Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев в интервью ИА REGNUM рассказал, что мешает Великому Новгороду "быть в шоколаде".

ИА REGNUM: Юрий Иванович, каким будет бюджет Великого Новгорода на 2013--й год?

Формирование бюджета города, к сожалению, будет таким же, как и в нынешнем году. Говорю - "к сожалению", потому что в 2011 году по решению федерального правительства у нас забрали 10% НДФЛ (налога на доходы физических лиц). Это очень существенная сумма - мы потеряли порядка 300 млн рублей. НДФЛ - один из основных наших доходных источников и, конечно, хотелось бы, чтобы его доля в бюджете города выросла, хотя бы до 30%, как это было раньше. Смотрите, что получается: вместо того, чтобы наполнить полномочия муниципалитетов финансовыми источниками, всё делается наоборот. И вроде все понимают, что надо менять бюджетную политику в пользу муниципалитетов, и какие-то подвижки уже есть - например, мы ожидаем, что со следующего года 90% налогов от малого бизнеса будет поступать в бюджет города. Но, конечно, это не те суммы - всё это просто красиво звучит. Поэтому мне очень приятны разговоры о том, что минимум 50% НДФЛ надо оставлять муниципальным бюджетом. Если бы так стало, мы бы в нашем городе были "в шоколаде".

ИА REGNUM: А как сейчас?

По объему сейчас мы имеем проект бюджета на уровне уходящего года. Объём доходной части - примерно 2,1 млрд рублей, но мы надеемся, что он будет увеличен. Отдельное спасибо руководству Новгородской области за то, что в будущем году мы получим очень серьёзный объем средств для финансирования дорожных работ - порядка 550 млн рублей из регионального дорожного фонда (общий его объём - около 2,7 млрд рублей - ИА REGNUM).

ИА REGNUM: Если одобрит Новгородская областная дума...

Надеюсь, одобрит. У города на это есть все основания. Во-первых, не надо забывать, что Великий Новгород - это 70% всей экономики области. Во-вторых, дорожный фонд формируется за счёт транспортного налога и за счёт акциза на бензин, и если посчитать, то город мог бы рассчитывать и на большую сумму. Но в настоящих условиях, учитывая проблемы всей области, эти 500 млн рублей для города на дороги - по-моему, и честно, и целесообразно. Нам бы года три подряд по такой сумме, и с дорогами вопрос был бы решён. Вообще, за прошедшие пять лет мы направили на дороги средства, несопоставимые с предыдущей пятилеткой.

Справка.

Великий Новгород - один из древнейших городов России (основан в 859 году), административный центр Новгородской области, Город воинской славы. Расположен примерно в 500 км от Москвы, в 180 км от Санкт-Петербурга. Население города, по данным Всероссийской переписи 2010 года, составляет около 218 тысяч человек, в городе проживает около трети жителей всей области. С начала 1960-х гг Новгород являлся крупнейшим центром радиоэлектронной, полупроводниковой промышленности СССР. В городе выпускалась радиоэлектронная, радиотелевизионная аппаратура для космоса, военного назначения, телевизоры, электронно-лучевые трубки, микросхемы и т. д. До 1990-х годов предприятий радиоэлектроники обеспечивали до 60% валового регионального продукта, в последние годы их доля сократилась до примерно 5%. В настоящее время основными отраслями промышленности Великого Новгорода являются химическая (крупнейшее предприятие - ОАО "Акрон"), а также машиностроительная (предприятия "Квант", "Старт", "Растр", корпорация "Сплав"), целлюлозно-бумажная (компании группы "Амкор Ренч"), металлургическое производство (ЗАО "Новгородский металлургический завод").

ИА REGNUM: Что еще будет приоритетным для расходования бюджетных средств в 2013 году, помимо дорог?

Капитальные ремонты жилья. Надеюсь, будет продлена федеральная программа, которая сейчас, к сожалению, практически свёрнута. Я неоднократно высказывал своё убеждение: ни областной, ни тем более городской бюджет без поддержки государства, без понимания со стороны жителей и, соответственно, увеличения отчислений на капитальный ремонт домов проблему не решит. Люди это должны понимать. Мы считали, что для того, чтобы привести жилой фонд Великого Новгорода в соответствие с нормальным пониманием комфорта, нужно 5 млрд рублей. За те 4 года, что мы работали с российским Фондом содействия реформированию ЖКХ по 185-му федеральному закону, мы получили около 1,4 млрд рублей. Вот и считайте: нужны ещё 3,5 млрд рублей. То есть из разных источников мы ежегодно должны направлять на эти цели минимум по 300 млн рублей, чтобы решить проблему в течение 5-6 лет, при этом поддерживая то, что есть, в нормальном состоянии. И новгородцы должны понимать, что они платят за своё собственное жильё, находящееся у каждого в собственности. Только при таком варианте всем вместе можно привести жильё в порядок.

ИА REGNUM: Жители города это понимают?

Отношение собственников сейчас, наконец, стало меняться. У нас в городе 2,5 тысячи частных домов, не получающих на свое содержание из бюджета ни копейки. Сами и крыши ремонтируют, и сосульки сбивают... Есть управляющие компании, которые знают: при рациональном использовании средств собственников и капитальные ремонты можно проводить, и содержать жильё в нормальном состоянии. Но мы провели анализ и увидели: из бюджета города на ремонт жилья израсходовано в 5-6 раз больше, чем сами жители потратили через управляющие компании, хотя собрали на эти цели значительно больше! К сожалению, среди руководителей управляющих компаний есть проходимцы - насоздавали компаний, получили деньги, работы не сделали, разбежались, а деньги израсходовали на всё, что угодно, кроме ремонтов - то есть попросту украли! Сейчас прокуратура ими занимается. Зарвавшихся поставят на место.

ИА REGNUM: Что будет делать мэрия с невыполненными судебными решениями по капитальным ремонтам на сумму около 300 млн рублей?

Судя по возросшему числу таких решений, сейчас мы наблюдали как будто целенаправленную, спланированную акцию "всё должен делать бюджет". Да не хватит у бюджета денег! Поэтому мы с жителями и управляющими компаниями пытаемся найти общий язык, заключая мировые соглашения. Рассмотрели все иски, все судебные решения, в итоге - такие мировые соглашения есть уже с многими домами. Это и тот перечень работ, которые нельзя не делать, и он уже заложен в бюджет города на будущий год, и то, что может подождать - договорились на рассрочку до 2014-15 годов, не позднее. При этом, договариваясь с собственниками, мы всё-таки экономим, позволяя себе бюджетные средства направлять и на другие нужды. Возможно, мы не достроим какой-то спорткомплекс, но другого выхода-то нет. Обычно в подобных случаях, когда нет средств, судебные решения закрываются как невозможные к исполнению. Мы же сознательно не идём на это и не ставим вопрос о том, что решения невозможно исполнить. Мы говорим, что это невозможно исполнить в том объёме, в котором наплодили этих судебных решений. Некоторые собственники не соглашаются на компромисс - это их право, но абсолютное большинство относится с пониманием. К слову, этот подход у нас - один из первых на территории России. В других регионах суды либо отклоняют требования жильцов, либо принимаются решения, которые потом оказываются невозможными к исполнению из-за отсутствия средств, а некоторые лишь думают, что с этим делать. Наш вариант, и та комиссия, которая была образована при мэре с участием главного федерального инспектора, представителями судов, судебных приставов, прокуратуры, управляющих компаний - это, на мой взгляд, правильное, нормальное, здравое решение.

ИА REGNUM: На что ещё ориентируется программа развития города?

Большая проблема - это наш полигон твёрдых бытовых отходов, городская свалка. В ближайшие год-полтора она будет переполнена. Чтобы на следующие десять лет иметь гарантии, что город не погрязнет в мусоре, надо уже сейчас изыскать 500 млн рублей. Проблема начинает назревать, и в ближайшее время мы, видимо, будем договариваться с нашими подрядными организациями, чтобы получить возможность делать работы в рассрочку. Проект нового полигона твердых бытовых отходов сейчас находится на экспертизе в Москве.

ИА REGNUM: Есть ли в городе проблема с местами в детских садах?

Серьёзных проблем, как в других городах, у нас нет. Но динамика рождаемости положительная, и на перспективу нужны новые места в детских садах. Решаем вопрос уже сейчас: так, в следующем году надеемся организовать 200 дополнительных мест, а кроме того, закладываем строительство нового садика на улице Псковской.

ИА REGNUM: В Великом Новгороде, к счастью, давно не было крупных аварий в коммунальной сфере. Но впереди - зима...?

Аварий всё меньше, к счастью, потому что ведем много плановых работ по ремонту труб, но процент износа довольно велик. Так, у МУП "Теплоэнерго" сами котельные в отличном состоянии, подводки к домам заменены на 100%, но больше половины из межплощадочных сетей надо менять. Сети "Новгородского водоканала" изношены на 60-70%. Сейчас мы проводим работы по установке специального оборудования, с помощью которого можно будет определять место прорыва водовода - это же тоже проблема. А вообще, чтобы сделать чистую воду в каждом кране в нашем городе нужно порядка 5 млрд рублей - то есть поменять все трубы. Очистка воды у нас нормальная, водозабор построен новый за счёт федерального финансирования (почти 1 млрд рублей) с запасом ещё на 200 тысяч населения, а трубы мы каждый год меняем километрами, а поменяли всего 20%. Оставшиеся 80%, как говорится, вчера менять надо было. Если такими же темпами делать и дальше, ещё 25 лет будем менять.

ИА REGNUM: И как можно решить проблему?

Есть вариант отдельной программы по замене труб водопровода, рассчитанной на пять лет. Но тогда в тариф на воду необходимо будет заложить другую сумму: не 20 рублей за кубометр воды, а 25, например. Наверное, это не такая уж большая разница, и каждый будет понимать, что эти "лишние" 5 рублей идут на замену труб. Надеюсь на поддержку государства, ведь как раз сейчас на федеральном уровне обсуждается программа "Чистая вода": не про "фильтры Петрика", чтоб не путали, а именно про чистую воду до крана, тогда и фильтры никакие не нужны.

ИА REGNUM: Какова ситуация с вводом жилья в Великом Новгороде? Удастся ли городу выполнять ежегодно растущий план?

До 2020 года мы должны строить 1 кв метр жилья на жителя, то есть, грубо говоря, 230 тысяч кв метров ежегодно. Сейчас мы строим 100 тысяч кв метров - то есть половину от того, что надо. Мы, безусловно, должны стремиться строить больше и достигать показателя хотя бы в 150 тысяч кв метров, но при этом надо исходить из реалий. Если бы мы уже сейчас построили в два раза больше - нашлись бы покупатели? У нас 7 тысяч человек стоят в очереди на получения жилья, но жилья бесплатного или льготного, которого у нас нет. Вопрос - в доступности жилья, а его стоимость в Великом Новгороде, на мой взгляд, очень высока. В центральных регионах России - Курске, Белгороде, Воронеже, да даже в соседнем Пскове жильё дешевле, чем у нас. Причина, на мой взгляд, в монополизме. Вот, к примеру, в Северном районе города строительство трёх домов в этом году стала вести псковская компания, и наши строители заволновались: как такое дешёвое жильё возможно? Соберу делегацию наших застройщиков и съездим в Псков, обмениваться опытом.

ИА REGNUM: В Новгороде хватает строительных мощностей?

Нашей стройиндустрии можно в 1,5 раза спокойно увеличить объёмы вводимого жилья на тех площадях, которые имеются. Что касается коттеджной и малоэтажной застройки - здесь, действительно, у нас мощностей практически нет, но инвесторы приходят. Нас, конечно, подвела "Аркажская слобода", где планировалось около 30 тысяч кв метров жилья ввести уже в этом году. Увы, в этом году там жилья построено не будет. Тем не менее, около 100 тысяч кв метров жилья и в нынешнем году в Великом Новгороде построим.

ИА REGNUM: Много ли в городе осталось аварийных и ветхих домов?

За пять лет мы расселили порядка 30 домов, жильё получили около 500 человек. Если строго по закону, то в этом году мы расселим все оформленные дома. Но я же знаю, сколько ещё домов надо переводить в разряд аварийных - таких наберётся ещё десятка два, это небольшие дома, их расселение мы планируем на ближайшие 3 года. Уже в следующем году расселим 6-7 из них.

ИА REGNUM: В 2011 году вы затеяли масштабную реформу здравоохранения в Великом Новгороде, но с этого года все медучреждения перевели на областной уровень. Как Вы сейчас оцениваете реформу - нужно ли было её проводить?

Программу модернизации здравоохранения в городе мы приняли ещё раньше государственной и я считаю, что сделали это совершенно правильно. Мы привели в порядок поликлиники, женскую консультацию, ввели в строй травмпункт, отремонтировали Первую городскую больницу, начали ремонт здания ЦРБ и поликлиники №3... Когда не было врачей для травмпункта, мы с городской думой приняли решение выплачивать "подъёмные", оплачивать жильё, и за три месяца нашли 80 специалистов со всех городов и весей. Что сейчас там делается, я комментировать не буду, это уже не наши полномочия. Жаль, что не удалось самим довести до ума. Конечно, начатые нами ремонты доделают. Но положительный эффект от реформы будет при одном условии: если сравняют оплату сотрудникам в учреждениях разного уровня, и зарплата "городских" врачей будет не ниже "областных". Пока этого выравнивания не произошло. То, что всё городское здравоохранение перевели на уровень области считаю ошибкой, не надо было у города эти полномочия забирать.

Справка ИА REGNUM:

Юрий Бобрышев родился 3 мая 1951 года в селе Бобрышово Курской области. В 1973 году окончил Воронежский химико-технологический институт по специальности инженер-технолог, в 1991 году - школу бизнеса при университете в штате Северная Каролина, США, менеджер высшего звена. Более 35 лет живет и работает в Новгороде. В 1973 году начал свой трудовой путь главным инженером на Новгородском производственном объединении пивоваренной и безалкогольной промышленности. С 1980 года по 2007 год возглавлял крупнейшее ликероводочное предприятие области - ОАО "Алкон" (с 1980 по 1992 гг - Новгородское производственное объединение спиртовой и ликеро-водочной промышленности). Избирался депутатом городского Совета народных депутатов, в период с 1997 по 2008 гг - депутатом Новгородской областной думы II, III и IV созывов. В декабре 2007 года был принят на должность первого заместителя главы администрации Великого Новгорода. Избран мэром Великого Новгорода по итогам выборов 2 марта 2008 года - за него отдали свои голоса 75,5% избирателей.