Латвийский министр образования и науки Роберт Килис (Партия реформ), которого упрекают в популизме и отсутствии плана реформ высшего образования в Латвии, заявил, что подготовит соответствующий план, сообщает портал Delfi. По его словам, "министерство работает над бюрократической версией плана", которая будет утверждена в ближайшее время.

В свою очередь, советник министра Рейнис Тукишс заявил агентству BNS, что министерство образования и науки не согласно с тем, что реформы не были ясно изложены на бумаге, поскольку намеченные реформы были отражены в презентации, подготовленной министерством образования и науки два с лишним месяца назад на основе правительственной декларации, Плана действий правительства, информационного доклада "О необходимых структурных реформах в высшем образовании и науке для повышения международной конкурентоспособности Латвии". В сентябре этот план был представлен президенту Латвии, парламентским фракциям правящих партий, комиссии сейма по образованию, культуре и науке, представителям работодателей и вузов. Над некоторыми пунктами этого плана идет активная работа, добавил Тукишс.

"Тем не менее, в публичной коммуникации неоднократно прозвучало мнение, будто у минобразования и науки нет плана реформ высшего образования. Чтобы убедить в обратном, министр Роберт Килис в 20-минутной презентации по возможности емко еще раз изложил план намеченных реформ. Одновременно министерство работает над "бюрократической версией" этого же плана, которая будет утверждена в ближайшее время", - указал советник министра. Сообщается, что основными критериями плана станут рейтинг латвийских вузов и науки в мире, размер финансирования высшего образования, а также остановка утечки мозгов за границу и сигнал инвесторам о том, что в Латвии происходят прогрессивные перемены.

Напомним, что хотя Роберт Килис считает необходимым реформировать латвийскую систему образования, представители отрасли упрекают его в отсутствии четкого изложения и понятности реформ. В частности, декан факультета социальных наук Латвийского университета Юрис Розенвалдс ранее заявил по этому поводу корреспонденту ИА REGNUM: "Должен отметить, что Килис ориентируется, в первую очередь, на обывателя, а не на работников самой представляемой им отрасли. Я признаю, что у нас в системе высшего образования масса проблем - кто же спорит? Начинал г-н Килис со вполне разумных высказываний. Но плана, систематизированных предложений нет до сих пор! Когда я слышу рассуждения, что тут совсем уж все плохо и нет ничего хорошего, то понимаю, что такая риторика апеллирует к обывателю. Ведь учитывая рекордно низкое финансирование отрасли все эти годы, ситуация еще отнюдь не настолько скверная, как можно подумать! Причем, ситуацию с финансовым обеспечением правительство не намеревается менять и в дальнейшем! Так, в Плане национального развития на 2020 год записано выделение 1,5% от ВВП на науку и научные исследования (в среднем по Европе этот показатель составляет 3%). А без науки высшее образование мертво. То есть, мы сами обрекаем себя на отставание, соглашаясь с ролью европейской провинции. А ведь можно было бы взять пример с Эстонии, с которой мы в начале 90-х находились примерно на одинаковых стартовых условиях. Однако, нынче эстонцы по числу научных публикаций и реальным достижениям вырвались далеко вперед - и нам, фигурально выражаясь, остается махать платочком на перроне вслед их удаляющемуся поезду. В Эстонии отрасль куда лучше финансируется, да и кроме того у них нет, в отличие от нас, глупого правила об обязательном единственном языке обучения в вузах - государственном. Там этот язык определяется самими вузами, а не министерством или парламентскими комиссиями - и, когда необходимо, обучение может проводиться и на других языках, скажем, английском или русском.

Однако, наш министр предпочитает говорить не об этом, а о других вещах, вроде аккредитации вузов. Огульно-негативный дискурс, применяемый Килисом в отношениях с их ректорами, обвиненными в том, что все они, дескать, поголовно являются отсталыми ретроградами, вцепившимися в свои кресла, не несет ничего конструктивного. На самом деле, это опытные, знающие специалисты, которые могли бы многое рассказать о действительных проблемах и запросах нашего высшего образования - в том числе и в сфере аккредитации вузов, которой Килис уделяет так много внимания в своих выступлениях. Однако министр не желает общаться с ректорами так, чтобы хотя бы толком было понятно - а чего же он, собственно, желает? Понятно, что нужно что-то менять к лучшему - но каким образом, и на какой основе? Пока что г-н Килис внятно этого не объяснил. Зато он и его команда наладили очень хорошую коммуникацию с обывателем, у которого, в большинстве случаев, связь с высшим образованием ограничивается когда-то пройденной учебой в университете или детьми, отданными в вуз. Этого явно недостаточно для того, чтобы хоть сколько-нибудь квалифицированно рассуждать о проблемах университетов - но, повторяю, Килис обращается, в первую очередь, к людям, разглядывающим наше высшее образование снаружи. Наслушавшись министра, люди с удовольствием судачат: давно, давно надо было поставить на место этих зажравшихся дармоедов, пора звать на их место иностранных экспертов! Но, простите, иностранные эксперты и так всегда участвовали в оценке наших программ! То есть, можно сделать вывод, что основной целью Килиса является не столько реформа отрасли, сколько стремление стяжать своей партии популярность и высокие рейтинги у электората в преддверии выборов. В результате, многие отправляют своих отпрысков учиться в вузы за пределами Латвии. Но кому от этого лучше? Точно, не нашему государству!"