Участники петербургских "Дней литовского кино" продюсер Ева Норвилене и режиссер Саулюс Друнга рассказали ИА REGNUM что делают в Литве для возрождения национального кино и почему про советское прошлое фильмы там начнут снимать не скоро

ИА REGNUM: Ева, вот Рената Литвинова не так давно сказала, что продюсер это все ж таки тяжёлое и явно не женское дело. Вы согласны с ней?

Что нелегко - согласна. Но, когда делаешь то, что тебе интересно и нравится, все трудности исчезают. Иногда бывает тяжело, да, и не знаешь как разобраться с какой-то проблемой или ситуацией, но в итоге все решается. Как я люблю говорить: "Ну, нет ситуации безвыходной. Только надо выход найти". (смеется) Желательно правильный.

ИА REGNUM: А почему вы решили заняться продюсированием фильмов, а не, скажем, спектаклей?

Да, как-то кино было интересно. Хотелось заниматься именно производством фильмов. Реализовывать идеи и показывать результаты зрителям других стран. И представлять Литву. Вот это всё очень нравится. Причём я люблю все этапы работы, даже самые скучные - с бумагами, подачу заявок и отчёты. Когда работаешь над заявкой, то проектируешь какое-то будущее, а когда занимаешься отчётами, то видишь что думал когда-то, что вышло, а что - не очень, что стоило сделать, а чего не надо. Больших промахов пока не было. Меж тем опыт-то накапливаешь. Вот столько фильмов сделала, и думаешь, что уже все знаешь, а выходит - нет. Конечно, я не имею в виду, что когда приступаешь к следующему проекту, то как будто с нуля начинаешь. И потом, страшно интересен съемочный процесс, и еще я очень люблю общаться с людьми. Нравится работать в копродукции. Там ведь другая стратегия и партнёры.... С кем бы мы ни работали - венграми, французами, немцами - со всеми остались хорошими друзьями.

ИА REGNUM: В Вашей продюсерской фильмографии одни дебютанты: Игнас Мишкинис, Кристина Буожите, Саулюс Друнга. Почему Вы беретесь именно за них? Ведь под дебютные фильмы найти финансирование в разы сложнее.

Это правда. С дебютантами, конечно, тяжелее. С ними и работать сложнее, поскольку у них нет опыта. Нравится отыскивать талантливых людей и когда думаю, что вот если я не помогу, то может быть он так и исчезнет, поменяет профессию или уйдёт в рекламу или ещё что-то... Если вижу талантливого режиссера, то (смеётся) даже руки чешутся что-то сделать. И делаем. Когда есть опыт, уже доверяешь постановщику, то снимаем и второй и третий фильмы.

ИА REGNUM: С Кристиной второй фильм сейчас делаете...

Сделали уже. С Саулюсом тоже будем снимать второй. С Игнасом - третий и сразу думаем про следующий. Вот по возвращении пригласили в нашу Академию провести мастер-класс. Там буду общаться с режиссёрами, кто на 4 курсе учится, и искать кого-то нового.

ИА REGNUM: Как вы их нашли?

С Игнасом учились и работаем вместе. Он заканчивал учёбу и попросил помочь. После снимал рекламу, а я продюсировала. Создали с ним компанию "Тремора". Потом познакомилась с Саулюсом, через нашего общего друга. Понравились его идеи, как он думает. С ним, конечно, рисковали. У Игнаса были работы, а у Саулюса - нет. Шаг был рисковый, но удачный. Дебют ("Анархия в Жирмунае" - прим. ред.) с крохотным бюджетом окупился. Призы получил, на Московском кинофестивале, например. И, вообще, это первый литовский фильм, купленный в европейский прокат.

ИА REGNUM: Награды помогают продвигать фильмы?

Да, конечно. В моей практике мы всегда делаем премьеры на фестивалях класса А - и в Карловых Варах, и в Москве, что очень хорошо, внимания в этом случае больше. Удается найти продавцов, выйти на другие рынки.

Премьера фильма ("Vanishing waves" - прим. ред.), который мы закончили с Кристиной, прошла в июле в Карловых Варах. А в Литве будет только в январе 2013-го. Правда, наше Министерство культуры недовольно, что всё так затягивается. Но это было моё решение. Я чувствовала, что этот фильм очень хорошо пойдёт на фестивалях. И оказалась права. Мы участвовали в 6 фестивалях и выиграли 10 наград. В Америке на Fantastic Fest получили призы за лучшие фильм, режиссуру, сценарий и женскую роль. Потом участвовали в конкурсе Европейской федерации фестивалей фантастического кино и получили высшую премию - "Золотого Мельеса". Получается, что сделали лучший фантастический фильм этого года.

ИА REGNUM: Минкульт-то почему возмущается?

Они финансировали этот фильм. Мы попросили денег на оплату проезда на кинофестиваль в Азию. Бюджет на производство дали невеликий, притом что это же фантастика, дорогостоящий жанр, но мы всё-таки завершили его. Уже и премьера состоялась в Карловых Варах и приз получили в своей программе. А нам говорят: "Мы не знаем - хороший ваш фильм или нет". Думаю, у людей, работающих экспертами, не так много опыта. Разумеется, это не общее мнение Министерства, а отдельных людей. И развиваться всё-таки следует не только продюсерам и режиссерам, но и чиновникам. Знать какой фестиваль есть какой, а в Азии это вообще самый главный фестиваль. Там же брали интервью, печатали в газетах и журналах. И если б нас там не было, то и этого ничего бы не было. А это же очень хорошо для продвижения Литвы.

ИА REGNUM: Каковы условия финансирования кино в Литве? Должны ли возвращаться деньги? Целиком или, может быть, какой-то процент?

Нет, у нас это как дотация. Возвращать ничего не надо. Что, конечно, очень здорово! Но деньги эти получить очень трудно. На всю киноиндустрию в этом году выделили 1 миллион евро, обычно это бюджет одного фильма.

В этом году у нас открылся Киноцентр, через который и пойдет финансирование. Есть ещё один фонд - по поддержке культуры. Он подчинятся Минкульту и выдает средства не только на кино, но и на театральные постановки и другие культурные проекты. Приняли новый закон, по которому с акцизных сборов будут отчислять 3 процента (раньше 1 процент) и отчисления пойдут в этот фонд. Значит, можно будет снимать больше фильмов. Ведь всем очень плохо, если делают один фильм в 5 лет. Надо хотя бы раз в 2 года снимать, а еще лучше каждый год. Выходит так, что работаешь в кино и ещё где-то. А надо же участвовать в фестивалях, встречаться, знакомиться, поддерживать связи, налаживать контакты с фондами, следить за изменениями в других странах.

ИА REGNUM: Предпринимаются какие-то шаги на уровне правительства? Я имею в виду законодательно. Какие-то льготы вводятся, например.

У нас в этом году случилось очень много хорошего. Такой конструктивный диалог начался, мы даже сами не верили, что это возможно. И киноцентр, и отчисления с акцизных сборов, и закон о кино и о художественном совете. Много всего, что поддержит национальный кинематограф. Правда, практически это начнет действовать в следующем году. А мы пока будем разрабатывать новые идеи. Нас принимают и слушают и делают то, о чём говорили. Мы даже сами удивляемся таким темпам. Настрой очень позитивный! Так что мы рады работать вместе.

ИА REGNUM: Саулюс, ну, вот то, что в Петербурге решили возобновить Дни литовского кино - идея отличная. А скажите, пожалуйста, связь с литовским кино, которое снимали в советское время (Витаутас Жалакявичюс, Арунас Жебрюнас, Раймондас Вабалас, Марионас Гедрис, Альгирдас Дауса и другие) утрачена окончательно?

Думаю, да. Жалакявичюс ведь давно ушёл, Вабалас и Гедрис тоже умерли. У Жебрюнаса плохо со здоровьем. Он преподавал, конечно. Но сейчас уже нет.

ИА REGNUM: Почему режиссеры - ваши сверстники, и те, кто моложе, не берутся снимать фильмы про советский период? Понятно, что тема болезненная.

С одной стороны, как Вы говорите, да, болезненная. С другой - всё упирается в финансы. Это ведь уже история, значит, бюджет увеличивается. Если хотите показать историю, то нужно её создавать, а если этого нет, из пустых бутылок вы ничего не сделаете.

И ещё одна вещь, которую я в своём фильме показываю - Литва как независимая страна очень молода, нам всего 20 лет. Вспомните, чего вы сами хотели в 20 лет... Секс, рок-н-ролл, развлекаться, а не задумываться о чём-то. Полагаю, это придет со временем. Мы - молоды.

ИА REGNUM: Но опыт этот всё-таки придется отрефлексировать...

Конечно. Страна-то состоит из людей и в какой-то момент они начнут прошлое осмысливать, анализировать. Всё должно прийти само собой. Иначе это будет идеология, которая заставляет тебя делать что-то. А художник так не может.

ИА REGNUM: Вы бы сами взялись за такой сюжет?

Да, конечно. Я даже и сейчас думаю, правда, с очень маленьким бюджетом. Если делать стилизацию, то будем обходиться лишь коридором или комнатой. И это была бы психологическая драма. Или, опять же, можно снять историю про лесных братьев. Бюджет нужен только на реквизит. Лес-то какой был такой и остался.

ИА REGNUM: В Литве, Латвии и Эстонии, насколько я понимаю, вообще предпочитают не вспоминать про советские времена, относятся настороженно. Ведь так?

Не знаю как в Латвии и Эстонии, но в Литве... думаю, да, какая-то паранойя на этот счёт присутствует. Но это ж нормально. Всё было очень недавно и наше старое поколение вспоминает, размышляет о том, что было и эмоции передаются молодым.

ИА REGNUM: Вот у того, советского литовского кино был свой стиль, оно было узнаваемым. А старые фильмы показывают в Литве? Зрители-то их видят?

Да, бывает иногда. Делают ретроспективы. Проблема в том, что у киноархива, в котором хранятся плёнки, нет денег на реставрацию. Когда смотришь старые фильмы, то делаешь это нередко через силу. Сидишь и говоришь себе: "Это же классический литовский фильм!". Смотреть печально, качество изображения ужасное. Копия признанного всеми шедевра Жалакявичюса "Никто не хотел умирать" просто страшная. Нюансов уже не видно.

ИА REGNUM: Государство не пытается реанимировать их?

Сейчас денег нет. Легче оцифровать то, что снимали в 1990-е. А эти плёнки старые, тут по кадрам надо восстанавливать. Вот я в Германии купил диск "Метрополиса" Фрица Ланга, и там есть диск, где рассказывается о процессе восстановления. Деньги выделил Евросоюз. А у нас и без того небольшое финансирование и это очень трудно.

ИА REGNUM: Литовское кино постепенно входит в европейское культурное пространство. Насколько успешно идёт процесс и есть ли уже какие-то позитивные сдвиги?

В Европу мы начали пробиваться только сейчас. Последние 2-3 года. Литва вступила в Европейский союз, стали сотрудничать с MEDIA (программа поддержки европейского кино - прим. ред.), но это ж всё не мгновенные результаты. Посевы начали всходить только-только и говорить про полную отдачу рано. Сам факт, что литовские фильмы выходят на фестивали и про них узнают - уже замечателен. Только нужно, чтоб другие наши режиссеры подтягивались. И есть ещё одна проблема - в характере национальном, наверное. Все молодые боятся снимать полный метр.

ИА REGNUM: Почему же!?

Это видно по продукции. Все снимают короткий метр. Очень много. На одном сеансе специально показывают три фильма. Это прикольно, конечно. Но, вообще, нет личностей, если уж совсем грубо... А я всегда, так немного цинично, говорил: "Если уж заводиться, так на полный метр". Литовский рынок маленький, пару раз покажешься с коротким метром и всё закончится. А полный метр ты и здесь можешь показать, и на фестиваль отправить. Молодые же не хотят дерзать. Хотя это стоит делать. У нас сейчас идет процесс самоидентификации и в кино в том числе.

ИА REGNUM: А о чём им нравится снимать?

Про любовь. Снимают много документальных фильмов. Ищут темы какие-то острые. Например, был фильм про район под названием "Шанхай", который собирались сносить. Про бездомных снимают. Есть еще картина про Чечню, "Барзах" (посвящен памяти сотрудницы правозащитного центра "Мемориал" Натальи Эстемировой - прим. ред.). Так вот его продюсировал Аки Каурисмяки и с фестивалями, конечно, было легче.

ИА REGNUM: В советское время больше было известно прибалтийское кино, а когда республики получили независимость, случился разворот на 180 градусов. Сейчас театры и театральных режиссеров Литвы, Эстонии и Латвии знают в разы лучше. Как Вы думаете, почему так случилось?

Думаю всё потому, что кино - самое дорогое искусство. В Советском Союзе деньги были всегда. Республики получали дотации и даже я помню: Литовская киностудия должна была выдавать по плану 10 фильмов в год, к примеру. Если они не успевали его выполнить, то быстро снимали какую-нибудь ерунду, чтоб поступления не сократились. Режиссёры привыкли к такому и утратили ответственность перед зрителем. И когда начался переход в капитализм - самовыражаться-то ты, конечно, можешь, но для этого нужно быть Стэнли Кубриком. А все сидели и говорили что-то вроде: "Мы не работаем, потому что нам нужен бюджет в 1 миллион, за меньшие деньги снимать не будем". Полагаю, поэтому всё и остановилось. А когда не работаешь, миллион свой получаешь через 10 лет, снимаешь, то выходит труха. Это ж как у музыкантов. А в театре они работали всегда. У нас вот сидят и думают даже не про то, чтобы достать денег, а про то, что вот сейчас кто-то придет и даст денег. На кино капитализм, конечно, сказался весьма скверно. Ты должен себя продавать. Это ведь происходит и с российским кино. Многие ведь великие режиссеры не смогли найти себя. А нужно держать себя в форме. Вот Александр Сокуров снимает документальное кино, например, пока ждет финансирование на следующий фильм. А наши великие - Жалакявичюс и тот же Жебрюнас в документалистике не работали. Они всё ждали, пока будут делать художественный фильм.

ИА REGNUM: Есть какие-то темы, за которые Вы, ну, никогда не возьметесь?

Да я как-то и не думал об этом. Даже не знаю. В мире всё очень взаимосвязано. Не думаю, что что-то нужно делить, я не верю в крайности. Вот я не могу сказать, что Советский Союз - это плохо или хорошо. Это - было! Мы как-то жили. Мне тогда было 19 лет, когда он распался, взять и отрезать такой кусок жизни не получается. Да, это было при другом строе, не было какой-то информации, книг, фильмов. Но это было. И я сформировался такой. Было бы по-другому, был бы другой. Я вот не люблю все эти гипотетические - что было бы если бы... Это даже нечестный вопрос. Ещё раз повторю - темы взаимосвязаны, одна дополняет другую. И не надо брать темы очевидно эксплуатационные. Я не думаю, что есть запретные темы. Художник ведь такое существо, которое должно первым пойти за запретом, за моралью и попробовать показать. Нужно лишь найти подходящий ракурс