Декан финансово-экономического факультета Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор Светлана Панкова считает, что оптимизация тарифа страховых взносов - мера непопулярная, но лучшего сейчас не придумать, чтобы залатать "дыры" в бюджете Пенсионного фонда РФ и заставить население (и работников, и работодателей) задуматься о своём будущем. "Из всех зол в данном случае выбрали меньшее", - заявила она корреспонденту ИА REGNUM.

Панкова также отметила, что снижение накопительной части пенсии, предусмотренное проектом стратегии развития пенсионной системы в совокупности с другими нововведениями, вызвано ожидаемой неэффективностью её применения в том виде, в каком это было предусмотрено пенсионной реформой 2002 года.

В настоящее время перед правительством РФ стоит выбор по внесению изменений в пенсионную стратегию: либо повысить пенсионный возраст и не выплачивать пенсию тем, кто её уже заработал, либо сократить число и (или) размер досрочных пенсионных выплат, либо уменьшить накопительную часть. "Все варианты, безусловно, непопулярны, но последний является наименьшим злом с пролонгированным сроком проявления социальных последствий, - считает экономист. - А если будущие пенсионеры в совокупности с работодателями проявят больше инициативы по поводу создания и распоряжения накоплениями, чем на сегодняшний день, то и эти предполагаемые последствия могут быть смягчены. Наконец, следует учесть то обстоятельство, что вопрос финансирования пенсий, выплачиваемых нынешним пенсионерам, действительно стоит остро, и решать его необходимо в ближайшем будущем, иначе бы не возникла потребность в пересмотре пенсионной стратегии".

Напомним, что правительство РФ предложило президенту вариант стратегии развития пенсионной системы. С 2002 года пенсия родившихся после 1966 года состоит из двух частей: индивидуальных накоплений и распределительной части. Те 22% от фонда оплаты труда, что платит работодатель, делятся следующим образом: 16% идёт на оплаты нынешних пенсий, а 6% - это индивидуальные накопления будущего пенсионера. В реформе предусмотрена оптимизация (снижение) с 6% до 2% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направление высвободившихся 4% в солидарную часть пенсии.

16 ноября Госдума во втором чтении рассмотрит поправки к проекту бюджета Пенсионного Фонда.