По мнению парламентского секретаря Министерства экономики Латвии Вилниса Кирсиса, принятые Сеймом поправки к "Закону об энергетике" открыли несколько предпосылок к тому, чтобы топливо в государстве стало дешевле для потребителя, сообщает 12 ноября корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на пресс-службу парламента.

Поясняя принятые поправки, Кирсис указывает, что прежняя редакция 72-й статьи "Закона об энергетике" гласила: участвовать в открытых конкурсах на создание резервов нефтяных продуктов могли только работающие на рынке коммерсанты, получившие одну из специальных лицензий или разрешений на операции с нефтепродуктами. "Таким образом, ущемлялись возможности других коммерсантов стать участниками таких конкурсов. В том числе, разных международных нефтяных фондов и других финансовых институций, у которых есть соответствующие производственные объемы и которые прежде уже выражали интерес к этим конкурсам", - говорит Кирсис, не скрывая, что главной задачей внесения поправок была отмена этой нормы, чтобы обеспечить Латвию достаточными запасами топлива по приемлемой цене.

Директива указывает, что все страны-участницы ЕС, в том числе и Латвия, должны обеспечить себе резерв топлива на 90 дней на случай, если наступит так называемый "час Х". Эти резервы топлива можно хранить по-разному. Например, государство может само создать свою нефтебазу и закупать для нее резервное топливо, как это делает Эстония. А можно договориться с торговцами топливом, что они будут хранить эти нефтепродукты в своих топливных хранилищах, как это делают многие страны, включая Латвию. Главное условие заключается в другом. Как минимум 25% от этого топлива надо хранить в Латвии, а остальное количество можно хранить в других Балтийских странах, в Финляндии и Дании - другими словами, в странах, с которыми заключен соответствующий договор о сотрудничестве.

Но самая большая проблема заключается в том, что в Латвии на месте недостаточно мощностей для хранения топлива - в отличие, например, от Литве, располагающей своим нефтеперерабатывающим заводом в Мажейкяе. В настоящий момент резервов дизельного топлива в Латвии хватило бы на обозначенные 90 дней, а вот бензина запасено только на 79 дней. Это означает, что нужно проводить новые закупки, в которых до сих пор могли участвовать только предприятия с лицензиями на торговлю и хранение нефтепродуктов. Отмечается, что они не смогли обеспечить необходимый стране объем топливных резервов.

"С принятием поправок Министерство экономики как закупщик резервов сможет получить больше предложений, которые будут конкурировать между собой не только в цене, но и в технических решениях. К тому же это, хоть и косвенно и в небольшом объеме, но все же повлияет на остальные цены на топливном рынке. До сих пор в среднем 1,3 сантима от стоимости каждого купленного литра топлива составляла пошлина на резервы нефтепродуктов, которая в результате проведения успешной закупки теперь может снизиться", - поясняет ситуацию Кирсис.