствии справороссы выдвинули альтернативное законодательное решение. Было также акцентировано внимание на том, что в комитет продолжают поступать дополнительные предложения, поэтому принято решение предложить его принять в первом чтении: "Чтобы с учётом этих предложений и замечаний доработать и принять во втором чтении".

Согласно документу, который раздали журналистам, дополнительно к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается в соответствии с федеральным законом, попали вокзалы, торгово-развлекательные комплексы, рынки, детские и образовательные учреждения, культурные, медицинские, физкультурно-оздоровительные и спортивные организации, автомобильные дороги общего пользования, тротуары, остановки общественного транспорта, детские и спортивные площадки, культовые здания и сооружения, а также здания, занимаемые органами власти. Под запрет попадает и прилегающая к указанным объектам территория (в разных случаях от 50 до 100 метров). При этом на территориях жилых домов не разрешается проводить митинги на расстоянии менее 5 метров к подъездам - с этим положением "категорическое несогласие" высказал Николай Малов: "С учётом мнений каждого, сегодня это предложение на комитете утвердили. Но моя личная позиция такая: я считаю, что это не та площадка для проведения публичных мероприятий".

Напомним, ранее правозащитники отмечали, что с учётом такого списка мест запретов и прилегающей территории кроме нескольких специально отведенных для массовых акций и пикетов мест в городской черте негде будет проводить различные собрания даже с разрешения властей.

В ходе обсуждения документа оппозиция заявила о неконституционности делегирования регионам полномочий по расширению перечня мест, где запрещено проводить публичные мероприятия, так как это ограничивает права и свободы человека. "Не очень аккуратно как-то предложили регионам, соблазнили их данными поправками", - со вздохом констатировал глава фракции справороссов Игорь Моляков. По его словам, "в спокойной, нормальной Республике Чувашия нет необходимости расширять этот перечень", да и федеральный законодатель уже определил этот список.

Глава фракции ЛДПР Андрей Кулагин высказал мнение, что "кроме оппозиционных партий этот законопроект никому не интересен": "Можно запретить. Но мы должны понимать, что любая сила должна иметь возможность выплеснуться, чтобы не разорвало". И выразил недоумением тем, почему, в частности, нельзя проводить публичные мероприятия возле торгово-развлекательных центров. Отметим, что либерал-демократы нередко используют для проведения публичных мероприятий площадку перед кинотеатром "Мир Луксор", недалеко от Детского мира.

Несколько неожиданно для всех взял слово единоросс Владимир Мидуков (вице-спикер прошлого созыва парламента), который предположил, что оба предложенных законопроекта имеют "рациональное зерно". "С одной стороны, да, не надо запрещать. Но с другой стороны, разве можно разрешать проводить митинги на детских площадках? Уже только за одно это нужно голосовать", - повысил голос Мидуков. "В зале остались одни депутаты, общественность ушла. Что мы тут друг друга уговариваем? Поэтому надо взять за основу проект комитета", - был непривычно эмоционален депутат, предложив не ломать копья. Он напомнил, что это только первое чтение законопроекта и ещё предстоит над ним поработать. В частности, рассмотреть те "добрые пункты, которые есть в проекте Молякова".

Депутат Валерий Филимонов ("Единая Россия") обратил внимание на то, что законопроект, который фракции пытаются "примерить под себя", принимаются не для политиков, а для граждан. И направлен, прежде всего, на защиту прав граждан Чувашии, их свободы и безопасности. "Разве нормально, если ребёнок, который гуляет во дворе, вдруг окажется в гуще митинга? Или человек пришёл в магазин, а там - пикет", - приводил аргументы Валерий Филимонов, напомнив, что в Чувашии пикетирует небольшая часть населения.

Коллегу поддержал Игорь Кушев, подчеркнув, что на митинги приходят 300 человек, а в Чувашии живут свыше 1,2 млн человек: "И если я пришёл с сыном в торговый центр, а там кричат в матюгальник, то почему я должен его слушать?". Кушев признался, что лично для него этот законопроект "имеет прямое животрепещущее значение". Он подчеркнул, что депутаты "должны оградить людей от эффекта и водоворота толпы, от неуправляемых процессов, которые могут возникнуть" в случае проведения митингов и пикетов. И привёл несколько примеров, когда волей случая ему приходилось быть свидетелем того, как демонстрации, начинавшиеся мирно, перерастали в беспорядки и жестокие драки. "Вызывает недоумение, почему всё видим в чёрном цвете. Мы смотрим в плоскости внутрипартийных каких-то позиций, выигрыша стартовой позиции - нам здесь разрешили, нам здесь не разрешили. "Единая Россия" в таких же условиях работает", - был категоричен единоросс.

Отметим, что 22 ноября на заседании комитета была рассмотрена 21 поправка к законопроекту. Основные баталии развернулись вокруг перечня мест и объектов, в которых законопроект предлагает запретить проведение митингов, шествий, демонстраций, а также расстояние до них. В результате прений по ряду позиций цифры были сокращены вдвое, сообщает пресс-служба Госсовета Чувашии. К примеру, если в первоначальной редакции запрещалось проводить массовые мероприятия ближе 100 метров от вокзалов, аэропортов, железнодорожных и автобусных станций, то одна из поправок сокращает это расстояние до 50 метров. Также к законопроекту предложен целый ряд других замечаний - сформированы таблицы поправок к принятию и к отклонению.