Латвийский Parex Banka продолжает судебный процесс с российскими ЗАО "Североргсинтез" и ООО "Севернефть" по поводу иска в 108 млн долларов, которые банк пытается истребовать с ответчиков. Как пишет АПН, финансисты настаивают, что нефтяная компания "Севернефть" выступила поручителем по кредиту "дочки" - "Североргсинтеза", выданному в августе 2006 года на строительство завода по переработке газа в Новом Уренгое. Причем, по заявлению банка, подпись под поручительством ставил бывший на тот момент гендиректором "Севернефти" Жан Худойнатов -брат президента "Роснефти". Подтвердить этот факт истцу не удается.

Ранее Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) уже отклонил иск. Однако, пишет АПН, "даже решение суда, видимо, не убавило пыла у представителей Parex Banka, желающих во что бы то ни стало втянуть в дело нефтяную компанию. И сделать это, по всей видимости, банкиры по-прежнему надеются при помощи все той же фальшивки с подписью неведомого лица".

Теперь вопрос о том, был или не был заключен между Parex и "Севернефтью" договор поручительства заново рассматривают в Восьмом Арбитражном Апелляционном суде Омска. Суд неоднократно откладывал рассмотрение этого дела, а затем, заслушав доводы сторон, пришел к выводу, что требуется судебная почерковедческая экспертиза.

В итоге 12 октября определением 8-го Арбитражного Апелляционного суда Омска была назначена комиссионная судебная почерковедческая экспертиза подписи в спорном документе в ФБУ "Омская лаборатория судебной экспертизы Минюста РФ". Экспертам предоставили пачку документов с подписью Худойнатова и представленный банком экземпляр договора поручительства.

Согласно результатам экспертизы, "подпись исполнена не Худойнатовым Жаном Юрьевичем, а другим лицом с подражанием его подписи". Это еще раз доказывает правоту ответчика.

Кстати, отмечает АПН, в "документе", представленном истцом, указано, что этот автограф, якобы, был поставлен гендиректором нефтяной компании в Риге. Между тем доказано, что Худойнатов в Латвии никогда не был, о чем свидетельствуют его загранпаспорт, а также личные письменные пояснения, заверенные нотариусом. Ответчик также представил в суд доказательства того, что у "Севернефти" не было причин для выдачи подобного документа, так как банк вообще не выдвигал таких требований при кредитовании "Североргсинтеза". Об этом свидетельствуют условия самого кредитного договора и кредитного комитета Parex Banka, изложенные в письмах банка, которые были представлены ответчиком в суд. Кроме того, в деле отсутствует какая-либо переписка, предшествующая заключению договора поручительства, нет и каких-либо предварительных согласований самого текста договора. АПН ссылается на источник, близкий к участникам процесса, который утверждает, что "на протяжении всего дела банкиры удивительным образом умели договариваться с некоторыми госструктурами и не раз это демонстрировали". "Плохую репутацию Parex имеет и на родине, - пишет АПН. - В конце марта латвийское правительство объявило о том, что провело реорганизацию банка, разделив его на Citadele и Reverta. По словам гендиректора структуры Кристофера Гвиллиама, организацию нужно было избавить от негативного шлейфа, тянущегося за прежним Parex. Он отметил, что это название у латвийцев ассоциируется со словами "кризис" и "несостоятельный банк". Все латыши помнят, как крах банка во время глобального финансового кризиса едва не привел к банкротству все государство. Спасение его от полного разорения стоило налогоплательщикам страны более миллиарда евро".

Ранее СМИ писали о том, что, похоже, банк рассчитывает получить главный актив "Севернефти" - лицензию на Западно-Ярояхинский участок в ЯНАО (подтвержденные запасы - 55 млрд. куб. метров газа, годовая добыча - 1,1 млрд. куб. метров газа и 220 000 тонн конденсата).

По мнению руководителя инвестфонда "Фокус Инвестмент" Владимира Харитонова, "руками Parex banka стратегические активы рассчитывает загрести некая структура, владеющая некоторыми активами в сфере ТЭК в России и имеющая влияние в российских коридорах власти. А латвийский банк, который до сих пор остается лидером и фактически пособником в отмывании денег чиновниками и бизнесменами из России, теперь, похоже, решил выступить еще и фронтменом российских рейдеров".