Расходы на НИОКР в России поддерживаются на соответствующем уровне, у Росатома в процентном отношении к выручке они выше, чем у некоторых мировых компаний, заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев в ходе поездки в Воронежскую область, в рамках которой он посетил строительство Нововоронежской АЭС-2 и провел заседание президиума Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию. "Начиная с 2006 года, Росатом на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы расходы нарастил в 5 раз - с 4 с небольшим миллиардов до 21 миллиарда в год",- сказал премьер. Он отметил, что если говорить о процентах к выручке, то это порядка 4,5%."Это один из лучших показателей не только в России, но и в мире",- подчеркнул Дмитрий Медведев

. "Сегодня мы видим, что интенсивность инвестиций в исследования и разработки сохраняется даже в кризис. И это общемировая тенденция, - заявил президент Ассоциации менеджеров Дмитрий Зеленин. - Западные компании не только не приостановили, но и продолжают наращивать объемы инвестиций в R&D и относят это к исключительно важным факторам своей корпоративной стратегии экономического роста. К сожалению, Россия продолжает серьезно отставать от развитых государств в области финансирования научных исследований и конструкторских разработок. Несмотря на взятый курс на модернизацию экономики, Россия тратит на НИОКР всего порядка 1,2% ВВП. Однако многие руководители российских компаний понимают, что инвестиции в НИОКР и развитие инноваций являются основной составляющей для увеличения конкурентоспособности. Госкорпорация "Росатом" является одним из мощнейших драйверов в развитии высоких технологий, поддерживая атомную отрасль России на высочайшем уровне. Тут сказываются и огромный опыт, и богатое наследие с советских времен, но важно и то, что после заметного провала в конце прошлого века на сегодняшний день мы наблюдаем активизацию усилий в развитии научного потенциала".

"То, что наблюдается постоянный рост расходов на R&D, превышающий аналогичные расходы в крупнейших мировых компаниях, - это объяснимо и очень хорошо, - полагает он. - Но не менее важно то, что мы видим конкретный результат этих вливаний: многие разработки, вышедшие из атомной сферы, могут быть широко востребованы в различных гражданских сферах. Например, разработанные атомщиками суперкомпьютеры помогают существенно удешевить и ускорить процесс моделирования в авиационной и космической промышленности, в автомобилестроении. Нейтронные генераторы, созданные специалистами Росатома, находят применение в медицине, в космической области и пр. Но, несмотря на все усилия государства привлечь предпринимателей к финансированию НИОКР - они вкладываются весьма неохотно. Это можно объяснить тем, что у бизнеса есть более простые модели получения прибыли. Проблема здесь шире, чем кажется. И решить ее можно, только создав общую систему взаимодействия начиная от вузов и поддержки науки до реализации уже готовых проектов с участием бизнеса. На данный момент нам требуется кардинальное улучшение условий существования науки, создание экономической среды, благоприятной для проведения НИОКР и формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности. Надеюсь, что инвестиции в НИОКР будут увеличиваться не только со стороны государства, но и частные предприниматели будут заинтересованы в таких долгосрочных проектах. И в этом опыт Росатома наиболее ценен".