После заседания Экспертного совета Комитета Госдумы РФ по делам национальностей по вопросам языковой политики, которое прошло в Москве 9 ноября, члены совета приняли ряд рекомендаций, изложенных в обращении к председателю Комитета Гаджимету Сафаралиеву. Текст решения публикуется в оригинале.

"Решение секции "Совершенствование законодательства в сфере языковой политики и удовлетворения этнокультурных потребностей народов России" Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по делам национальностей от 9 ноября 2012 года.

В работе секции приняли участие:

- представители общественных организаций республик Татарстан, Башкортостан, Бурятия;

- родители, которые неоднократно обращались в органы исполнительной и законодательной власти всех уровней о нарушении в школах права выбора языка изучения их детьми в статусе родного;

- депутаты Государственной Думы Российской Федерации и представители аппарата Комитета Государственной Думы по делам национальностей;

- эксперты секции "Совершенствование законодательства в сфере языковой политики и удовлетворения этнокультурных потребностей народов России" Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по делам национальностей;

- учёные специалисты по методике преподавания языков, по вопросам реализации языковой образовательной политики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

На заседании было отмечено, что в последнее время возросло число обращений от русскоязычного населения, проживающего в республиках Российской Федерации (Татарстан, Башкортостан) на ущемление в школах права свободного выбора языка изучения в статусе родного языка. Так в дошкольных и школьных образовательных учреждениях не создаются условия для изучения русского языка в статусе родного. Если татарский, башкирский языки в школах изучаются как в статусе республиканского государственного языка, так и в статусе родного (нерусского) языка, то русский язык изучается только в статусе государственного языка республики Татарстан или Башкортостан. Основная цель языковой политики, реализуемой в этих республиках сводится к уравниванию количества часов на изучение русского языка и татарского или башкирского языка, опираясь на республиканское законодательство, в котором устанавливается функциональное равноправие государственных языков республик. Так, например, в Республике Татарстан устанавливается "функциональное равноправие государственных языков Республики Татарстан - татарского и русского". Такой подход к изучению языков привел к нарушению баланса в распределении часов в структуре филологического блока учебных дисциплин. В выступлениях подчёркивалось, что в Татарстане на изучение русского языка выделяется только 700 часов в год, тогда как в других субъектах Российской Федерации количество часов на изучение русского языка, составляет 1200 часов. Ситуация осложняется тем, что действует обязательный региональный экзамен. Если ты не сдаешь татарский язык, не перейдешь в десятый класс.

В процессе обсуждения родительское сообщество предложило:

- отнести государственные языки республик в системе школьного образования к дополнительному образованию с изучением их на добровольной основе;

- предусмотреть выделение равного количества часов на изучение русского языка во всех школах Российской Федерации;

- закрепить законодательно за родителями школьников право выбора и право формирования учебного плана.

При обсуждении ситуации изучения языков народов России, функционирующих в общеобразовательных учреждениях республик Российской Федерации в различных статусах, участники мероприятия пришли к общему мнению:

1. Просить Председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей провести Парламентские слушания или Круглый стол на тему: "Законодательное обеспечение реализации государственной языковой политики Российской Федерации" с участием представителей Прокуратуры РФ, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы безопасности, Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования, представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

2. Обратить особое внимание на проблему приведения республиканского законодательства в части правового регулирования функционирования государственного языка РФ, республиканских государственных языков, языков народов России в статусе родного в соответствии с федеральным законодательством.

Отмеченные выше нарушения прав граждан России в определённой степени вызваны проблемами федерального законодательства, которое не учитывает в сфере образования правовое положение языков народов России, т.е. конституционно установленный их статус.

3. Внести предложения в законопроект "Об образовании в РФ" в части обеспечения прав граждан на свободный выбор языка воспитания, обучения и изучения с учётом правового статуса языков народов России.

4. Внести изменения в Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" (в части уточнения правового статуса государственного языка республики и правового статуса родного языка из числа языков народов России). При этом предусмотреть следующие положения:

- особый статус государственного языка Российской Федерации не должен толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик Российской Федерации и родными языками народов Российской Федерации;

- предусмотреть гарантию права гражданам на свободное определение родного языка из числа языков народов Российской Федерации;

- предусмотреть международную норму, что сохранение и развитие родных языков не должно осуществляться в ущерб государственному языку;

- языки изучения и язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяются только общеобразовательной программой;

- изучение и преподавание государственного языка Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законодательством с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов;

- изучение и преподавание государственных языков республик Российской Федерации регламентируются федеральными государственными образовательными стандартами и регулируются законодательством субъектов Российской Федерации";

- изучение русского языка или других языков в статусе родного языка граждан Российской Федерации осуществляется с учетом языковых потребностей обучающихся и (или) родителей их законных представителей.

5. Изъять из нормативных актов образования и в первую очередь из федерального государственного образовательного стандарта понятия "русский (неродной) и родной (нерусский) язык".

Руководитель секции О.И. Артеменко".