По результатам мониторинга Минобрнауки в России оказалось 136 высших учебных заведений "с признаками неэффективности" - больше четверти от общего числа вузов, охваченных мониторингом. Под особый удар попали творческие вузы: Литературный институт им. А.М. Горького, три из семи театральных учебных заведений (Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, Екатеринбургский государственный театральный институт, Ярославский государственный театральный институт), ведущие архитектурные академии (Московский архитектурный институт и Уральская государственная архитектурно-художественная академия), около 10 университетов и институтов искусств и культуры и многие другие.

О сложившейся ситуации и путях выхода рассказал министр культуры Свердловской области Алексей Бадаев в интервью журналу "Культура Урала".

Алексей Феликсович, стала ли сложившаяся ситуация для Вас неожиданностью?

И да, и нет. Разговоры о "неэффективности" вузов искусства, по мнению чиновников министерства образования, об унификации подходов ко всем высшим учебным заведениям шли уже давно. Они начались еще при подготовке государственных стандартов предыдущего поколения и запуске процедуры перехода на обучение в рамках Болонского процесса в начале 2000-х. В те годы, будучи первым проректором нашего театрального института, я периодически ездил в Школу-студию МХАТ на заседания учебно-методического объединения по театральному образованию, которое возглавлял и возглавляет Олег Павлович Табаков. Именно он всегда держал оборону, привлекая в переговорах и двусторонних комиссиях с министерством образования на свою сторону самых мощных тяжеловесов в театральной сфере. Очень многое удалось отстоять благодаря ему в театральной сфере: и актерский специалитет (отказ от деления на бакалавров и магистров), и уникальность стандартов (например, использование часов занятий физкультурой в рамках движенческих дисциплин), и, конечно, приоритет вступительных испытаний творческой направленности при приеме в вуз над ЕГЭ.

Кстати, о ЕГЭ. Низкий балл поступающих стал одним из основных критериев "неуспешности".

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ при равном количестве набранных баллов преимущественное право при поступлении имеют лица, имеющие более высокий балл именно по профильному предмету, то есть вступительному испытанию творческой и (или) профессиональной направленности. Таким образом, для творческого вуза именно творческие испытания являются определяющими при зачислении абитуриентов, однако результаты прохождения творческих испытаний не учитываются при оценке эффективности вуза. До введения ЕГЭ после прохождения основных вступительных испытаний абитуриент писал сочинение, которое не оценивалось, а зачитывалось или нет. Понятно, что ошибки талантливым студентам исправляли сами педагоги (это всегда было общей практикой театральных институтов). И сейчас на баллы ЕГЭ практически не обращается внимания. Главное, чтобы балл был выше порогового значения, то есть тест был чуть выше значения, соответствующего "двойке". В ЕГТИ этот показатель на три балла отстает от среднего по стране. Да, прискорбно, что нынешние студенты все хуже знают русский язык, но вот, к примеру, я знаю русский язык неплохо и пишу без ошибок, а сцены боюсь, как огня. Так что природная и благоприобретенная грамотность мне не смогут помочь стать актером.

Следующий показатель - научно-исследовательская деятельность учебного учреждения.

Еще более странный показатель для творческих вузов. В образовательной системе Минкульта к научно-исследовательской деятельности (монографиям) приравниваются публично представленные результаты профессиональной творческой деятельности преподавателей по созданию авторских художественных произведений, то есть роли в спектаклях, постановки, концерты, опубликованные пьесы и др.

Далее следует международная деятельность. Как в театральных вузах вообще возможно обучение иностранных студентов, ведь оно впрямую связано с владением языком?

Здесь есть свои методики. У нас обучались в свое время студенты из Южной Кореи и были весьма довольны как процессом, так и результатом. Но все-таки следует, на мой взгляд, учитывать и географическое положение региона. Иностранцы, выбирающие ВУЗ для последующего обучения в России, естественно, выбирают известные на Западе театральные школы: школу Станиславского - Школу-студию МХАТ, школу Малого театра - Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина, школу Евгения Вахтангова - Театральный институт им. Б. Щукина, либо одну из двух театральных академий - Российскую (впрочем, с недавних пор она стала Университетом) или Санкт-Петербургскую. Отсюда и провисание этого показателя в двух оставшихся театральных школах - Ярославской и Екатеринбургской. Хотя, нельзя не сказать, что практически все русскоязычные актеры Казахстана имеют наш диплом. В ЕГТИ и сейчас обучается почти пять десятков студентов из шести областей Казахстана.

А сколько выпускников, получив диплом, остается в профессии?

Большинство. При перегруженности столичных трупп в провинциальных театрах налицо недостаток артистов. Наблюдается деформация структуры трупп по возрасту, полу и амплуа и, как следствие, неравномерность загрузки исполнителей. ЕГТИ организовывался прежде всего как кузница кадров провинциальных театров, хотя сейчас, наверное, сложно будет найти какой-нибудь столичный театр или проект, в котором не участвовали бы наши выпускники. Уровень школы такой, что немалочисленны случаи самозванства, когда выпускники институтов культуры пытаются выдать себя за актеров свердловской школы на различных кастингах. И это, я считаю, народный знак качества. Наши выпускники востребованы театрами всей России. Сейчас у нас обучаются студенты из 29 субъектов нашей страны.

А если говорить о творческом составе театров Свердловской области, и даже шире - Уральского федерального округа, то он на 80-85% состоит из выпускников ЕГТИ. По данным Департамента по труду и занятости населения Свердловской области наши выпускники крайне редко попадают на учет в службу занятости. Из общего числа выпускников (не считая ушедших на службу в армию, декретные отпуска) 93% выпускников трудоустраиваются в театральных организациях, 6% - в иных учреждениях культуры.

А можете ли Вы сравнить театральную ситуацию в нашей области с общероссийской или даже общемировой?

В Свердловской области действуют 30 профессиональных театров, что позволяет региону в течение долгого времени удерживать почетное третье место среди субъектов Российской Федерации. В расчете на 1 млн. жителей у нас действует 7 театров, тогда как в целом по России - только 3,2 театра. Регион обходит Италию, в которой на тот же миллион жителей приходится 5,9 театров, незначительно отстает от Японии, где этот показатель равен 8,7. И конечно, ситуация такова во многом благодаря наличию своего театрального вуза.

Качество подготовки специалистов подтверждает успешная деятельность региональных театров. Достаточно назвать Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии, имеющий 16 высших театральных премий "Золотая маска". Успешная деятельность НП "Коляда-театр" связана с именем одного из самых известных преподавателей Екатеринбургского государственного театрального института - Н.В. Коляды, создавшего Уральскую школу драматургии. Среди выпускников драматургического отделения - получившие мировую известность драматурги Олег Богаев, Василий Сигарев, Александр Архипов, Злата Демина, Гульнара Ахметзянова, Владимир Зуев, Ярослава Пулинович, Павел Казанцев и многие другие.

Воспитывая столь уникальную поросль, неловко, наверное, брать с них плату за обучение. Как же быть тогда со следующим "показателем эффективности" - финансово-экономической деятельностью?

Художественное образование - дело штучное, элитарное, массовости не терпящее. И соответственно, экономически невыгодное. Любая "ручная работа" экономически проигрывает массовому производству, на которое нацелены, к примеру, вузы культуры. Это образование нуждается в опеке и внимании власть предержащих более всего. Надо понимать, что настоящее искусство не может быть самоокупаемо, и это подтверждается всеми экономическими исследованиями. Оно дает отдачу в другом, недаром в тяжелейшем 1943 году в России открываются Школа-студия МХАТа, Уральский музыкальный колледж и еще не одно учебное заведение, обучающее подлинному искусству. А насколько приятно, как неоднократно подчеркивал ректор-основатель нашего театрального Владимир Гаврилович Бабенко, видеть выпускников и сравнивать их с поступавшими 4-5 лет назад неотесанными подростками. Ведь театральный - это еще и возможность получить качественное гуманитарное образование.

Театральный институт готовит штучных мастеров, и, хотя от запросов дня сегодняшнего быть в стороне невозможно, и все большее количество студентов обучается с полным возмещением затрат (в среднем рост составляет около 15 % в год), это ни в коей мере не повышает качество владения профессией, а, напротив, приводит к некоей дипломированной самодеятельности. Плюс, возвращаясь к вопросу о среднем уровне поступающих: большее количество платных студентов, естественно, снижает средний балл ЕГЭ поступающих. К слову, в Школе-студии МХАТ было принято принципиальное решение: платников на основные актерские курсы не принимать. Могут быть платные наборы, так Школа-студия уже давно практикует полностью "американские" курсы актерского мастерства.

Имея основной доход от обучения студентов на платной основе, показатель дохода вуза в расчете на одного научно-педагогического работника напрямую зависит от соотношения количества студентов на одного преподавателя в обычных вузах и вузах искусства. В "нетворческих" вузах число студентов на 1 преподавателя составляет 10 человек. В театральных вузах в соответствии с федеральными образовательными стандартами по специальностям "Актерское искусство", "Режиссура театра" число студентов на 1 преподавателя составляет 4 человека, по специальности "Литературное творчество" - 4,5, что предполагает большой объем индивидуальных и мелкогрупповых занятий и увеличивает количественный состав профессорско-преподавательского состава.

Не так давно в одном из интервью замминистра культуры России Андрей Евгеньевич Бусыгин назвал систему платного актерского образования "порочной", хотя она, по его словам, и позволяет держать на плаву педагогов. А вот уже министр образования России в радиоэфире сказал, что проблемы ВУЗов могут крыться в недофинансировании, "тогда мы добавим денег в их бюджеты". Когда я перешел работать в правительство области, для меня было большой неожиданностью узнать, что зарплаты в областных художественных колледжах выше зарплат в федеральных вузах.

Сказать, что ЕГТИ сейчас находится в идеальной форме, нельзя, существует ряд внутренних проблем, требующих достаточно жестких управленческих решений, однако, в целом, несмотря на все демографические ямы, интерес абитуриентов к получению образования в театральном институте только растет.

То есть, Вы считаете, что художественное образование сейчас более, чем кто-либо, находится в опасности?

Да, ведь под удар попали уникальнейшие вузы. Как следует понимать, например, попадание в список неэффективных Литературного института имени А.М. Горького?

А наша УрГАХА, в попечительский совет которой я имею честь входить? Вуз, который на столь высоком уровне отметил в прошлом месяце свое 45-летие? Как отметил во время юбилейных торжеств председатель Совета главных архитекторов России, главный архитектор Москвы с 1996 по 2012 год Александр Викторович Кузьмин, Уральской архитектурной академии удалось сохранить тот творческий дух, ту атмосферу, которую во многом утратила МАРХИ (тоже, кстати, оказавшаяся подругой по несчастью и попавшая в тот же злополучный список). УралГАХА всегда была одним из основных культурных центров Свердловска и Екатеринбурга, недаром с дипломом именно этого вуза за плечами творят не только архитекторы, но и режиссер Владимир Хотиненко, и лидеры российского рок-движения Вячеслав Бутусов и Настя Полева. Художественное образование дает человеку кругозор и прививает чувство прекрасного.

А что Вы можете сказать о третьем вузе Свердловской области, обнаружившем "признаки неэффективности", Нижнетагильской социально-педагогической академии?

Здесь мне сложно комментировать. Эта академия была ведущей организацией моей диссертации, то есть, коллеги-филологи давали письменный отзыв на мою кандидатскую, все происходило заочно, мы даже не познакомились. Больше я с деятельностью этого вуза не сталкивался. И хотя мне не так много о нем известно, мне кажется, что ставить под удар единственный вуз в городе с населением более полумиллиона - решение весьма сомнительное.

Начавшаяся кампания по выявлению неэффективных вузов с целью их реформирования - тенденция весьма опасная, особенно для небольших вузов искусства, которые по самой своей природе не могут вписаться в среднестатистические показатели. Однако именно их механическая обработка дает основания для вынесения приговора. Для высших театральных, архитектурных школ, консерваторий любое объединение влечет за собой утрату уникальности.

И в этой связи очень хочется предостеречь всех заинтересованных в сохранении собственной идентичности, своего уникального образования от необдуманных шагов. Сейчас в сети раздаются призывы к общественности собраться и выработать некую платформу для открытия в Екатеринбурге на базе наших лучших художественных вузов Уральского университета искусств. Хочется попросить этих людей: не торопитесь! Уничтожить легко, а вот делать придется заново, то есть с нуля. Может быть, что-то из этой затеи и выйдет. Что-то, да, уверен, не то".

Справка:

Бадаев Алексей Феликсович - кандидат филологических наук, заведующий кафедрой общих гуманитарных и специальных театроведческих дисциплин, профессор Екатеринбургского государственного театрального института. Преподает в этом ВУЗе 17-й год. С 2002 по 2009 год занимал должность первого проректора (проректора по учебной работе). Почетный работник ЕГТИ.