Финансовый кризис ударил по планам Европейского космического агентства (ЕКА). Ряд стран Евросоюза, входящих в ЕКА, пошел на существенное сокращение своего финансирования, в частности, программы Lunar Lander - проекта космического полета с посадкой на поверхность Луны. Планировалось, что в 2019 году или чуть позже на южном полюсе Луны произведет посадку автоматическая станция ЕКА. Стоимость проекта Lunar Lander оценивалась в полмиллиарда евро. После того, как на прошлой неделе о сокращении финансирования этого проекта заявили Великобритания, Германия, Испания и Италия, от Lunar Lander пришлось отказаться.

В этих обстоятельствах ЕКА провело в Неаполе (Италия) 20 и 21 ноября 2012 года свой саммит, на котором обсуждались планы будущей работы агентства. После трудных переговоров министры стран участников ЕКА достигли определенных договоренностей: о будущем перспективных космических исследований агентства, направлении развития основного ракетоносителя ЕКА - ракеты Ariane, дальнейшем участии ЕКА в программе Международной космической станции (ISS), совместном проекте ЕКА и американской НАСА по созданию специального космического корабля Orion, который бы обеспечивал транспортировку на Международную космическую станцию астронавтов и возвращение их на Землю.

В ночь на среду уже ранним утром 21 ноября участники саммита ЕКА достигли самого главного - утвердили бюджет организации на следующие три года в размере €10 млрд. Генеральный директор ЕКА Жан-Жак Дорден назвал это "величайшим успехом". Однако означенная сумма означает существенное сокращение финансирования ЕКА. При существующем в 2012 году ассигновании ЕКА Дорден запрашивал для него €12 млрд. В итоге ЕКА дали все-таки меньше средств.

Саммит ЕКА выявил существующие разногласия между ведущими участниками агентства - Францией и Германией относительно взглядов на будущее ракетоносителя Ariane - главного средства ЕКА, используемого для доставки на космическую орбиту Земли грузов и спутников.

Германия хотела бы продолжить работы по модернизации главного носителя ЕКА - Ariane 5 для создания более мощного Ariane 5ME (Midlife Evolution). Соглашение о работе над Ariane 5ME было достигнуто внутри ЕКА еще в 2008 году. Модернизированный носитель, в случае его создания, мог бы забрасывать на орбиту Земли на 20% больше грузов. Для этого остается разработать более совершенную третью ступень ракетоносителя.

Что касается Франции, то она желала бы создать новое поколение ракетоносителя под маркой Ariane 6. Ariane 6 имел бы меньший забрасываемый в космос вес, но он был бы более технологичным в производстве и экономичным, чем открывал бы новые возможности на растущем рынке космических услуг. В проекте Ariane 6 в отличие от Ariane 5ME будет забрасываться в космос только один спутник за один запуск вместо двух нынешней Ariane 5. Французы полагают, что это даст им гибкость на конкурентном рынке космических запусков. Проект Ariane 6, по расчетам ЕКА, потребует расходов примерно в €4 млрд., а модернизация до Ariane 5ME может обойтись ей в €2 млрд.

Главным недостатком нынешней ракеты Ariane 5 является то, что эта программа требует ежегодных субсидий в размере €120 млн. Без них Ariane 5 оказался бы неконкурентоспособным на рынке космических услуг. Сложившаяся ситуация явно требует решения. В 2011 году с европейского космодрома в Гвиане впервые стартовал российский ракетоноситель "Союз-СТ". Но главную угрозу Ariane все-таки несет новый американский ракетоноситель, разработанный компанией SpaceX.

В итоге, стороны, отстаивающие различные проекты, достигли компромисса. Работы по модернизации Ariane 5 в Ariane 5ME, начатые в 2008 году, будут продолжены. Это выгодно компании Astrium - подразделению германской корпорации Bochum. По заявлению председателя исполнительного совета директоров германского аэрокосмического агентства DLR Йоханна-Дитриха Ворнера, первый полет Ariane 5 ME запланирован на 2017-2018 годы.

Но и работы по проекту Ariane 6 также, по решению саммита ЕКА, получат свое финансирование. Участвовавшая в работе саммита ЕКА французский министр высшего образования и исследований Женевьев Фиоразо в полном соответствии с гендерным уклоном нынешнего правительства Франции выразила уверенность, что именно европейская женщина совершит первый полет в космос на ракетоносителе Ariane 6 в 2021 или 2022 годах. Основные исследовательские и конструкторские центры, работающие над проектом Ariane 6, расположены на территории Франции.

Итак, Европейское космическое агентство даже в условиях кризиса и сокращения финансирования собирается работать сразу по двум направлениям развития своего базового ракетоносителя. Однако при этом немцы, на всякий случай, собираются сделать верхнюю ступень модернизированной ракеты Ariane 5ME, совместимой с будущей ракетой Ariane 6.

Компромисс Парижа и Берлина по Ariane в итоге привел к согласованию других спорных вопросов, что представляется выгодным для стратегии развития EKA. Так, в частности, французы сняли свои возражения против включения в проект Orion американской НАСА элементов своей технологии двигателя грузового ракетоносителя ATV (Автоматического грузового корабля). Ну и, самое примечательное из достигнутого на саммите ЕКА в Неаполе - Великобритания неожиданно для всех согласилась увеличить на 30% свой взнос в фонд ЕКА в течение текущих 5-ти лет. Это на фоне общего недовольства британцев финансированием из своей казны бюджета ЕС. Но, на самом деле, речь идет о достаточно скромных для Великобритании суммах. Для сравнения, в настоящее время эта стран дает ЕКА €300 млн. в год, а Германия - €2,7 млрд.

Во время саммита ЕКА в лице своих министров страны-участницы подписали соглашение с компанией Eumetsat о создании третьего поколения спутников Meteosat. Программа спутников Eumetsat была подписана в 2008 году. С того времени создано уже два поколения этих метеорологических спутников. Теперь речь идет уже о третьем. ЕКА отвечает за технологии и конструкторскую часть, а Eumetsat за сборку готовых изделий.

На саммите в Неаполе стала известна и другая важная для международной космонавтики новость. В феврале 2012 года американская НАСА из-за бюджетных ограничений отказалась от участия в европейском проекте ExoMars, предполагающем исследование планеты Марс. Программы ExoMars по предварительным расчетам будут стоить в сумме €1,3 млрд., из которых €850 млн. уже предоставлены в бюджет программы ЕКА. На 2016 год планируется посылка аппарата для сбора образцов атмосферы Марса, а в 2018 году заброс автомата - шестиколесного марсохода для исследования поверхности планеты. Старт проекту ExoMars был дан в 2005 году, и на него уже израсходовано €400 млн. Однако в среду 21 ноября стало известно, что вместо НАСА к проекту ExoMars присоединяется Россия со своим Роскосмосом. Накануне во вторник в Неаполе ЕКА и Роскосмос заключили двустороннее соглашение о сотрудничестве в изучении солнечной системы. В проекте ExoMars Роскосмос будет участвовать двумя ракетоносителями "Протон", тремя научными аппаратами и спускаемым на поверхность Марса модулем. В рамках другой программы - Juice, предполагающей исследование спутника Юпитера Ганимеда, и запланированном полете на 2022 год, Роскосмос будет участвовать со своим посадочным модулем на поверхность спутника.

Россия уже успешно сотрудничала с ЕКА своими ракетоносителями в программах Mars Express, Venus Express. В настоящее время Россия и ЕКА работают вместе в проектах Союз-СТ - Galileo. 21 октября 2011 года с космодрома Куру впервые стартовал с рабочим грузом российский ракетоноситель "Союз-СТ" - модернизированный Союз-Фрегат. Он вывел на орбиту Земли два европейских спутника системы Galileo, открыв тем самым создание на орбите европейской системы-конкурента американскому GPS. 13 октября 2012 года Союз-СТ-Б вывел на орбиту еще два спутника для европейской навигационной системы Galileo. Планируется вывод на орбиту еще 26 аппаратов подобного рода, обслуживающих Galileo. Общая стоимость запуска десяти спутников на пяти российских Союзах-СТ составляет €397 млн.

Сотрудничество Роскосмоса и ЕКА взаимовыгодно. Россия была допущена для запусков на европейский космодром Куру в южноамериканской Гвиане, который гораздо ближе к экватору, чем Байконур. ЕКА же получила в свое распоряжение новые ракетоносители программы "Союз" - на сегодняшний день самые надежные ракеты среднего класса в мире.

Для справки: Организации предшественники ЕКА были созданы в Западной Европе в 1962-1964 годах, как ответ на советский космический вызов. Собственно Европейское космическое агентство существует с 1977 года. Штаб-квартира ЕКА находится в Париже. В Нордвейке (Нидерланды) расположен Европейский центр космических исследований и технологий. Европейский космический центр управления полетами расположен в Дармштадте (Германия). В Кельне базируется Европейский центр подготовки космонавтов. Центр наблюдения за Землей и информационный центр Европейского космического агентства находятся во Фраскати под Римом (Италия). Для запусков космических аппаратов используется космодром Куру во Французской Гвиане. ЕКА имеет свои контактные офисы в Бельгии, США и России, а наземные станции слежения - по всему миру. В ЕКА постоянно работает около 2 тыс. человек, а его бюджет составляете €4,02 млрд. в 2012 году. На сегодняшний момент ЕКА состоит из 20 постоянных членов: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Чехия. Ассоциативными членами ЕКА являются Канада и Европейский Союз. Не трудно заметить, что в состав ЕКА входят два государства, не являющиеся членами Евросоюза - Норвегия и Швейцария. При этом последняя стояла у истоков создания ЕКА в 1977 году вместе с Германией, Италией, Испанией и Францией.

В преддверии саммита ЕКА в Неаполе в Европейское космическое агентство 19 ноября 2012 года официально вступила Польша. Она стала 20-м членом Европейского Космического Агентства. Однако размеры ежегодных взносов Польши будут состоять на весьма скромном уровне. В 2012 году Польша заплатила ежегодный взнос в фонд ЕКА в размере €19,2 млн.

Европейский Союз является ассоциированным членом ЕКА, и Еврокомиссия вносит крупный финансовый вклад в фонд этой организации. Существует план к 2014 году вообще сделать ЕКА агентством Евросоюза. Из-за величин народонаселения ЕС, культурного, научного, производственного потенциала Европы ЕКА имеет в перспективе неплохие возможности. Подсчитано, что сейчас финансовый вклад одного гражданина стран Евросоюза на "европейский космос" равен цене одного билета в кино. При этом роль проектов ЕКА в интеграции промышленности и развитии самых современных технологий прекрасно осознается европейцами.

ЕКА работает и над проектами пилотируемой космонавтики. Имеется специальный центр подготовки европейских космонавтов в Кельне. Однако курьезом европейской космонавтики является то, что первым европейским космонавтом стал Владимир Ремек - гражданин Чехословакии, совершивший в 1978 году пилотируемый полет на советском космическом корабле "Союз". Первым космонавтом собственно ЕКА считается Ульф Мербольд, который в 1983 году участвовал в полете американского Шаттла. Европейские космонавты из ЕКА совершили несколько десятков полетов в программах НАСА. В то же время ЕКА тесно работало с СССР, а позднее и с Россией в области пилотируемой космонавтики по программе космической станции "Мир". Помимо мирного космоса программы ЕКА имеют и существенную военную составляющую.